Журналистское образование в Германии В ХХI век

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 14:48, курсовая работа

Краткое описание

В Германии традиционно сосуществуют два основных направления в профессиональном медиаобразовании – “теоретическое” (научное) и практическое. Им соответствуют две базовые модели журналистского образования. К первой относится долгосрочная подготовка журналистов-практиков и исследователей журналистики в институтах публицистики, действующих в структуре германских университетов. Вторая модель, пре

Вложенные файлы: 1 файл

021.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Чтобы будущие журналисты могли  успешно решать задачи, поставленные перед ними рыночной экономикой, было бы целесообразно активнее включать в журналистское образование  информацию о редакционном маркетинге и менеджменте, о том, какие возможности и опасности они в себе таят. Такой подход означает не просто приспособление концепции образования и учебных планов к требованиям рынка. Он нацелен на более чёткое осознание журналистами изменений, происходящих в медийной сфере – и развитие способности к анализу происходящей ныне социальной переориентации журналистской работы со всеми вытекающими из неё последствиями28. Знание основных законов маркетинг-менеджмента и умение ими пользоваться в редакционной деятельности приносит с собой не только понимание того, что любое СМИ действует в рыночных условиях в соответствии с законами экономики, а журналистская информация-услуга является товаром, реализующимся на рынке. Это знание формирует отчётливые представления о границах воздействия экономических законов и рынка – и позволяет таким образом защитить исконно журналистские принципы, ценности и нормы от натиска слишком ярых сторонников экономизации всех сторон деятельности журналистов.

Возникает вопрос: а может ли вообще сегодняшняя система образования подготовить будущих германских журналистов к выходу на новый рынок труда? Ответ будет положительным, если университеты возьмут на себя роль учреждений, которые дают студентам не только образование и профессиональную квалификацию, но и формируют реальную способность к адаптации и конкуренции на рынке труда. Развиваемые в ходе обучения способности должны стать навыками уже в университете, а не после нескольких лет профессиональной деятельности. Благодаря университетскому образованию студент должен быть не только “способным вступить в профессию”, но подготовленным к полномасштабному квалифицированному исполнению своих профессиональных обязанностей в условиях реальной медийной практики29. Университетские программы в Германии следует систематически обновлять и увеличивать долю практикумов. В противном случае обучение “ремеслу” затягивается, продолжаясь после вуза в редакции, и выпускники слишком поздно становятся профессионалами. Конечно, система образования пока ещё не готова к таким кардинальным переменам. Возможно, ситуация изменится, когда в университетах поймут, что ответственность за студента не ограничивается периодом его обучения, поскольку простирается и на его профессиональную жизнь.

 

Журналистское образование XXI века

на фоне изменяющегося  медиаландшафта

 

В наступившую информационную эпоху  медийная отрасль является одним  из самых быстрорастущих секторов –  и будет оставаться таковой в  ближайшем будущем. Это относится  прежде всего к электронным СМИ, переживающим череду бурных технических  инноваций и структурных изменений. Поэтому спрос на журналистов-профессионалов будет расти именно в области электронных массмедиа. Здесь для них открываются невероятно широкие перспективы. Очевидны востребованность и перспективность различных форм профессионального образования, нацеленного на подготовку персонала для электронных средств массовой информации: ведь для того, чтобы работать в этой сфере завтра, журналисты должны готовиться к этому уже сегодня.

Что же касается развития “классического”  обучения и повышения квалификации, ориентированного только на подготовку кадров для печатных СМИ, то тут прогнозы не столь утешительны. И тому есть объективные причины. Сегодня за привлечение внимания публики борются не только ставшие уже привычными электронные СМИ (радио, кабельное и спутниковое ТВ), но и новейшие текстовые и иллюстративные средства информации (Интернет-издания, телетекст и пр.) Традиционным печатным изданиям становится всё труднее выживать в условиях быстро изменяющегося медийного ландшафта. Особенно это характерно для газет. Хотя в целом газетные издательства по-прежнему считаются “успешной отраслью”30, а ежедневная газета сохраняет и сохранит в будущем свою репутацию ведущего интеллектуального средства массовой информации, ряд исследователей отмечает, что газеты Германии обнаруживают признаки стагнации.

Несмотря на достаточно большой  опыт работы в условиях рынка, многие газеты сегодня с трудом реагируют  на  изменения, происходящие в экономике  и обществе. Повышение расходов, связанных с производством и  распространением тиражей, снижение доходов от рекламы или же более жёсткая конкурентная борьба за благосклонность рекламодателей, потери среди молодёжной аудитории и читателей с высшим образованием, ослабление связи между читательской аудиторией и газетой – таковы симптомы болезни. Отрасль, долгое время не имевшая причин жаловаться на экономические проблемы, обнаруживает признаки, дающие лишь “малый повод с оптимизмом оценивать будущее современных печатных СМИ”31. Характерно заключение исследователей Г. Рагера и П. Вернера: “Дела у газеты идут плохо. Сегодня это знают все. И хотя многие уже сошлись во мнении, что газете необходимы изменения, едва ли кто предполагал, насколько быстро они станут … настоятельными”32.

Между тем именно газеты, имеющие  значительный численный перевес по сравнению с журналами, обеспечивают основную часть рабочих мест для германских журналистов. Если же рынок печатных СМИ будет сокращаться, соответственно, уменьшатся и возможности трудоустройства журналистов в этом сегменте медиасистемы. В этой связи некоторые представители академических кругов полагают, что классическая подготовка кадров для газетно-журнальной отрасли в скором будущем зайдёт в тупик. Но имеются и аргументы иного рода. Поскольку печатным СМИ становится всё сложнее выжить в условиях жёсткой конкуренции с новыми информационными средствами, редакциям нужны первоклассные специалисты, и в этой связи компетентность журналистов, хорошо подготовленных именно для работы в сфере печатных СМИ, приобретает всё большее значение.

Долгое время считалось, что хороший журналист - это разносторонний талант, который сегодня мог бы работать на телевидении, завтра делать газету, а послезавтра - готовить телетексты. Но эксперименты по переводу журналистов, в совершенстве владевших профессией газетчика, в электронные СМИ, себя не оправдали: как правило, ожидания, что они будут работать так же хорошо, как в газете, не сбываются. Различные “традиционные” средства информации настолько далеко отстоят друг от друга по формам презентации информации, что трудно встретить профессионала, который сегодня мог бы работать в электронных СМИ, завтра – так же хорошо в печатном издании.

И тем не менее постепенно, по-видимому, всё более востребованными будут  становиться именно журналисты-универсалы. Это связано с тем, что сегодня, в условиях применения новейших информационных и коммуникационных технологий стираются и исчезают привычные линии демаркации между СМИ (печатными, аудио-визуальными, сетевыми)33. Как утверждают исследователи, размыванию границ между разнородными средствами  массовой информации (и, соответственно, между различными областями журналистской деятельности) активно способствует наблюдаемый ныне процесс медиаконвергенции – сближения и слияния “традиционных” средств массовой информации (периодической печати, радиовещания и телевидения) при их переходе на единую цифровую компьютерно-сетевую платформу. Медиаконвергенция не только открывает перед СМИ небывалые возможности, которыми не располагает ни одно из “традиционных” средств массовой информации, но и порождает новые требования к профессиональным качествам коммуникаторов. Для конвергированных СМИ, для сетевой журналистики требуются журналисты-универсалы, способные совмещать разнообразные профессиональные обязанности: ведь глобальная сеть Интернет объединила в себе все основные этапы информационной деятельности (сбор, обработку, перемещение, хранение информации).  Это означает, что система образования обязана быстро и гибко реагировать на текущие изменения, формируя тактику и стратегию профессиональной подготовки журналистов в зависимости от изменяющихся задач, учитывая перемены в медиаландшафте и новую специфику СМИ.

Исчезающая профессия?

 

В условиях растущего информационного  изобилия, развития интерактивных коммуникаций, радикально меняющих традиционное распределение ролей между коммуникаторами и реципиентами информации,  возникает закономерный вопрос: а будут ли вообще востребованы журналисты в дальнейшем? В произведениях медиакритиков и научных исследованиях германских авторов, посвящённых вопросам масссмедиа, выражены две точки зрения. Пессимисты рассматривают журналистику завтрашнего дня как рутинную деятельность в офисе. При этом журналисты, во все большей степени становящиеся производителями различных “сопутствующих товаров” (наподобие инфотейнмента и разного рода развлекательных материалов) и “упаковщиками” готовой информации, получаемой из сторонних источников, едва ли будут способны следовать своему традиционному профессиональному предназначению. Оптимисты надеются на появление новой личности журналиста, которая сумеет создать себе  необходимое свободное пространство.

Если реализуется пессимистическая версия развития сценария будущего, то о журналистике можно будет говорить как об исчезающей профессии. И всё  же надежда есть. Постепенно приходит осознание того, что даже в электронную эпоху подготовка газеты, радиопрограммы или телепередачи всё же была, есть и будет делом людей. Человеческий капитал по-прежнему считается важнейшим ресурсом для того, чтобы делать качественный информационный продукт34.

Но журналисты завтрашнего дня  должны быть другими, нежели сегодня, поскольку  завтра они будут иметь дело с  информацией иного рода, с другими  её объёмами и источниками. Журналист  должен иметь хорошую общеобразовательную  подготовку. Он должен больше знать о социальных последствиях воздействия СМИ, чтобы учитывать это в своей работе. Он должен лучше знать свою аудиторию, чтобы удовлетворить её информационные интересы и запросы. Он должен уметь выбирать и в разнообразных формах и стилях презентовать информацию, чтобы оптимально донести её до потребителя. Он должен лучше владеть языковыми ресурсами, чтобы информировать о явлениях и процессах усложняющейся действительности языком, понятным и доступным аудитории. Он  должен  овладевать  техническими новшествами, так как СМИ постоянно технизируются. Он должен больше знать о производственно-экономических процессах, потому что ему все чаще приходится работать в медийном предприятии, находящемся под давлением экономических факторов. Не помешают и более глубокие знания юридических тонкостей и правовых норм.

В. Д’Инка полагает, что любая подготовка журналистов должна исходить из понимания  того, что “...хорошая журналистика питается из четырех источников: таланта, “ремесла”, знания и характера”35. В конечном итоге вопрос о качестве журналиста будет решать завтра, также как и сегодня, личность, всесторонне   образованная,   сочетающая  глубокие познания с владением “ремеслом”36. Журналисту необходимы также определенные личные характеристики – например, чтобы противодействовать тенденциям снижения социальной критичности массмедиа в условиях растущего рыночного давления на прессу, маргинализации серьезной расследующей журналистики - той самой области журналистской деятельности, которую Х. Пётткер охарактеризовал как средство эмансипации журналиста от собственных предрассудков и эмансипации от них публики37. Отмечая, что в условиях усиливающейся коммерциализации и конкуренции СМИ журналистское расследование воспринимается медиапрофессионалами как нежелательный затратный фактор, исследователь возлагает надежду на изменение этого восприятия через  процесс “профессиональной социализации посредством выработки непредвзятости и любознательности как нового психологического качества”38.

Таким образом, личные творческие способности, воля и незашоренный критический ум журналиста столь же значимы сегодня, как и в прошлом. Поэтому журналистское образование не может сводиться к передаче “ремесленных” знаний и навыков, к решению общеобразовательных задач. Подготовка журналистов XXI века должна содержать обязательный элемент воспитания личности журналиста, способной выполнить свой социальный и профессиональный долг в новых условиях.

 

 

 

1 Д’Инка В. Журналистика: между профессией мечты и “духовной каторгой”. // Современное состояние университетского филологического и журналистского образования, перспективы его модернизации и вхождения в международное образовательное пространство. Журналистика. Материалы Международной научно-практической конференции. РГУ- Свободный российско-германский институт публицистики. Ростов-на-Дону. 2004. С. 30.

2 См.: http://www. wissenschaftsrat.de/texte/5125-02.pdf; http://www.destatis.de/allg/d/impr/d_impr.

3 Ratzke D. Neue Technologien und die Entwicklung der Medien in Russland und Deutschland. Institut fuer Medienentwicklung und Kommunikation GmbH in der Verlagsgruppe Frankfurter Allgemeine Zeitung GmbH.Frankfurt am Main, 1998. S. 34.

4 Meckel, M. Redaktionsmanagement. Ansaetze aus Theorie und Praxis. Opladen/Wiesbaden, 1999. S. 129.

5 См.: Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка к информационному обществу (национальное своеобразие средств массовой информации Германии). Ч. 4, Гл. 3, Ч.5. М., 1999; Майн, Х. Средства массовой информации в Федеративной Республике Германии. Берлин, 1995.

6 Altmeppen K.-D. Maerkte der Medienkommunikation. Publizistische und oekonomische Aspekte von Medienmaerkten und Markthandeln.  //  Altmeppen, K.-D: Oekonomie der Medien und des Mediensystems. Grundlagen, Ergebnisse und Perspektiven medienoekonomischer Forschung. Opladen, 1996. S. 257.; Heinrich, J. Medienoekonomie, Band 1: Mediensystem, Zeitung, Zeitschrift, Anzeigenblatt. Opladen, 1994. S. 171.

7 Altmeppen, K.-D. Arbeitsmarktentwicklung in Kommunikationsberufen. Zur Klassifikation journalistischer und journalismusnaher Arbeitsmaerkte. // Knoche M., Siegert G. Strukturwandel der Medienwirtschaft im Zeitalter digitaler Kommunikation. Muenchen, 1999. S. 69-87.

8 Ein radikaler Umbruch. // Markt. № 20. S. 4.

9 Sieben Thesen zur Arbeitswelt der Zukunft; Berufe im Zeitgeist.  // Markt. № 19.  S. 1, 7.

10 Ratzke D. Ibid. S. 33.

11 В составе опрошенных было 33 журналиста, 10 вузовских преподавателей журналистики, 4 представителя внеуниверситетских образовательных институтов, 6 экспертов из Союза журналистов и других организаций.

12 Weischenberg, S./Аltmeppen, K.-D./Loeffelholz, M. Die Zukunft des Journalismus. Technologische, oekonomische und redaktionelle Trends. Opladen, 1994. S. 48, 176.

13 Ein radikaler Umbruch. // Markt. №20, S. 4.

14 Kompetenzen fuer die Zukunft; Sozialkompetenz zaehlt; Fachwissen allein genuegt nicht; Wie wichtig sind Soft Skills?; Schluesselqualifikationen // Мarkt. №19. S. 1-5.

15 Mast, C. Journalismus fuer die Praxis. Ein Leitfaden fuer die Redaktionsarbeit. Hohenheim, 1991. S. 284.

16 Hienzsch, U. Journalismus als Restgroesse. Redaktionelle Rationalisierung und publizistischer Leistungsverlust. Wiesbaden, 1990. S. 21.

Информация о работе Журналистское образование в Германии В ХХI век