Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование особенностей внедрения ИКТ в административные и иные ветви власти за рубежом и в Российской Федерации, поиск проблем препятствующих внедрению и возможные методы их решения.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Дать определение электронного правительства и государства.
2. Анализ завершенной Федеральной целевой программы «Электронная Россия», анализ нормативной базы по построению электронного правительства, поиск проблем внедрения концепции и возможные пути их решения.
3. Изучить построение электронного правосудия в России.
4. Анализ.
-рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
-снижение воздействия фактора географического местоположения.
Таким образом, создание ЭП
должно обеспечить не только более
эффективное и менее затратное
администрирование, но и кардинальное
изменение взаимоотношений
Появление ЭП – это в определенной степени отклик на возникающие ожидания граждан в ответ на принятые властями обязательства.
По сути, создание ЭП –
это способ приблизить чиновника
к гражданину, снизив при этом влияние
субъективного фактора. Обезличенное
общение чиновника и
Из всего вышесказанного можно мы постараемся дать свое, обобщенное определение этой концепции. Электронное правительство-это есть новый способ предоставления услуг в сфере государственного управления с помощью новейших информационных технологий (в первую очередь с помощью сети Интернет) и средств обработки информации и осуществления электронного документооборота. Однако, говоря о электронном правительстве стоит, учитывать что речь ведется не только о одной из ветвей государства( исполнительной) а о внедрении ИКТ в судебную и законодательную власть, то есть построение нового типа государства.
Электронное правительство ставит перед собой следующие цели:
-оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
-повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
-поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
-рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
-снижение воздействия фактора географического местоположения.
По сути, создание ЭП –
это способ приблизить чиновника
к гражданину, снизив при этом влияние
субъективного фактора. Обезличенное
общение чиновника и
1.2 Электронное правительство в России
Формирование "электронного правительства" находится в неразрывной связи со всем процессом российских реформ, особенно с повышением эффективности государственной службы на основе современных методов управления11.
Попытаемся проанализировать практику реализации отдельных элементов электронного государства в России с учетом действующего законодательства, посвященного вопросам его формирования и функционирования. В России отсутствует базовый закон, посвященный проблемам электронного государства, но отдельные его элементы уже закреплены в праве.
Правовые основы формирования электронного государства в России составляют ряд подзаконных актов, принятых для реализации концепций, направленных на становление электронного государства. Прежде всего такие правовые акты носят программный характер, так как в целях создания какой-либо системы требуется совокупность определенных мероприятий. В условиях информатизации такие мероприятия должны быть отражены в праве. Так, 28 января 2002 г. было утверждено важное для реализации концепции электронного государства в России Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)", которое утверждает одноименную программу.. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 632-р одобрена Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г., которая под электронным государством понимает новую форму "организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающую за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов" Из анализа указанных актов следует, что Россия активно идет по пути становления электронного государства.
Как было выше сказано, с 2002 года в России велась реализация ФЦП «Электронная Россия». Согласно этой концепции «электронное правительство» создавалось в два этапа:
2008 год — разработка
и утверждение необходимых
2009—2010 годы — практическое внедрение
По итогам 2011 года Россия заняла 27 место в мире в рейтинге электронного правительства ООН, улучшив свои позиции на 32 пункта – в прошлом рейтинге она находилась на 59-м месте.
Целями формирования в Российской Федерации электронного правительства являются12:
- повышение качества и доступности, предоставляемых гражданам и организациям, государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с их получением, внедрение единых стандартов обслуживания граждан;
- повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти, расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия граждан, организаций и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;
- повышение качества административно-управленческих процессов; совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти, обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании.
В то же время многие эксперты в части отношений бизнеса с органами власти скептически относятся к идее создания электронного правительства:
Эксперт проекта TACIS Development of Internet Based Interactive Government to Business Services in Northwest Russia Дмитрий Трутнев:
«Нужен сам факт телодвижения по созданию чего бы то ни было в рамках „электронного правительства“, но при этом ни инструментария, чтобы оценить эффективность, ни желания сделать это не для отчета, не для галочки, а именно на пользу населению в регионах нет».
Представители петербургского бизнеса: генеральный директор «Санкт-Петербургской строительной корпорации» Борис Суровцев:
«Всё зависит от системы — как это будет организовано. Если будет контроль (а это вполне возможно организовать) времени работы над этим обращением, ответа — при этих условиях работать чиновникам придётся, они же народ подневольный».
Есть мнение что это нереализуемый в российских условиях проект. Нечто подобное действует только в небольших странах (Эстония, Сингапур) – ни в США, ни в других странах Евросоюза такой задачи никто даже не ставит13.
Сейчас рабочая группа
с участием ученых из Высшей школы
экономики изучает готовность субъектов
РФ к предоставлению государственных
услуг через интернет. Министерство
связи и массовых коммуникаций должно
согласовать с
Как отмечено в очередном докладе чиновников Президенту России, за 2008 год внесены в реестр операторы персональных данных от 50 тысяч субъектов, хотя, конечно, эта работа находится на начальной стадии. Их реально гораздо больше. Проведены первые расследования дел по заявлениям граждан и юридических лиц: около нескольких десятков таких дел рассмотрено, в том числе 22 административных дела.
Вся работа в этом направлении
была сосредоточена на том, чтобы
сориентировать органы государственной
власти, которые ведут персональные
базы данных, для того чтобы они
привели свою работу в соответствие
с федеральным законом. Такая
работа начата, она, конечно, сложная, системная
и требует дальнейшего
Правительство подготовило план действий по развитию электронного правительства.
И в соответствии с этим планом намечен ряд направлений работы. Первое – это развитие ведомственных систем информации, внутри ведомств, информационное обслуживание, информационно-справочные ведомственные системы. Второе – это межведомственный документооборот и межведомственное электронное взаимодействие.
Третье – это создание
вертикально-интегрированной
По первому разделу работа находится в достаточно продвинутом состоянии: внутриведомственные системы, интернет-сайты существуют практически во всех ведомствах. Вопрос в том, что их нужно, конечно, развивать и дальше.
Разработан порядок
Второе. Сформирован перечень
нормативно-правовых актов, направленных
на регулирование вопросов оказания
государственных и
И определён перечень государственных
услуг, которые требуют
Первая стадия электронного документооборота, она создана и работает: уже в электронном виде направляются в ведомства, в министерства все документы из Правительства.
Вторая стадия – это, собственно,
уже электронное
Третий этап - построение такого системного проекта, который позволит свести всё воедино, связать, с тем чтобы можно было дальше уже действовать по наполнению контентом. Завершить технологический этап.
Четвёртое направление связано
с созданием единой вертикально
интегрированной
Безусловно, внедрение этой
концепции есть благо для общества
в целом, но для того что бы
эта система могла
Из всего вышесказанного можно подойти к выводу, что анализ российского законодательства позволяет говорить о начале становления электронного государства. Однако создание демократии в современную эпоху потребует совместных усилий государства и общества в направлении защиты прав и свобод человека. Именно от полноценного диалога государства и общества зависят становление и функционирование полноценного электронного демократического государства.
Но на пути реализации в жизнь концепция натолкнулась на ряд существенных проблем. Одной из таких проблем являтся так называемое цифровое неравенство. Только 60% населения страны имеет бесперебойный доступ к сети интернет, и этот разрыв все больше увеличивается в субъектах – там, где удаленность административных центров вызывает существенную проблему в обращении граждан в ОИВ. Отчасти это вина самих граждан, в нежелании пользоваться ставшими общедоступными технологиями, можно сказать тут дело в особом менталитете старшего поколения, составляющем большинство населения страны. Решение этой проблемы можно добиться пропагандой ИКТ их удобства и доступности. Второй немало важной проблемой является то, что в нашем государстве до сих пор не существует четкого законодательного регулирования в сфере предоставление государственными органами гражданам информации в электронном виде. Без решения этой проблемы невозможно построения киберпространства. Следующей проблемой является нежелание государства инвестировать крупномасштабные проекты внедрения концепции электронного правительства в жизнь, бюджет же распределяется в традиционные подходы в сфере административного управления. Решение этой проблемы лежит в полномасштабной государственной оценки и преимуществ электронного правительства и получаемой в результате его функционирования экономии.
Информация о работе Концепция электронное правительство России