Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 14:47, курсовая работа
Весьма лаконично определение, данное акту управления Новоселовым В.И. Он отмечает, что «письменный правовой акт — это документ, в котором предписания соответствующего органа управления получают объективированное выражение»[4]. Здесь также можно проследить требование к форме документа, к органу, который уполномочен издавать такие акты, а также к содержанию акта.
Как видим, юридическая наука в лице ее теоретиков в общем и целом сходится во мнении относительно признаков, свойственных актам управления.
Цель данной курсовой работы – дать определение правовому акту управления через совокупность его главных признаков, определить его виды, выяснить порядок принятия и введение в действие акта управления, а также возможности его отмены.
Введение …………………………………………………………………. … 3
Глава 1. Понятие и признаки правового акта управления……………5
1.1. Понятие правового акта ………………………………… ……………..5
1.2. Признаки правового акта ………………………………………………. 6
1.3. Соотношение закона и подзаконного акта…………………………....12
Глава 2. Виды правовых актов управления …………………………....15
Глава 3. Правила подготовки и издания правовых актов
управления…………………………………………………………………..23
3.1. Соотношение права и административного акта………………………23
3.2. Порядок принятия правовых актов федерального значения………....24
3.3. Порядок принятия правовых актов регионального значения.…........ 28
Глава 4. Действие правовых актов управления………………….…......31
4.1. Вступление правовых актов в силу…………………………………….31
4.2. Прекращение действия правовых актов…………………………….......32
Заключение…………………………………………………………………...34
Список использованных источников ………………………………….. 37
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Понятие и признаки правового акта управления……………5
1.1. Понятие правового акта ………………………………… ……………..5
1.2. Признаки правового акта ………………………………………………. 6
1.3. Соотношение закона и подзаконного акта…………………………....12
Глава 2. Виды правовых актов управления …………………………....15
Глава 3. Правила подготовки и издания правовых актов
управления……………………………………………………
3.1. Соотношение права
и административного акта………………
3.2. Порядок принятия правовых актов федерального значения………....24
3.3. Порядок принятия правовых актов регионального значения.…........ 28
Глава 4. Действие правовых актов управления………………….…......31
4.1. Вступление правовых актов в силу…………………………………….31
4.2. Прекращение действия правовых актов…………………………….......32
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников ………………………………….. 37
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших инструментов управленческого процесса в административной сфере, в области государственного управления является правовой акт управления. Нельзя переоценить актуальность и роль данного механизма при принятии управленческих решений, регулировании общественных отношений. Во-первых, правовой акт управления, а именно его разновидность – нормативный правовой акт, будучи подзаконным правовым актом, служит средством конкретизации установленных федеральными и региональными законами абстрактных установлений, ликвидируя правовые пробелы регулирующего и иного характера, дополняя и развивая общие нормы. Во-вторых, правовой акт управления в виде индивидуального правового акта носит учредительный характер для юридических фактов, являющихся результатом одних и служащих началом других правоотношений. Эти две основные роли акта управления уже отражают широту и многообразие сфер государственного регулирования, находящих свое воплощение в правоприменительных документах. Оттого существует повышенный интерес ученых, юристов к институту акта управления. Так, Г.Ф. Шершеневич в своем пособии по общей теории права выделяет административный указ как одну из форм управления, наделяя его признаками соответствия закону, издания уполномоченным органом и доведения до общественности. Всем этим наличествующим признакам удовлетворяли такие виды административного указа, как указ Императора, решения правительства, министерств, губернатора и градоначальников[1].
Васильев Р.Ф. в своей работе «Акты управления»[2] описал акт управления как волеизъявление управомоченного субъекта права, регулирующее общественные отношения путем установления (изменения, отмены сферы действия) правовых норм, а также установления (изменения, прекращения) конкретных правоотношений, результаты которого в виде велений, обращений, соглашений и т. п. в установленных законом случаях фиксируются в документальной форме (в акте - документе)».
Д.Н.Бахрах выделяет также признаки, свойственные акту управления: компетентность органа власти, официальность, форма документа, его подзаконность, акты как юридические факты, властность веления[3].
Весьма лаконично определение, данное акту управления Новоселовым В.И. Он отмечает, что «письменный правовой акт — это документ, в котором предписания соответствующего органа управления получают объективированное выражение»[4]. Здесь также можно проследить требование к форме документа, к органу, который уполномочен издавать такие акты, а также к содержанию акта.
Как видим, юридическая наука в лице ее теоретиков в общем и целом сходится во мнении относительно признаков, свойственных актам управления.
Цель данной курсовой работы – дать определение правовому акту управления через совокупность его главных признаков, определить его виды, выяснить порядок принятия и введение в действие акта управления, а также возможности его отмены.
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО АКТА УПРАВЛЕНИЯ. ФУНКЦИИ ПРАВОВОГО АКТА.
Любой правовой акт – это правовой документ, выражающий волевое решение органа государственной власти. Орган государственной власти, функционируя на основании своего учредительного документа, реализует свою деятельность в пределах закрепленных в нем полномочий.
Постараемся на основе этих, казалось бы, простых истин, подтверждающихся многолетней практикой государственного управления, дать определение правовому акту, отражающего мнение большинства современных теоретиков административного права: правовой акт – письменный подзаконный официальный документ, принятый в предусмотренной законом форме, при соблюдении особой процедуры принятия, содержащий волевое установление управомоченного субъекта в пределах своей компетенции, регулирующий общественные отношения и обязательный для всеобщего исполнения.
Это определение содержит то минимальное число существенных признаков, которые позволяют отличить правовой акт от любых других документов, издаваемых органами власти в процессе своей деятельности – писем, справок, заявлений и др. Между тем, даже такое лаконичное родовое определение содержит внушительный перечень признаков, характерных для правового акта управления. Исключение какого-либо критерия делает определение неполным, неточно характеризует природу актов управления. Данное содержание этого понятия может лишь дополняться другими, уточняющими критериями, получая в своем развитии определения для более конкретных правовых актов, свойственных для деятельности отдельных субъектов.
Опишем подробнее основные признаки правового акта управления.
1.2. Признаки правового акта.
Административный правовой акт управления характеризуется следующими признаками.
Любой правовой акт отличается, например, от комментария этого же акта, языком и стилем изложения, совокупностью приемов и правил юридической техники. Это проявляется, в частности, особой структуризацией текста – выделением его на статьи и пункты, использованием особых строгих юридических терминов и понятий, наличием обязательных реквизитов, присущих этим документам. Между тем, перечисленные элементы не должны нагромождать собою текст акта, его структура должна быть логичной и последовательной, термины и понятия, используемые при описании правоотношений, должны раскрываться предельно ясно и недвусмысленно, обеспечивая единообразное толкование этого акта. Использование бланкетных и отсылочных норм значительно усложняет понимание правового акта.
Единые и подробные требования к форме, структуре правовых актов пока не нашли своего воплощения в законах, но отданы на откуп ведомственным подзаконным нормативным актам. Например, требования по подготовке проектов правовых актов по вопросам организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, органов и учреждений системы Судебного департамента, установлены и утверждены в виде инструкции приказом Судебного департамента[5] от 19 ноября 1999 г. N 144.
Официальность правового акта связана с его изданием государственным органом, органом местного самоуправления либо иным управомоченным субъектом в результате исполнения своих функций. Содержание в акте управления норм права или регулирующее содержание, основанное на праве, наделяет его правовым статусом. Акты, хотя и носящие нормативный характер, но не основанные на законе, не являются правовыми. Также не являются правовыми и индивидуальные акты, реализующие неправовые нормативные предписания. Примером таких актов являются уставы общественных организаций, партий.
Данное право – издавать правовые акты в пределах своей компетенции – делегировано органам власти Конституцией, федеральными законами, разработанными на их основе подзаконными актами – положениями, уставами и другими. Там же закреплены виды актов, которые органы власти имеют право издавать. Установление таким образом форм нормативных актов, имеющих функцию источников права в правовой системе страны – важный принцип законности. Так, по мнению С.Л.Зивса, советского юриста, заслуженного деятеля науки РСФСР, «нормы права должны быть заранее определены, т.е. виды источников права должны быть предустановлены. Одним из выражений законности является установление видов источников права в Конституции»[6].
Резюмируя сказанное, зафиксируем, что акты управления являются формой выражения воли властного органа от имени государства в пределах его компетенции, а также в форме установленной законодательством. Отступление от этого предписания, т.е. издания актов, регулирующих общественные отношения, либо устанавливающих юридические факты, издание которых находится за пределами компетенции органа власти или существенно превышает полномочия органа власти нарушает принцип законности.
Правовой характер актов управления налагает на всех субъектов правоотношений обязанности по их соблюдению. Легитимность правовых актов, т.е. исполнение процедуры его принятия, соответствие его правовым актам, имеющих большую юридическую силу, изданных в пределах компетенции управомоченного органа, не дает возможности подвергнуть сомнению необходимость и обязанность их исполнения. Нарушение правил, установленных актом, либо их неисполнение, нарушает законность и влечет активацию механизма защиты государственных и общественных интересов в лице правоохранительных и иных органов.
Волевой характер предписаний, наличествующих в акте управления, означает выражение воли, принявшего его субъекта. Существует множество мнений относительно того, чью же волю выражает акт. С.С. Алексеев считал, что «во всех случаях он выражает волю государства. Отсюда его властность, авторитарность» [7]. Г.Ф.Шершеневич отмечал, что «норма права исходит непосредственно от государственной власти, составляет прямое выражение воли органов власти»[8]. Существуют и мнения, основанные на выражении в актах управления воли общественного интереса. В зависимости от «учредителя» правового акта, его содержание отражает волю либо государства, если он издан от имени государства, либо населения – если акт принят на референдуме.
Административный акт управления активно используется для реализации органом власти своих управленческих функций, нацеленных на защиту интересов государства, общества, гражданина. В этом видится функция обеспечения публичных интересов акта управления.
Акт управления, если это нормативный правовой акт, может служить источником права, т.е. содержать правила поведения, правовые нормы не только в области административного права, но и гражданского, финансового и др., образуя подзаконную нормативную базу. Большое значение нормативно-правового акта проявляется в формировании региональной нормативной базы по вопросам ведения субъектов Российской Федерации. При этом акты управления государственных органов, должностного лица субъекта не должны противоречить также законам этого субъекта. Решения органов местного самоуправления регулируют вопросы местного значения. Нормативно-правовой акт в данном случае обладает регулирующей функцией подзаконного акта, которая проявляется как посредник между абстрактным законом и гражданином или иным субъектом права, уточняя и детализируя нормы закона, и служит источником возможных правоотношений.
Если нормативно-правовой акт регулирует абстрактные отношения, которые возможно возникнут у определенного субъекта в будущем, а возможно и нет, то индивидуальный акт прямо устанавливает конкретные новые правоотношения или, становясь юридическим фактом, фиксирует их начало, изменение или окончание. Значимость такого рода актов проявляется в учредительном характере управленческих действий, направленных на реализацию норм права. В этом смысле значение акта, имеющего исполнительную функцию, заключается в реализации практической деятельности органа власти и управленческих процедур при осуществлении своих полномочий.
Окончательный либо промежуточный результат деятельности управомоченного органа, воплощенный в содержании индивидуального правового акта, повсеместно выступает юридическим фактом, т.е. служит основанием для возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений – не только в сфере административного права и иных отраслей публичного права, но и в сфере частного права. При этом данные факты могут иметь не только положительный характер, но и отражать отрицательный результат правоотношений, выражающийся, например, в отказе уполномоченного органа в реализации прав субъекта. Примерами таких фактов могут быть как фиксации юридического состояния субъекта, так и распоряжения в области имущественных интересов субъектов, трудовых и семейных правоотношений. Так, юридическим фактами являются регистрация брака, распоряжение местной администрации о выделении земельного участка, разрешение на строительство дома, распоряжение об увольнении и многие другие. Все названные факты служат основой, прямой или опосредованной, для возникновения в будущем иных правоотношений; так имущественные отношения между супругами порождены фактом брака, распоряжение о выделении земельного участка влечет возникновение вещных прав, разрешение на строительство дома – в будущем влияет на регистрацию права собственности на недвижимость, а незаконное увольнение может быть предметом иска в суде. В любом случае, эти факты порождены изданием правового акта управления. Все эти цепочки разнообразных юридических фактов являются доказательствами наличия таких правоотношений.
Отношения, возникающие между различными субъектами, регулируются с помощью актов разнообразными методами – путем прямого разрешения, запрета, либо обязыванием и другими средствами.
6. Подзаконность акта управления.
Подзаконность акта управления является свойством акта не противоречить Конституции РФ, законам и иным актам, имеющих большую юридическую силу. Обычно юридической формулой связи акта управления и законов является фиксация в тексте словесной конструкции «во исполнение закона» либо «на основании закона» и им подобных. Подзаконный правовой акт принимается по вопросам, должным получить более детальное правовое урегулирование и прямо указанным в законе, а также не нашедшим отражение в законах, но требующих регулирования. Таким образом, при содержательном расхождении закона и подзаконного правового акта, действует первый. Подзаконный акт также может дополнять, конкретизировать нормы закона, однако не противоречив при этом ему. В отличие от техники составления правовых актов управления, данный признак непротиворечия получил значительное закрепление в Конституции, законах, а также предоставлена возможность отмены правовых актов в случае их противоречия законам и НПА, имеющих большую юридическую силу, а также нарушающих права и свободы субъектов административных правоотношений. В этом заключается охранительная функция акта управления.