Журналистское образование в Германии В ХХI век

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 14:48, курсовая работа

Краткое описание

В Германии традиционно сосуществуют два основных направления в профессиональном медиаобразовании – “теоретическое” (научное) и практическое. Им соответствуют две базовые модели журналистского образования. К первой относится долгосрочная подготовка журналистов-практиков и исследователей журналистики в институтах публицистики, действующих в структуре германских университетов. Вторая модель, пре

Вложенные файлы: 1 файл

021.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

 

Журналист нового века: компетентность – прежде всего

 

Каким же профессиональным требованиям должен соответствовать журналист, чтобы эффективно действовать в изменившихся условиях, на что должны быть ориентированы перемены в журналистском образовании? Как отвечают на этот вопрос германские исследователи журналистики и медиакритика?

Результаты опроса 53 германских экспертов11 свидетельствуют: как и раньше, преимущественное значение имеет компетентность журналиста в определённых   предметных областях знаний (т.е. базовых, специальных и междисциплинарных). При этом специальные знания по журналистике, за исключением правовой, экономической и технической областей, оценивались большинством опрошенных как менее значимые в будущем. Под специальными понимались “инструментальные” познания и способности, необходимые для поиска информации, редактирования журналистских текстов, для организации работы журналиста, и знания в сфере экономики, истории, политики, техники и права СМИ, а также общие знания в рамках наук о коммуникации (коммуникативистики)12.

Сегодня всё большее значение приобретает  умение производить оценку и селекцию информации по степени её важности. Освещаемые в СМИ процессы и события становятся все более сложными и многослойными, объёмы обрабатываемой журналистами информации постоянно растут. Чтобы анализировать входящую информацию, понимать взаимосвязи между различными фактами и явлениями, журналист должен иметь хорошую общеобразовательную подготовку. В самое ближайшее время ему придётся стать своего рода “человеком-оркестром”, ведь новому рынку труда нужны специалисты-универсалы с ярко выраженными творческими способностями. Творческий подход, умение мыслить нестандартно будут в дальнейшем исключительно важны – как и люди, способные объединять в своём мышлении совершенно различные сферы знаний13, ибо работа журналиста становится всё более сложной. Из этого следует, что приоритет необходимо отдавать университетской подготовке разносторонне образованного журналиста. Это требование приобретает все большую значимость в связи с ростом образовательного уровня широкой публики.

Аналогичного мнения придерживались и  опрошенные эксперты:  большинство из них полагает, что компетентность будущих журналистов будет иметь всё большее значение, и журналисты едва ли смогут обойтись в будущем без высшего образования. В новом столетии к журналистам будут предъявляться значительно более высокие квалификационные требования во всех сферах их профессиональной деятельности и подсистемах СМИ.

Но одних предметных знаний уже  недостаточно.  Сегодня от журналистов  всё чаще требуются способности  и умения, которые до сих пор  редко упоминались. Их называют также “ключевые качества квалификации” или “soft skills”.  Данное понятие включает в себя компетентность в сфере методики применения знаний, что подразумевает умение комбинировать и дополнять полученные знания, принимать решения и решать проблемы, а также компетентность в сфере социальных отношений и в сфере новых средств информации.

Компетентность  в сфере социальных отношений означает способность работать в команде, кооперироваться с коллегами, преодолевать конфликты. Иными словами, речь идёт об умении общаться в процессе решения профессиональных задач14. Сегодня работодатель обращает на эти качества всё больше внимания. Если говорить о принципах кадровой политики, “то речь уже давно не идёт о том, чтобы выудить из числа кандидатов лучшего журналиста, предпочтение отдаётся тому, кто лучше всего вписывается в существующую команду и тем самым в профиль редакции”15. А этому пока не учат в университетах. Кроме того, ввиду растущей интернационализации современного мира, необходимости обращения журналистов к различным целевым группам аудитории с разнообразными социокультурными характеристиками  всё более важными становятся знания менталитета разных народов и отдельных групп общества, иностранных языков и культур.

Компетентность  в сфере новых информационных средств. Поражающее своей масштабностью развитие новых информационных технологий привело к тому, что за достаточно короткий промежуток времени компьютер и Интернет внедрились практически во все сферы социальной действительности. Рынок труда – не исключение, и новые информационные средства будут иметь в мире профессий всё большее значение.

Техническая модернизация массмедиа  порождает новые тенденции развития. Изменение технического потенциала открывает для медийных организаций  новые возможности рационализации, которая затрагивают редакционные структуры и структуру расходов, изменяет сложившиеся представления о профессии, ставит перед журналистами новые задачи. Поэтому более высокие требования предъявляются к компетентности журналистов в сфере новых информационных средств, а следовательно, и к их обучению. Классическое высшее образование сегодня видоизменяется. В университете теперь будут в меньшей степени учить, где искать и откуда брать знания. Сам по себе сбор информации постепенно утратит своё уникальное значение. Современные технологии, высокоскоростные каналы поиска и передачи информации, набирающее темпы глобальное компьютерно-сетевое объединение и банки данных - всё это открывает совершенно новые возможности для сбора и обработки информации и тем самым радикально меняет условия работы журналистов. Журналист обязан уметь пользоваться новыми коммуникационными и информационными технологиями.

Без сомнения, новые и новейшие СМИ меняются очень быстро. Также  быстро должны реагировать на эти  изменения и учреждения, готовящие журналистов, постоянно перестраивая свои программы, причём без спешки и не ради лишь новаций, а с учётом критической позиции опытных специалистов – учёных и практиков. К сожалению, системе образования Германии требуется по-прежнему достаточно много времени, чтобы разработать и внедрить программы и курсы, соответствующие новым требованиям рынка труда. Зачастую студенты получают специализацию, которая к концу периода обучения устаревает, теряет свою актуальность.

Многочисленные новые источники информации – сетевые агентства, пиаровские службы и т.д. – предлагают сегодня журналистам уже готовые материалы и тексты пресс-релизов. Однако германские медиакритики отмечают: если речь идёт о качественной журналистике, то публикацию подобных текстов под видом журналистских материалов (или же в форме бегло отредактированных версий) следует признать недопустимой. Конкурируя с такими сетевыми источниками информации, журналисту волей-неволей придётся блистать точностью и остротой выводов, умением анализировать и высказывать собственное мнение, знанием форм представления материала и мастерством презентации, умением владеть языком и чётко излагать мысли.  Отсюда проистекает ещё одна важная задача для тех, кто готовит будущих работников печатной и электронной прессы: журналистское образование должно быть направлено не только на ознакомление с новшествами в технической сфере и передачу навыков пользования ими, но и на более традиционные аспекты формирования профессионального мастерства.

Не следует недооценивать также тот факт, что внедрение новых технологий и компьютеризация рабочих мест способны одновременно усилить проявления рутины, обеднения профессиональной деятельности журналиста. Без компенсирующих мер компьютерная рационализация рабочих мест может привести к понижению публицистического качества журналистики16.

 

Редактор – медиаиндустриальный менеджер?

 

Существенную переакцентировку приоритетов  в характере и методах работы журналистов вызывает усиление влияния  рыночных экономических факторов на медийные организации. Как уже отмечалось выше, в наше время практически во всех подсистемах общества доминируют экономические интересы, в медийной сфере в том числе. Логичным следствием широкого распространения в 1980-90-е гг. неолиберальных экономических идей и подходов стало отношение к средствам массовой информации главным образом как к отрасли рыночной экономики –  медиаиндустрии, действующей наряду с другими отраслями, производящими товары и услуги. Отныне информация рассматривается преимущественно как товар –  рыночный информационный продукт, а журналистская деятельность –  как услуги, реализуемые на медийном рынке. Считается, что медийное производство предопределяется спросом, а не стремлением коммуникатора информировать, просвещать, разъяснять, образовывать. Успешность же деятельности коммуникаторов оценивается не столько в критериях публицистического качества информационного продукта, сколько в зависимости от умения удовлетворить запросы и вкусы разных целевых аудиторных групп, обеспечить высокие экономические показатели доходности медийной организации (за счет увеличения рейтинга и т.д.).

Иными словами, сегодня  для Германии характерна тенденция  поворота от журналистики “просветительской” к “маркетинговой” журналистике17, которая во главу угла ставит учёт рыночных условий и борьбу за рейтинг как условие экономического выживания и прибыльности медийных организаций18. Залогом успеха в этих условиях, наряду с глобальным мышлением, является знание и понимание законов рынка, умение ориентироваться в рыночной среде и добиваться успеха в конкурентной борьбе. Поэтому  журналисту необходимо знать, по крайней мере, азы маркетинг-менеджмента, ибо он должен уметь позиционировать на рынке свою газету, теле- или радиопрограмму так, чтобы они были востребованы потребителями и привлекли рекламодателей. Бесспорно, эти тенденции ставят новые задачи перед учебными заведениями, готовящими журналистов.

Уже сейчас исследователи отмечают, что необходимость заботиться о  выполнении общеэкономических задач  медийного предприятия ляжет  на журналистов и редакторов дополнительным бременем. Речь не идёт о том, чтобы  каждый журналист был экономистом  и имел высшее экономическое образование. Но редакция должна нести определённую ответственность за экономические издержки и результаты работы, а от журналистов следует требовать ответственного обращения с ресурсами медийного предприятия19. В первую очередь это касается, конечно, редакторов, которые должны иметь представление об экономической стороне медийного производства и следовать концепции маркетинга в газете (или вещательной организации). Они должны знать экономические основы функционирования массмедиа, принимая во внимание, что деньги на содержание всего медийного предприятия (включая налоги, стоимость расходных материалов, заработную плату и пр.) приходят не из банка, а получены в результате экономической деятельности на рынке.  Деньги приносит реципиент (он же - потребитель). А где потребитель, там - экономика20.

Учитывая, что медийные организации  действуют сегодня в остроконкурентной  рыночной среде, особенно важными становятся проблемы выработки верных тактик и  стратегий редакционного менеджмента. Журналисты – особенно представители редакционного руководящего звена – должны быть способны нести ответственность не только за собственно журналистскую продукцию, но и за решение управленческих и экономических задач. Поэтому наряду с рассмотренными выше аспектами профессиональной подготовки, всё большее значение будет придаваться, по мнению многих авторов, формированию квалификационных качеств менеджера – знаний и способностей, необходимых для эффективного управления персоналом и принятия компетентных решений в вопросах медиаэкономики21. Аналогичного мнения придерживаются и 96% опрошенных экспертов22. Эти требования относятся не только к журналистам крупных издательских концернов, теле- и радиокомпаний федерального уровня, но и к сотрудниками локальных массмедиа. По мнению П.-Й. Рауэ, в будущем и “главный редактор локальной газеты будет понимать производство газеты как задачу менеджмента”23.

В этих условиях перед журналистским  образованием стоит сразу несколько  новых задач: пересмотреть представления  о нормативности журналистской  деятельности, предоставлять знания в относительно новых для журналистики областях (маркетинг и менеджмент) – и не допустить при этом содержательных перекосов в обучении будущих работников печатной и электронной прессы. Задачу внедрения экономических подходов к журналистской деятельности не так уж легко осуществить в условиях, когда многие журналисты по-прежнему довольно сдержанно относятся к вопросам экономики и маркетинг-менеджмента.  Ведь в журналистике до сих пор считается хорошим тоном отдавать предпочтение публицистическим аспектам медийного производства. Уже давно слышны предостережения о “приспособлении к требованиям рынка” и “рыночной зависимости прессы”, об угрожающей коммерциализации и, как следствии, превращении СМИ в средства развлечения. Внедрение редакционного маркетинга расценивается многими как преклонение перед законами рынка, как передача журналистики в руки коммерции. В противовес тенденциям коммерциализации на первый план выдвигается стремление редакции работать в соответствии с журналистскими принципами и нормами24. Ещё в середине 1980-х Д. МакКуэйл констатировал “напряжение, которое зачастую возникает между коммерциализацией и профессионализмом коммуникатора”25.

Сегодня преодоление этой напряжённости  является одной из основных проблем.  Может ли журналистская профессия быть бизнесом? В наше время всё чаще ответ звучит однозначно: да. Сторонники экономизации журналистики и массмедиа выдвигают следующие аргументы в обоснование своей позиции:    

– Экономика вездесуща. Очень часто  поведение и действия людей обусловлены экономически. Едва ли какая область социальной действительности остаётся незатронутой. И журналистика не имеет права уклоняться от преобразований, какими бы жёсткими и неприятными они не были26;

–  СМИ функционируют не в  вакууме, а в условиях рыночной экономики. Чтобы журналист имел возможность реализовать свои стремления и амбиции, медийная организация, в которой он работает, должна быть, в первую очередь, рентабельной.  Иными словами, “журналисты, которые хотят просвещать, должны также уметь считать деньги”27.

– Журналистам, сетующим на засилье  рынка, стоило бы задуматься над тем, что осознание сотрудниками редакции экономической реальности и учёт издержек являются факторами качества и конкурентоспособности медийной организации, а тем самым долгосрочной гарантией её выживания на рынке. Проблема экономической успешности касается всех сотрудников медийного предприятия, в том числе и журналистов, которые таким образом могут обеспечить возможность оставаться в профессии и условия для своей профессиональной карьеры. 

Информация о работе Журналистское образование в Германии В ХХI век