Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 14:48, курсовая работа
В Германии традиционно сосуществуют два основных направления в профессиональном медиаобразовании – “теоретическое” (научное) и практическое. Им соответствуют две базовые модели журналистского образования. К первой относится долгосрочная подготовка журналистов-практиков и исследователей журналистики в институтах публицистики, действующих в структуре германских университетов. Вторая модель, пре
Профессиональное
В.Д.Фатымина,
факультет филологии и журналистики
Ростовского государственного университета
Журналистское образование в Германии В ХХI векЕ:
проблемы и перспективы (2005)
Система профессиональной подготовки журналистов в ФРГ:
от институтов публицистики до волонтариата
В Германии традиционно сосуществуют два основных направления в профессиональном медиаобразовании – “теоретическое” (научное) и практическое. Им соответствуют две базовые модели журналистского образования. К первой относится долгосрочная подготовка журналистов-практиков и исследователей журналистики в институтах публицистики, действующих в структуре германских университетов. Вторая модель, предусматривающая главным образом практическое обучение журналистов конкретным профессиональным нормам, умениям и навыкам работы в редакциях массмедиа, реализуется преимущественно на базе различных школ журналистики и краткосрочных курсов. Помимо этого имеется немало дополнительных возможностей, например, профессиональное обучение в сочетании с дополнительной специализацией «журналистика». На настоящий момент в стране существует около 170 образовательных учреждений, где осуществляется подготовка журналистов на основе различных подходов к обучению1.
На сегодняшний день в Германии, согласно данным федеральной статистической службы, насчитывается 99 университетов2. Но полномасштабные программы журналистского образования осуществляют менее десяти университетских центров. К ним относятся университеты в Дортмунде, Айхштетте, Лейпциге, Мюнхене (с защитой диплома), Берлине, Бохуме, Дрездене и Мюнстере (с присвоением степени магистра). Наиболее удачным для журналистского образования оказался специализированный курс подготовки журналистов по модели университета в Гессене. Общеобразовательное обучение в Гессене идет параллельно с журналистским образованием, основывающимся не столько на теории публицистики, сколько на её истории. Журналистское образование в Майнце значительно улучшило свою репутацию после того, как журналисты, получающие после окончания учебы университетские дипломы, прежде всего, по теории публицистики, стали проходить учебную практику в редакциях. Исходя из опыта, накопленного в Майнце, следует сдать в архив распространённое мнение, будто институты публицистики выпускают теоретиков, совершенно не приспособленных для практической журналистики: 85% выпускников курса пост-градуального обучения при этом университете по окончании обучения находят место работы.
Ко второй модели журналистского образования традиционно относят школы журналистики и учебные центры, принадлежащие медиаконцернам. Сейчас в Германии существуют десятки подобных центров по подготовке журналистов. То тут, то там появляются частные, связанные с медиаконцернами школы журналистского мастерства и курсы обучения начинающих журналистов-внештатников - так называемых волонтёров. При этом бросается в глаза, насколько сильно определяют общую картину появившиеся за последние годы в самих издательствах собственные “инкубаторы” журналистских кадров. Хорошей репутацией пользуется, например, журналистская школа имени Генри Наннена издательского дома “Грyнер унд Яр“.
Действуют и самостоятельные школы журналистики, не принадлежащие медиаконцернам. Лучшие среди них - Кёльнская, Мюнхенская и Гамбургская. Недавно даже Евангелическая церковь открыла свою журналистскую школу в Берлине. В ней учат “практической журналистике с этическим самоанализом”, “совершенному ремеслу”. Такие школы нередко являются тщательно организованными, солидными учебными заведениями, хотя ведущие медийные организации их не всегда признают. Очевидно, это связано с тем, что в этих школах зачастую недостает преемственности в преподавании из-за частой сменяемости преподавателей, в качестве которых обычно используются приглашенные опытные журналисты-практики. Многие работающие журналисты отмечают, что, в сущности, там учат только тому, что в редакционной практике приобретается автоматически и что именуется learning by doing (обучение на примерах по принципу “делай, как я”).
Ко второй модели можно отнести и волонтариат – классический для Германии, наиболее часто избираемый путь в журналистскую профессию. Волонтариатом именуется двухлетнее обучение добровольцев-учеников в редакциях с целью овладения журналистским “ремеслом” на практике. Как правило, это выпускники общеобразовательных школ, имеющие склонность к журналистской деятельности. Но волонтариат приносит успех только в том случае, если ученик-“подмастерье” не только приобрел практические знания и навыки в редакции, но и прошел курс профессионального обучения или закончил специальное учебное заведение. В противном случае возможности карьерного роста тех, кто прошёл через волонтариат, окажутся ограниченными.
Повышение квалификации журналистов –
перспективное направление образовательной деятельности
В Германии существует немало учреждений,
занимающихся повышением квалификации
и переподготовкой
Данное образовательное
Существенную роль в повышении квалификации германских журналистов играют образовательные учреждения объединенной Европы. В Маастрихте под эгидой ЕС создан Центр повышения квалификации работников прессы. В одной только Европейской ассоциации журналистов объединено 60 институтов, занимающихся повышением квалификации журналистов.
И всё же повышение квалификации до сих пор остается главным образом уделом отдельных учреждений и энтузиастов-инициаторов. Тому есть ряд причин. Во-первых, лишь некоторые издательские дома и вещательные компании заботятся о том, чтобы их персонал мог повышать свою квалификацию. Большинство же медийных организаций не хотят предоставлять своим сотрудникам свободное время для дальнейшего обучения, забывая, что именно журналистам важно иметь возможность для постоянного ознакомления с новейшим научными разработками и практическим опытом. Руководители этих организаций не задумываются о том, что в данном случае попытки экономии средств могут оказаться недальновидными с точки зрения стратегии развития. Во-вторых, сами журналисты либо не всегда осознают необходимость повышения своей квалификации, полагая, что они и так всё знают и умеют, либо не хотят терять заработок и не берут положенный по закону учебный отпуск (особенно это характерно для сотрудников частных СМИ). Такая позиция предопределяет их незаинтересованность в вопросах повышения квалификации. В-третьих, сказывается, конечно, и большая загруженность журналистов. Ситуация изменится только тогда, когда все стороны поймут насущную необходимость в повышении квалификации.
Следовать требованиям жизни
Любое профессиональное образование должно быть не только качественным, но и соответствовать требованиям социальной, политической и экономической действительности, ориентироваться на потребности практики. Соответствует ли современные программы журналистского образования в Германии задачам сегодняшнего и завтрашнего дня? “По количеству – да, а по качеству и содержанию – нет”, – отвечает на этот вопрос известный германский исследователь журналистики и медиакритик д-р Д. Ратцке3.
В новом веке сложившаяся система профессиональной подготовки и повышения квалификации журналистов в Германии стоит перед необходимостью радикальных реформ. Насущность преобразований в системе журналистского образования вызвана причинами как общего, так и частного свойства.
Во-первых, потребность в реформировании журналистского образования диктуется существенной трансформацией объективных социальных, политических и экономических условий профессиональной деятельности журналистов и, в определённой степени, изменением её характера. Конечно, можно было бы возразить, что подобные изменения имели место и раньше. Ведь “на пути радикальных преобразований” СМИ Германии (как и многих других развитых стран мира) находятся с 1980-х гг.4 Российские и немецкие исследователи отмечают, что в последние десятилетия ситуация на информационном рынке ФРГ изменилась коренным образом5. В этот период происходило бурное развитие новейших информационно-коммуникационных и компьютерных технологий, определившее широкое распространение кабельного и спутникового ТВ, цифровых интерактивных коммуникаций, появление и становление сетевой журналистики.
Изменение общих условий функционирования СМИ (вследствие углубления процессов дифференциации общества и появления новых технических возможностей сбора и распространения информации) сочетается сегодня с ещё более жёсткой конкуренцией между медийными организациями, с усилением влияния рыночных факторов и углублением процессов коммерциализации массмедиа. Коммерциализацию можно рассматривать как процесс, вследствие которого всё большее значение приобретают экономические правила капиталистического общества, а социальная деятельность во всё большой степени определяется экономическими категориями, которые нередко становятся приоритетными. О масштабе коммерциализации можно судить по тому, насколько определённые медиасистемы подвержены влиянию законов экономики и насколько они вынуждены руководствоваться ими в своей повседневной экономической деятельности6.
Под влиянием усиления рыночных факторов в Германии изменился сам рынок труда журналистов7, а вместе с ним и представления о характере их профессиональной культуры. Сегодняшняя журналистика – это уже не только творческое самовыражение индивида при выполнении определённой общественной задачи. Это бизнес, который приносит доход, и в котором решения нередко принимаются не в пользу публицистического качества журналистских произведений или реализации стоящих перед журналистом и редакцией социальных задач, а в пользу экономической эффективности медийной организации.
Во-вторых, на мире профессий уже сегодня сказываются повсеместные изменения на рынке труда, обусловленные глобализацией, экономической интеграцией и внедрением современных технологий. Традиционные редакционные профессии наполняются новым содержанием, модернизируются, одновременно возникают совершенно новые, которых еще несколько лет назад не существовало8. В то же время везде уделяется недостаточно внимания обучению новым профессиям – таким, как редактор телетекста, редактор банка данных, технический редактор, редактор-документалист, редактор-исследователь, менеджер редакции, продюсер, специалист по редакционному маркетингу. Здесь открываются весьма значительные профессиональные шансы и вместе с тем большие возможности для учебных заведений нового прогрессивного профиля. Несколько лучше обстоит дело с подготовкой специалистов для отделов “паблик рилейшнз”. Этот сектор развивается очень быстро, и спрос на первоклассные кадры в нём постоянен.
Необходимо учесть, что в средствах массовой информации заняты не только собственно журналисты, но и медиапрофессионалы - представители других профессий. Сфера их задач и обязанностей также стремительно меняется. О повышении их квалификации пока никто не заботится, хотя в издательских домах они представлены даже больше, чем журналисты: в пропорции 2:3. Пожалуй, только университет в Зигене разработал для этой группы медиаперсонала курс по СМИ.
Такое развитие изменяет профиль требований
к большинству видов
В-третьих, как отмечают многие германские
исследователи журналистики и медиакритики,
потребность в радикальных
Итак, очевидно, что происходящие сегодня в массово-информационной сфере структурные и содержательные преобразования задают новые требования к профессиональной квалификации германских журналистов, а следовательно, и к их обучению. И слова д-ра Д. Ратцке о том, что “в ходе изменений СМИ должен измениться сам журналист, его профессиональная этика, должно измениться и его образование”10, лишь подтверждают верность сделанных выводов. Тем не менее, произошедшие перемены пока не привели к концептуальным реформам в системе журналистского образования в Германии.
Информация о работе Журналистское образование в Германии В ХХI век