Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование особенностей внедрения ИКТ в административные и иные ветви власти за рубежом и в Российской Федерации, поиск проблем препятствующих внедрению и возможные методы их решения.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Дать определение электронного правительства и государства.
2. Анализ завершенной Федеральной целевой программы «Электронная Россия», анализ нормативной базы по построению электронного правительства, поиск проблем внедрения концепции и возможные пути их решения.
3. Изучить построение электронного правосудия в России.
4. Анализ.
Подводя итоги обобщим вышесказанное, электронное правительство-это - способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.
Электронное правительство обеспечивает:
-эффективное и менее затратное администрирование;
-кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством;
-совершенствование демократии и повышение ответственности власти перед народом.
В рамках ФЦК «Электронная Россия» в 2002-2010 годах в Российской Федерации осуществлялось внедрение данной концепции, по состоянию на конец 2010 года эффективность исполнения программы оценивалась как низкая: в полной мере электронный документооборот между государственными органами, а также электронные коммуникации между государственными органами и гражданами так и не функционировали. Эффективность государственного управления в России, по оценке Всемирного банка, за эти годы практически не изменилась.
Можно выделить несколько проблем мешающих эффективному внедрению электронного правительства в России.
Глава 2. Структура электронного государства.
2.1 Электронное правосудие.
Концепция электронного государства
предусматривает переход не только
к электронному правительству, но
также становление
Электронное правосудие, как отрасль правоотношений по защите своих или чужих прав и свобод регулируется прежде всего нормами процессуального права, а именно Гражданским процессуальный кодексом Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ15 и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ16. В уголовном же судопроизводстве этот институт распространен в меньшей степени. Осуществление электронного правосудия требует наличия определенных технологий и технических средств, обеспечивающих его полноценного функционирования, поэтому в электронном правосудии используются ИКТ-системы, т.е. системы, использующие в своей основе цифровые технологии передачи информации. Одним их технических инструментов, позволяющих функционировать электронному правосудию является электронная цифровая подпись, которая служит подтверждению субъектного состава лиц, участвующих в деле. Этот институт регулируется Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"17.. Электронное правосудие регулируется также подзаконными актами, например постановлением Правительства РФ о федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» от 20 ноября 2001 г. N 80518. Также институт электронного правосудия регулируется ведомственными актами судебных органов, в частности Информационным письмом ВАС «О порядке размещения информации на интеренет-сайтах арбитражных судов» от 12.07.2007 N ВАС-С01/УИС-98419.
Для становления в России электронного правосудия целесообразно введение правила, предоставляющего возможность осуществлять третейское разбирательство в режиме on-line, что способствовало бы доступности и эффективности данного способа защиты нарушенного или оспоренного права. Например, согласно п. 7 проекта Закона Правил Арбитража Интернета Великобритании (Draft of The Law of the Internet Arbitration Rules) предварительное или окончательное решение арбитра должно быть отправлено в форме сообщения по электронной почте каждому из арбитров и сторонам спора. Подобное решение считается совершенным в письменной форме и подписанным арбитрами. По запросу любой из сторон арбитры в течение семи дней должны изготовить бумажную копию решения, если это необходимо для реализации последнего. В таком решении указывается место рассмотрения дела - Лондон, а также дата рассмотрения дела. В зарубежной практике немало интересного, например: подача исковых заявлений и документов в электронной форме; извещение через SMS-сообщения по мобильному телефону о судебных заседаниях; использование видеотелефонов с протоколом сети Интернет для проведения предварительных судебных заседаний, рассмотрения заявлений отсутствующих сторон или заявлений, не содержащих спорных вопросов. Видеоконференция со свидетелями используется для дачи показаний в том случае, когда они не способны физически присутствовать в суде. Таким образом доказательства могут быть получены из любой точки земного шара, что экономит время и деньги. Для лучшего представления технически сложных дел могут быть задействованы видеоизображение и компьютерная анимация20.
Английский пример показывает, насколько эффективным может быть применение современных технологий в судебной сфере, и доказывает, что электронное правосудие действительно работает.
В соответствии с Федеральной целевой программой "Электронная Россия" в Российской Федерации с 2002 г. осуществляется построение системы электронного государства. Концепция электронного государства подразумевает реализацию последовательного, простого и индивидуализированного способа в предоставлении услуг и информации для населения - посредством использования информационных и телекоммуникационных технологий (преимущественно Интернета), структурную перестройку функционирования государственных органов и их взаимодействия с гражданами, частными компаниями и собственными служащими. Так, Концепция Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы основной целью имеет повышение качества осуществления правосудия, совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Основными задачами Программы являются:
-обеспечение открытости и прозрачности правосудия;
-повышение доверия
к правосудию, в том числе
за счет повышения
-создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности и др.
Обеспечение открытости судебной власти предусматривает обеспечение подотчетности и контроля со стороны общества, достижение открытости судебной власти, в том числе:
-формирование информационных
ресурсов правовых баз и банков
данных судебных решений и
судебной практики арбитражных
судов и судов общей
- учет общественного
мнения в работе судов на
основе регулярного
Приоритетным направлением модернизации инфраструктуры судов является информатизация деятельности судебной системы, в том числе:
- создание электронного
архива, формирование информационно-
-реализация проекта электронного обеспечения правосудия в системе арбитражных судов;
-введение информационной системы судов общей юрисдикции государственной автоматизированной системы РФ "Правосудие" (ГАС - "Правосудие");
-формирование необходимой телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения эффективного взаимодействия всех объектов арбитражных судов и судов общей юрисдикции, системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
Федеральная целевая программа
"Развитие судебной системы России"
на 2002 - 2006 годы (утверждена Постановлением
Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N
805) предусматривала информационное
обеспечение судебной системы в
целях простого создания в судах
компьютерных автоматизированных рабочих
мест для судей, помощников судей
и работников аппаратов судов, локальных
вычислительных сетей, оснащенных централизованными
и общедоступными информационно-правовыми
и другими информационными
В качестве примеров электронного правосудия можно назвать такие, как подача исков, регистрация заявлений, представление отзывов на иски в электронном виде, электронное судебное дело, движение этого дела из суда в суд в электронной форме, заседания с помощью видеоконференций, отправка дополнительных уведомлений участникам судебного процесса через Интернет или посредством СМС-сообщений и др23.
Однако в данном случае возникает проблема, связанная с подтверждением личности при использовании видеосвязи. Судья на заседании сможет видеть лицо истца, но он не будет уверен, что именно этот человек подал заявление. На первом этапе видеосвязь будет применяться в так называемых удаленных регионах. Как решение данной проблемы предлагается возложить установление личности на суд.
В рамках Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 гг. реализовывался проект "Портал публикаций судебных актов": все решения, принятые ВАС, будут бесплатно доступны в Интернете. Планируется также запуск проекта "Электронное дело": судья может в любое время прочитать дело, дать его своим коллегам, которые в силу своей компетенции имеют право с ним ознакомиться. Доступ к материалам дел в цифровом виде позволит судьям надзорной и апелляционной инстанций, получив заявление, быстро ознакомиться с деталями дела, а не ожидать его получения в бумажном виде. Этот проект интересен и сторонам процесса. Истец или ответчик могут ознакомиться с делом, это их право. В суде им выдадут компакт-диски с копиями всех материалов. Планируется создание справочно-информационной службы арбитражного суда. Любой предприниматель сможет зайти на портал, ввести необходимые данные, и система проинформирует его о ближайшем месте нахождения суда, подскажет, какую форму необходимо заполнить при подаче иска. Система предложит ознакомиться с примерами решений, принятых по подобным ситуациям. На портале можно будет набрать название компании, и система проинформирует, где, когда и в качестве кого (истца, ответчика или третьей стороны) эта фирма будет судиться в ближайшее время. Данная услуга представляет интерес для крупных организаций и холдингов. Часто обстоятельства складываются таким образом, что руководитель компании может и не знать, что вскоре ему придется присутствовать на судебном заседании в другом городе, например, в качестве ответчика. Например, если обратиться к американскому опыту, то там на каждый иск есть свой бланк. Мы пока это себе позволить не можем, но будем стремиться к формализации. Планируется, что истец на портале заполняет необходимый бланк, распечатывает его, подписывает и относит в суд. Система автоматически оформит заявление необходимыми атрибутами. В суде специалист отсканирует штрих-код иска и сообщит номер дела.
Изучая институт электронного правосудия мы считаем необходимым обратить внимание на следующие проблемы судопроизводства, которые можно решить с помощью электронного правосудия и развития информационных технологий в судопроизводстве:
1) Громоздкая система судопроизводства, отнимающая много времени, нервов и денег.
На сегодняшний день, согласно нормам процессуального закона, подача искового заявления осуществляется в суд в письменной форме (ст. 125 АПК, ст. 131 ГПК). Это не всегда удобно для граждан, поэтому сегодня формируется институт подачи заявлений в суды через интернет. Так например, в январе 2011 года ВАС РФ запустил сервис «Мой Арбитр» (www.my.arbitr.ru), который сейчас функционирует в бета-режиме. С помощью этого сервиса можно подать в арбитражные суды исковое заявление или жалобы.
К сожалению, такой системы для СОЮ пока не создано.
2) Неинформированность граждан о возможностях, предоставляемых электронным правосудием.
Немногие граждане знают о том, что в России уже существуют некоторые институты электронного правосудия, призванные облегчить жизнь и сэкономить время гражданам. Это например ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru), банк решений арбитражных судов (БРАС – www.ras.arbitr.ru), сервис Мой Арбитр (www.my.arbitr.ru), Президиум Онлайн (www.presidium.arbitr.ru).
Об этих ресурсах известно неширокому кругу лиц, как правило, профессиональных юристов, однако следует дать возможность воспользоваться этими сервисами и простым гражданам.
Для повышения правовой культуры населения и облегчения жизни граждан следует информировать населения через интернет, социальные сети, СМИ.
3) Подавляющая часть документооборота остается бумажной.
Несмотря на возможности электронного документооборота, большинство операций в судах осуществляется на бумажных носителях.
Показательным является эксперимент ВАС РФ. В целях перехода к электронному документообороту в ВАС РФ разработана и принята в эксплуатацию система планирования и оценки эффективности деятельности (СПОЭД). Система автоматизирует процессы инициализации планирования, создания, утверждения и контроля мероприятий, входящих в планы работы ВАС РФ.
Было бы целесообразно нормативно закрепить обязательность применения всеми судами подобной системы.
4) Недостаточная оснащенность залов судебных заседаний мультимедийными интерактивными средствами.
5)Отсутствие в процессуальном законодательстве норм , позволяющие совершать процессуальные действия в цифровой форме24;
Информация о работе Концепция электронное правительство России