Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 16:22, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть контроль и надзор за деятельностью полиции.
Задачи:
1. Выявить сущность понятия, особенности и виды контроля за деятельностью полиции;
2. Показать специфику ведомственного и вневедомственного контроля за деятельностью полиции;
3. Определить сущность общественного контроля за деятельностью полиции: субъекты, направления;
4. Рассмотреть судебный контроль и прокурорский надзор за деятельностью полиции.
1.ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ 5
2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ. ВЕДОМСТВЕННЫЙ И ВНЕВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ 8
3.ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ: СУБЪЕКТЫ, НАПРАВЛЕНИЯ 17
4.СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
1.ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ 5
2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ. ВЕДОМСТВЕННЫЙ И ВНЕВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ 8
3.ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ: СУБЪЕКТЫ, НАПРАВЛЕНИЯ 17
4.СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Таким образом, общественный контроль за деятельностью полиции – это выработка в обществе активной гражданской позиции по оказанию содействия органам внутренних дел в раскрытии преступлений и правонарушений.
Субъектами общественного контроля являются граждане, общественные объединения и СМИ.
Основные направления общественного
контроля: разработка механизмов взаимодействия
со СМИ и общественными
Наиболее существенным видов контроля за деятельностью полицейских служб является судебный контроль. Судебный контроль в нашей стране дифференцирован. Согласно Конституции России судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В соответствии со ст. 9 Международного
пакта о гражданских и
Конституция РФ, Декларация прав и свобод человека, а также Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» значительно расширили возможности граждан по судебной защите их прав и свобод от неправомерных действий (решений) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений или должностных лиц, государственных служащих. В настоящее время часть жалоб на действия сотрудников полиции подлежит рассмотрению в рамках гражданского процесса.
Из содержания ч. 1 ст. 1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» следует, что оспариваться могут не только действия сотрудников полиции, но и их решения28.
В соответствие со ст. 53 Закона о полиции жалоба на действия сотрудника полиции может быть направлена как его руководителю, руководителю подразделения (отдела, отделения и т.п.), так и начальнику полиции, а равно начальнику органа внутренних дел, в котором сотрудник полиции служит. Жалоба может быть направлена также начальнику вышестоящего органа внутренних дел. Порядок обращения в суд с жалобой на действия (решения) дознавателя (органа дознания, начальника органа дознания), а также судебный порядок рассмотрения жалоб в уголовном процессе урегулирован ст. 125 УПК РФ29.
Постановления дознавателя (органа дознания, начальника органа дознания) об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные его решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, обжалуются в суд по месту производства предварительного расследования (ч. 5 ст. 53 Закона о полиции).
К иным решениям и действиям дознавателя (органа дознания, начальника органа дознания), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, как минимум следует относить задержание в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ, возбуждение уголовного дела30.
Каждый гражданин по своему усмотрению решает, куда ему обратиться с жалобой (заявлением): либо непосредственно в суд, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу, если считает, что нарушены его права и свободы, предусмотренные Конституцией РФ и другими законодательными актами.
Обращение гражданина с жалобой
в вышестоящий в порядке
Преимуществом судебного контроля является то, что он осуществляется органом, подчиняющимся только закону и представляющим собой согласно Конституции РФ одну из трех ветвей государственной власти. Вместе с тем, суд обращается к проверке законности в стадии возбуждения уголовного дела крайне редко - только в связи с поступившими к нему жалобами на действия и решения дознавателей, органов дознания, следователей, прокурора, ущемляющие конституционные права граждан и препятствующие их доступу к правосудию (ст. 125 УПК РФ). Прежде всего, к ним относятся отказ в приеме заявления о преступлении, отказ в возбуждении уголовного дела, возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица.
Закон предусматривает наиболее значимые, но весьма ограниченные поводы для судебного контроля в стадии возбуждения уголовного дела. Расширение этих поводов представляется невозможным без ущерба для осуществления главной функции суда-правосудия. В результате основная часть деятельности по проверке законности и устранению нарушений закона в стадии возбуждения уголовного дела падает на ведомственный контроль, а также прокурорский надзор.
В соответствие со ст. 52 Закона о полиции надзор за законностью деятельности полиции – это осуществляемая от имени государства деятельность Генерального прокурора России и подчиненных ему прокуроров, направленная на обеспечение точного и единообразного исполнения всех законов РФ на территории всей страны полицией, ее подразделениями и сотрудниками путем принятия мер к выявлению, своевременному устранению любых нарушений законов сотрудниками полиции и привлечению виновных к ответственности31.
Надзор за законностью деятельности полиции осуществляется в строгом соответствии с положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в отношении полиции в той или иной мере применяют средства нескольких отраслей прокурорского надзора:
– надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
– надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
– надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
– надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу32.
В результате проведенных в порядке надзора проверок прокурорами ежегодно выявляется и ставится на учет значительное число незарегистрированных ранее преступлений. Это свидетельствует о существенных упущениях в выполнении ОВД и другими правоохранительными органами возложенных на них законом обязанностей по обнаружению, регистрации и учету преступных деяний. Вызывает тревогу то обстоятельство, что, несмотря на прилагаемые ведомственным руководством и прокурорами усилия, не прекращаются случаи преднамеренного укрытия преступлений от учета в целях создания мнимого благополучия с динамикой преступности и раскрываемостью преступлений в отдельных городах и районах. Изменения, внесенные в Федеральным законом от 28.12.2010 №404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия»33 в УПК РФ в ч. 2 ст. 37 УПК РФ, определяющая полномочия прокурора, как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения, дополнена п.5.1, согласно которой прокурор уполномочен истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ.
Прокурорский надзор за соблюдением законности при учете, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях регламентируется следующими нормативными актами: Приказом Генпрокуратуры РФ от 06.09.2007 № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», Приказ Генпрокуратуры РФ от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»34 и др.
Так, пунктов 3, 4 и 5 Приказа Генпрокуратуры РФ от 06.09.2007 № 137 обязывает прокурора
- «систематически, не реже одного раза в месяц проводить проверки исполнения требований федерального закона органами дознания при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. При этом учитывать информацию о преступных проявлениях, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, обращениях граждан, сведениях медицинских учреждений.
- На основе анализа результатов таких проверок совершенствовать методику прокурорского надзора в данной сфере. При выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения доследственных проверок требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности, используя в полном объеме предусмотренные законом меры прокурорского реагирования. При наличии предусмотренных законом оснований, в том числе в связи с выявлением фактов фальсификации материалов доследственных проверок, выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.
- Продлевать по ходатайству дознавателя срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ при наличии данных, подтверждающих необходимость проведения документальной проверки или ревизии.
– Обеспечить своевременную проверку законности процессуальных решений органов дознания, дознавателей по каждому сообщению о преступлении.
В соответствии со ст. 148 УПК РФ, признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, отменять его и с указаниями возвращать в орган дознания, устанавливая конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий. При наличии грубых нарушений, связанных с невыполнением ранее данных прокурором указаний, принимать меры прокурорского реагирования по каждому такому факту»35.
Приказ Генпрокуратуры РФ № 136 от 06.09.2007 поручает прокурорам
- при получении заявления о применении незаконных методов расследования в ходе проверки сообщения о преступлении или производства предварительного следствия незамедлительно проверять все доводы, приведенные заявителем. Выявив в результате проверки данные, указывающие на признаки преступления в действиях должностных лиц, мотивированным постановлением направлять материалы в соответствующий следственный орган Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации для решения вопроса об уголовном преследовании.
- не допускать необоснованного направления адресованных прокурору жалоб на действия (бездействие) и решения следователей и руководителей следственных органов для разрешения в следственные органы.
- По результатам рассмотрения жалобы прокурору или его заместителю выносить постановление о полном либо частичном ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении, о чем уведомлять заявителя.
- Копию постановления об удовлетворении жалобы направлять руководителю следственного органа с требованием об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия36.
Если в жалобе наряду с другими доводами содержатся ходатайства о производстве следственных действий, в постановлении о разрешении жалобы прокурорам рекомендуется отражать свое мнение об обоснованности данных ходатайств, при уведомлении заявителя о принятом решении разъяснять ему право обратиться с такими ходатайствами к следователю или руководителю следственного органа в порядке, предусмотренном ст. 119 и 120 УПК РФ. Необходимо обеспечивать обязательное участие прокурора в рассмотрении судом в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ, жалоб на постановления следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно на иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.
Информация о работе Контроль и надзор за деятельностью полиции