Контроль и надзор за деятельностью полиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть контроль и надзор за деятельностью полиции.
Задачи:
1. Выявить сущность понятия, особенности и виды контроля за деятельностью полиции;
2. Показать специфику ведомственного и вневедомственного контроля за деятельностью полиции;
3. Определить сущность общественного контроля за деятельностью полиции: субъекты, направления;
4. Рассмотреть судебный контроль и прокурорский надзор за деятельностью полиции.

Содержание

1.ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ 5
2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ. ВЕДОМСТВЕННЫЙ И ВНЕВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ 8
3.ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ: СУБЪЕКТЫ, НАПРАВЛЕНИЯ 17
4.СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
1.ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ 5
2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ. ВЕДОМСТВЕННЫЙ И ВНЕВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ 8
3.ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ: СУБЪЕКТЫ, НАПРАВЛЕНИЯ 17
4.СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Вложенные файлы: 1 файл

Курс. Контроль и надзор. - копия.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

  Палаты Федерального собрания  Российской Федерации могут также расследовать факты грубого или массового нарушения полицией гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина. Данная функция реализуется палатами в рамках Федерального закона от 27 декабря 2005 г. «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации».

  Контроль Федерального Собрания Российской Федерации за деятельностью полиции происходит, главным образом, в рамках контроля за исполнением федерального бюджета, отдельные статьи которого предусматривают выделение финансовых средств полиции, в частности на оперативно-розыскную деятельность. Проверке подлежат законность, обоснованность и рациональность расходования бюджетных средств, работа по их экономии. Рассматриваемые функции выполняет Счетная палата Российской Федерации12.

  Счетная палата, согласно ст. 101 Конституции Российской Федерации, образуется Советом Федерации и Государственной Думой специально для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета. Ее деятельность регламентирована Федеральным законом от 11 января 1995 г. В соответствии с ним в компетенцию Счетной палаты входят: контроль за своевременным исполнением статей федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов; анализ эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности; оценка проектов федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти; анализ причин отклонения от установленных показателей федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств внебюджетных фондов в финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации; регулярное информирование Совета Федерации и Государственной Думы о ходе исполнения бюджета и результатах контрольных мероприятий13.

  Другим направлением парламентского контроля за деятельностью полиции является контроль за исполнением законодательства, регулирующего ее деятельность. Этот контроль носит опосредованный характер и выражается в форме заслушивания информации должностных лиц МВД России на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов о ходе реализации соответствующих законов, рассмотрения писем и заявлений избирателей, направления депутатских запросов и запросов о предоставлении информации (документов, материалов), адресованных должностным лицам органов внутренних дел, проведения парламентских слушаний по вопросам укрепления законности, правопорядка и борьбы с преступностью.

  Характер контрольных полномочий Правительства Российской Федерации в рассматриваемой области предопределяется двумя обстоятельствами: 1) конституционным статусом Правительства РФ как органа, осуществляющего исполнительную власть в Российской Федерации (ст. 110 Конституции Российской Федерации), и 2) вхождением полиции в систему органов исполнительной власти (ст. 4 Закона о полиции). В силу этого контроль Правительства Российской Федерации за полицией носит по сравнению с охарактеризованными выше видами контроля более универсальный и непосредственный характер14.

  Основными направлениями правительственного контроля за деятельностью полиции выступают:

  • контроль за исполнением и соблюдением полицией законодательства, регулирующего ее деятельность;
  • контроль за ходом реализации федеральных программ борьбы с преступностью, постановлений и распоряжений Правительства РФ, относящихся к деятельности полиции;
  • контроль за обоснованностью расходования милицией бюджетных средств и выполнением бюджетных обязательств;
  • контроль за состоянием управления и распоряжения находящимися в ведении полиции объектами федеральной собственности;
  • контроль за реализацией в полиции государственной политики в области здравоохранения, образования, науки, социального обеспечения;
  • контроль за выполнением полицией международных обязательств Российской Федерации15.

  В компетенцию Правительства Российской Федерации входит также проверка соответствия нормативных правовых актов МВД России, касающихся деятельности полиции, Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации. Она осуществляется главным образом в процессе их государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации.

  Государственная регистрация введена для ведомственных нормативных актов, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан, и для актов, носящих межведомственный характер. Суть ее сводится к тому, что после подписания подобного рода нормативного правового акта он представляется в Минюст России. Там он оценивается на предмет соответствия Конституции Российской Федерации, действующему законодательству, и ему присваивается соответствующий номер государственной регистрации. И только после этого, будучи официально опубликованным, данный акт вступает в силу. Если в представленном акте выявлены противоречия действующему законодательству, то он возвращается на доработку.

  В настоящее время организовано несколько видов ведомственного контроля со стороны вышестоящих органов внутренних дел за нижестоящими. К ним относятся:

1) инспектирование;

2) контрольные проверки;

3) комплексные выезды для оказания  практической помощи;

4) целевые выезды по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности, проверке жалоб, заявлений и другим вопросам;

5) оперативно-зональный контроль;

6) линейный контроль;

7) ревизии (проверки) финансово-хозяйственной  деятельности;

8) заслушивание отчетов руководителей органов внутренних дел на заседаниях коллегий ГУ МВД России по ФО, МВД, УВД, ГУВД, ОВДТ, ОВДРО или на оперативных совещаниях в департаментах (управлениях) МВД России, МВД, ГУВД, УВД, ОВДТ, ОВДРО16.

Итак, сделаем вывод.

Государственный контроль за деятельностью полиции – это деятельность по  проведению ведомственной или вневедомственной проверки выполнения полицией при осуществлении ее деятельности обязательных требований правил, стандартов, технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Различают ведомственный и  вневедомственный государственный контроль за деятельностью  полиции.

Ведомственный контроль – это контроль со стороны вышестоящих органов внутренних дел за нижестоящими.

Вневедомственный контроль за деятельностью  полиции проводится органами законодательной  и исполнительной власти и судебными  органами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ: СУБЪЕКТЫ, НАПРАВЛЕНИЯ

 

Повышение авторитета органов внутренних дел в глазах населения нашей страны возможно лишь при наличии возможности последних знать как работают органы правопорядка в целом и в частности, то есть наличие своего рода подотчетности их населению позволит судит о сделанном непосредственно и напрямую. Это своего рода объективная предпосылка в налаживании доброжелательных и эффективных взаимоотношений общества и полиции в целом17.

Важность решения задач укрепления авторитета и повышения степени доверия населения к ОВД определяется тем, что объективное общественное мнение о состоянии правопорядка позволяет более предметно показывать роль ОВД в обеспечении защиты интересов человека и государства, укреплении режима законности и правопорядка, реально влиять на формирование общественного мнения о ее деятельности, способствовать воспитанию уважительного отношения к закону и предупреждению правонарушений18.

Правовое регулирование в области  общественного контроля, в том  числе за деятельностью полиции, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», Законом о полиции, иными нормативными правовыми актами.

Общественный контроль за деятельностью  полиции реализуется на основе ст. 33 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные жалобы в государственные органы, в том числе и в органы внутренних дел.

Правовой основой данной разновидности  контроля являются Федеральный закон от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»19, Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ20 «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», Положение о порядке посещения мест принудительного содержания органов внутренних дел Российской Федерации членами общественных наблюдательных комиссий21, ст. 72 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и другие нормативные правовые акты.

В соответствие со ст. 9 Закона о полиции «Обоснованность» действий сотрудником полиции есть соответствие решения об осуществлении таковых той совокупности доказательств (сведений), которая фактически имеется в распоряжении сотрудника полиции и подтверждает сделанные им выводы.

Действия являются обоснованными  лишь тогда, когда к решению об их производстве были законные фактические (юридические) основания, а в ряде случаев и предусмотренный законом повод. Действия сотрудника полиции должны быть понятны лицам, присутствующим при их проведении. В случае совершения сотрудником полиции правонарушения, выразившегося в нарушении прав и свобод граждан или прав организаций, полиция обязана в пределах своих полномочий не только принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод, а равно принести извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции. Нерадивый сотрудник полиции должен быть привлечен к законной ответственности. При реализации общественного контроля не допускается вмешательство в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность полиции и в производство по делам об административных правонарушениях.

По результатам осуществления  общественного контроля общественным советом готовятся решения в форме заключений, предложений и обращений. Общественный совет действует на постоянной основе в порядке, установленном Президентом РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации образуется один общественный совет, который осуществляет свою деятельность в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации22.

Преодоление сложившихся противоречий возможно лишь при условии создания эффективных форм социального контроля за деятельностью ОВД и повышении роли и значения общественного мнения в объективной оценке результатов ее оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности. Одним из эффективных способов преодоления такого рода противоречий является постоянное взаимодействие со СМИ и различными общественными объединениями. В качестве основных направлений взаимодействия МВД России со СМИ и общественными объединениями следует назвать:

- разработка механизмов взаимодействия  со СМИ и общественными объединениями,  обеспечивающих успешное выполнение возложенных на ОВД задач;

- проведение в ОВД согласованной  политики по формированию у  населения объективной оценки  деятельности МВД и созданию  положительного образа сотрудников  ОВД;

- распространение, в том числе  и через СМИ (приоритетно), достоверной информации о деятельности ОВД;

- повышение уровня взаимного  доверия и партнерства между  населением и ОВД23.

Достижение обозначенных выше направлений  возможно путем не только объективного и своевременного информирования общества о политике государства в данном вопросе и предпринимаемых усилиях по созданию условий безопасности общества и государства, эффективными мерами борьбы с преступностью и ее предупреждением, но и созданием адаптированного механизма взаимодействия органов внутренних дел со СМИ, общественными объединениями, деятельность которых направлена на формирование правосознания граждан, воспитание их активной жизненной позиции24.

Только постоянное взаимодействие ОВД и населения позволит разработать критерии информационной открытости ОВД и дальнейшего их совершенствования. Такое сотрудничество должно носит обоюдно заинтересованный характер и должно подкрепляться не только мерами федерального уровня, но и регионального по организации обратной связи, повышению взаимного доверия и партнерства между населением и органами внутренних дел через СМИ и общественные объединения25.

Необходима информационная поддержка  в ведущих центральных и региональных печатных и электронных СМИ по освещению деятельности ОВД. При  освещении недостоверных действий, должно следовать незамедлительное реагирование в соответствии с действующим законодательством на материалы, содержащие такие сведения. Механизм участия и контроля населения за деятельностью ОВД, доступа СМИ к открытой информации ОВД, посредством формирования открытых информационных ресурсов, должен быть проработан с организационно-правовых позиций с обязательным участием всех заинтересованных сторон, пройти апробацию и последующую доработку. Только в таком порядке, на наш взгляд, действительно возможно добиться положительных результатов в этом непростом вопросе26.

Информация о работе Контроль и надзор за деятельностью полиции