Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 16:22, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть контроль и надзор за деятельностью полиции.
Задачи:
1. Выявить сущность понятия, особенности и виды контроля за деятельностью полиции;
2. Показать специфику ведомственного и вневедомственного контроля за деятельностью полиции;
3. Определить сущность общественного контроля за деятельностью полиции: субъекты, направления;
4. Рассмотреть судебный контроль и прокурорский надзор за деятельностью полиции.
1.ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ 5
2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ. ВЕДОМСТВЕННЫЙ И ВНЕВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ 8
3.ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ: СУБЪЕКТЫ, НАПРАВЛЕНИЯ 17
4.СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
1.ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ 5
2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ. ВЕДОМСТВЕННЫЙ И ВНЕВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ 8
3.ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ: СУБЪЕКТЫ, НАПРАВЛЕНИЯ 17
4.СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Палаты Федерального собрания Российской Федерации могут также расследовать факты грубого или массового нарушения полицией гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина. Данная функция реализуется палатами в рамках Федерального закона от 27 декабря 2005 г. «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации».
Контроль Федерального Собрания Российской Федерации за деятельностью полиции происходит, главным образом, в рамках контроля за исполнением федерального бюджета, отдельные статьи которого предусматривают выделение финансовых средств полиции, в частности на оперативно-розыскную деятельность. Проверке подлежат законность, обоснованность и рациональность расходования бюджетных средств, работа по их экономии. Рассматриваемые функции выполняет Счетная палата Российской Федерации12.
Счетная палата, согласно ст. 101 Конституции Российской Федерации, образуется Советом Федерации и Государственной Думой специально для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета. Ее деятельность регламентирована Федеральным законом от 11 января 1995 г. В соответствии с ним в компетенцию Счетной палаты входят: контроль за своевременным исполнением статей федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов; анализ эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности; оценка проектов федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти; анализ причин отклонения от установленных показателей федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств внебюджетных фондов в финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации; регулярное информирование Совета Федерации и Государственной Думы о ходе исполнения бюджета и результатах контрольных мероприятий13.
Другим направлением парламентского контроля за деятельностью полиции является контроль за исполнением законодательства, регулирующего ее деятельность. Этот контроль носит опосредованный характер и выражается в форме заслушивания информации должностных лиц МВД России на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов о ходе реализации соответствующих законов, рассмотрения писем и заявлений избирателей, направления депутатских запросов и запросов о предоставлении информации (документов, материалов), адресованных должностным лицам органов внутренних дел, проведения парламентских слушаний по вопросам укрепления законности, правопорядка и борьбы с преступностью.
Характер контрольных полномочий Правительства Российской Федерации в рассматриваемой области предопределяется двумя обстоятельствами: 1) конституционным статусом Правительства РФ как органа, осуществляющего исполнительную власть в Российской Федерации (ст. 110 Конституции Российской Федерации), и 2) вхождением полиции в систему органов исполнительной власти (ст. 4 Закона о полиции). В силу этого контроль Правительства Российской Федерации за полицией носит по сравнению с охарактеризованными выше видами контроля более универсальный и непосредственный характер14.
Основными направлениями правительственного контроля за деятельностью полиции выступают:
В компетенцию Правительства Российской Федерации входит также проверка соответствия нормативных правовых актов МВД России, касающихся деятельности полиции, Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации. Она осуществляется главным образом в процессе их государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации.
Государственная регистрация введена для ведомственных нормативных актов, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан, и для актов, носящих межведомственный характер. Суть ее сводится к тому, что после подписания подобного рода нормативного правового акта он представляется в Минюст России. Там он оценивается на предмет соответствия Конституции Российской Федерации, действующему законодательству, и ему присваивается соответствующий номер государственной регистрации. И только после этого, будучи официально опубликованным, данный акт вступает в силу. Если в представленном акте выявлены противоречия действующему законодательству, то он возвращается на доработку.
В настоящее время организовано несколько видов ведомственного контроля со стороны вышестоящих органов внутренних дел за нижестоящими. К ним относятся:
1) инспектирование;
2) контрольные проверки;
3) комплексные выезды для
4) целевые выезды по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности, проверке жалоб, заявлений и другим вопросам;
5) оперативно-зональный контроль;
6) линейный контроль;
7) ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности;
8) заслушивание отчетов
Итак, сделаем вывод.
Государственный контроль за деятельностью полиции – это деятельность по проведению ведомственной или вневедомственной проверки выполнения полицией при осуществлении ее деятельности обязательных требований правил, стандартов, технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Различают ведомственный и вневедомственный государственный контроль за деятельностью полиции.
Ведомственный контроль – это контроль со стороны вышестоящих органов внутренних дел за нижестоящими.
Вневедомственный контроль за деятельностью полиции проводится органами законодательной и исполнительной власти и судебными органами.
Повышение авторитета органов внутренних дел в глазах населения нашей страны возможно лишь при наличии возможности последних знать как работают органы правопорядка в целом и в частности, то есть наличие своего рода подотчетности их населению позволит судит о сделанном непосредственно и напрямую. Это своего рода объективная предпосылка в налаживании доброжелательных и эффективных взаимоотношений общества и полиции в целом17.
Важность решения задач
Правовое регулирование в
Общественный контроль за деятельностью полиции реализуется на основе ст. 33 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные жалобы в государственные органы, в том числе и в органы внутренних дел.
Правовой основой данной разновидности контроля являются Федеральный закон от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»19, Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ20 «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», Положение о порядке посещения мест принудительного содержания органов внутренних дел Российской Федерации членами общественных наблюдательных комиссий21, ст. 72 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и другие нормативные правовые акты.
В соответствие со ст. 9 Закона о полиции «Обоснованность» действий сотрудником полиции есть соответствие решения об осуществлении таковых той совокупности доказательств (сведений), которая фактически имеется в распоряжении сотрудника полиции и подтверждает сделанные им выводы.
Действия являются обоснованными
лишь тогда, когда к решению об
их производстве были законные фактические
(юридические) основания, а в ряде
случаев и предусмотренный
По результатам осуществления общественного контроля общественным советом готовятся решения в форме заключений, предложений и обращений. Общественный совет действует на постоянной основе в порядке, установленном Президентом РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации образуется один общественный совет, который осуществляет свою деятельность в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации22.
Преодоление сложившихся противоречий возможно лишь при условии создания эффективных форм социального контроля за деятельностью ОВД и повышении роли и значения общественного мнения в объективной оценке результатов ее оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности. Одним из эффективных способов преодоления такого рода противоречий является постоянное взаимодействие со СМИ и различными общественными объединениями. В качестве основных направлений взаимодействия МВД России со СМИ и общественными объединениями следует назвать:
- разработка механизмов
- проведение в ОВД
- распространение, в том числе и через СМИ (приоритетно), достоверной информации о деятельности ОВД;
- повышение уровня взаимного доверия и партнерства между населением и ОВД23.
Достижение обозначенных выше направлений возможно путем не только объективного и своевременного информирования общества о политике государства в данном вопросе и предпринимаемых усилиях по созданию условий безопасности общества и государства, эффективными мерами борьбы с преступностью и ее предупреждением, но и созданием адаптированного механизма взаимодействия органов внутренних дел со СМИ, общественными объединениями, деятельность которых направлена на формирование правосознания граждан, воспитание их активной жизненной позиции24.
Только постоянное взаимодействие ОВД и населения позволит разработать критерии информационной открытости ОВД и дальнейшего их совершенствования. Такое сотрудничество должно носит обоюдно заинтересованный характер и должно подкрепляться не только мерами федерального уровня, но и регионального по организации обратной связи, повышению взаимного доверия и партнерства между населением и органами внутренних дел через СМИ и общественные объединения25.
Необходима информационная поддержка
в ведущих центральных и
Информация о работе Контроль и надзор за деятельностью полиции