Курс лекций по "Психологии управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Одной из основных проблем психологии управления является проблема управленческой эффективности. Не просто управлять, а управлять эффективно, получая высокий результат, при минимальных затратах сил, энергии, времени и денег - таким был социальный заказ. При каких условиях управление может стать максимально эффективным, по каким параметрам, признакам, критериям, эффективное управление отличается от неэффективного? Каковы психологические критерии эффективного управления? - вот круг вопросов, на долгое время ставших центральными и определяющими развитие психологии управления.

Вложенные файлы: 1 файл

Psikhologija_upravlenija.doc

— 1.43 Мб (Скачать файл)

Наставник. Наставник действительно заботится об успехах ближнего, часто даже в ущерб себе. Этим качеством с успехом пользуются другие люди, хотя Наставник бывает навязчив, склонен к морализаторству и доминированию.

Хвастун. Коллегам и руководству приходится терпеливо выслушивать рассказы обо всех победах и достижениях Хвастуна на личном фронте и профессиональном поприще. Хвастуна нужно выслушать, похвалить и перейти к делу, которым предстоит заниматься.

Рассказчик. Ему непременно нужно сообщить коллегам все мельчайшие подробности того, что произошло с ним накануне. Ему нужно проявить сочувствие, поддержку, не осуждать его, однако и не терять бдительности Рассказчик имеет тенденцию распускать слухи и передавать сплетни. Ему нельзя поверять тайны.

Предназначение и привязанность Ударников — это работа, так что руководителю часто приходится слышать, что они «работают как проклятые» К этому нужно относиться сочувственно и выразить восхищение их преданностью делу. Не стоит доискиваться причин такого одностороннего взгляда на жизнь, ибо для тех, кто страшится общения с людьми и свободного времени, труд представляет собой скрытую форму защиты.

Доморощенный  психолог. Этому надо непрерывно анализировать все, что другие люди говорят или делают. Такому человеку нужно подтверждение его домыслов, поэтому достаточно подыграть Доморощенному Психологу, сказав что-нибудь в таком духе:

«До чего вы проницательны!»  или «Как тонко вы смотрите на вещи! Да из вас бы вышел настоящий психолог!»

Везунчик. Это человек, который уже достиг чего- то такого, чего пока не удалось другому участнику (или участникам) встречи, и теперь испытывает потребность всем поведать эту историю, не спрашивая, хотят другие это слушать или нет. Люди, пересказывающие историю своего взлета, хотят во что бы то ни стало поделиться и научить других, поэтому все должны спокойно сидеть и, возможно, даже почерпнуть что-то полезное.

Нытик. Независимо от того, как идут его дела, он всегда живет своими и чужими неприятностями. Если общаясь с подобным субъектом, коллега будет выглядеть излишне бодрым и довольным, это может привести его в настоящую ярость, поэтому нужно терпеливо слушать и соглашаться, что в жизни порой приходится бороться. При этом вовсе не требуется выглядеть столь же побитым и загнанным, как собеседник.

Озабоченный. С ним надо быть особо осторожным. Следует следить за своей речью, чтобы не сказать что-нибудь такое, что он может превратно истолковать как подтверждение своих фантазий. Для встречи одеваться нужно строго, ни в коем случае ничего вызывающего. Озабоченный или Озабоченная стремятся выглядеть как сексуально привлекательный объект и любую, даже невинную шутку могут обернуть как сексуальное домогательство.

Манипулятор. Ему надо во что бы то ни стало владеть ситуацией: он способен навязать свою волю, пытается манипулировать любой фразой, любой ситуацией. С ним необходимо сохранять спокойный и приветливый тон. Основную свою задачу Манипулятор видит в том, чтобы произвести некоторое 4должное впечатление Наряду с потребностью управлять Манипулятор испытывает потребность в руководстве свыше.

Г. Гибш и М. Форверг  указывают, что в психологии существуют две основные модели социальной роли:

1) социальная роль  определяется как сумма ожиданий, которые группа вкладывает в носителя определенной позиции группы;

2) социальная роль  является шаблоном поведения  для определенных позиций, который  должен быть сформирован носителем  таких позиций в конкретном  поведении в соответствии с  его собственными возможностями.

Процесс «очеловечивания» роли, по мнению немецких исследователей, включает по меньшей мере три составляющих:

1 — что личность  должна привнести в роль (исходя  из требований роли как схемы  поведения);

2 — что личность  может привнести в роль (исходя  из индивидуальных характеристик);

3 — что получается на деле.

Исполнение роли в  значительной степени зависит от социальных ожиданий. Это относится  как к роли руководителя, так и  к роли исполнителя. Социальные ожидания, или экспектации, — система требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей. Экспектации представляют собой разновидность социальных санкций, упорядочивающих систему отношений и взаимодействий в группе. В отличие от официальных предписаний, должностных инструкций и других регулятивов поведения в группе экспектации носят неформальный характер. Две основные стороны социальных ожиданий — право ожидать от окружающих поведения, соответствующего их ролевой позиции, и обязанность вести себя соответственно ожиданиям других людей. Например, в кризисной ситуации подчиненные ждут, что руководитель предложит нечто такое, что выведет людей из данной ситуации, и руководитель обязан это сделать.

Различают экспектации  предписывающие, определяющие должный  характер исполнения индивидом роли, и экспектации предписывающие, определяющие вероятностный характер исполнения этой роли с учетом индивидуальных особенностей субъекта и конкретной ситуации.

И роли, и типология  личности в значительной степени  задаются самим человеком в зависимости  от того, каким он хочет себя видеть, что ценит, чем хочет заниматься и каким себя представляет в перспективе.

Жизненная Стратегия — это идеальное образование, которое реализуется в поведении человека черёз его ориентиры и приоритеты. Жизненные стратегии относятся к особому классу ориентаций личности. Их определяют по характеру активности. Т. Е. Резник и Ю. М. Резник выделяют три основных типа жизненных стратегий.

1. Стратегии  жизненного благополучия. Они включают:

— перцептивные ориентации: обеспеченная, полная необходимых благ и комфорта, спокойная, размеренная и стабильная жизнь; смысложизненные ориентации: приобретение и потребление различных жизненных благ, стремление к материальному или нравственно-психологическому комфорту;

— ценностные ориентации: стремление получить и освоить значимый для личности — желательный или престижный — набор жизненных благ;

— нормативные ориентации: принятие принципов и правил, устанавливающих  приоритет тех или иных жизненных  благ;

— целевые ориентации: стремление к максимально возможному или допустимому удовлётворению своих потребностей в определенных жизненных благах.

Руководитель, реализующий  подобную стратегию, направлен на исполнение своего долга в определенных пределах, избегает ответственности, перестраховывается инструкциями и указаниями высшего  руководства, стремится не конфликтовать с подчиненными, глубоко не вникать в проблемы трудового коллектива, предпочитает не замечать негативных тенденций. Как правило, такой человек в своей деятельности окружен психологическими защитами и легко поддается манипуляции.

Подчиненный, реализующий  подобную стратегию, — типичный исполнитель, ремесленник в худшем смысле этого  слова. Он слабо мотивирован, причем мотивация задается извне, а не включена в структуру его личности, поэтому  за исполнением должностных обязанностей необходимо постоянно следить, обеспечивать его дополнительными стимулами к работе, которые имеют отношение, прежде всего, к сфере потребления.

2. Стратегии  жизненного успеха. Они включают:

– перцептивные ориентации: активная, деятельная, насыщенная событиями, общественно значимая и преуспевающая жизнь;

– смысложизненные ориентации: восхождение к желаемой, пользующейся общественным признанием и обеспечивающей прочное материальное положение  вершине — уровню — жизни;

– ценностные ориентации: достижение мастерства, высокого профессионализма и компетентности в избранной сфере деятельности; ценностные критерии успеха; организованность, деловитость и предприимчивость;

– нормативные ориентации: принятие принципов и правил, ведущих  к успеху или способствующих личностному  и профессиональному росту, продвижению  по социальной лестнице;

– целевые ориентации: определение и достижение широкомасштабных целей, имеющих преобразовательскую  направленность и ведущих к пре  успеванию в жизни.

Руководитель, реализующий  подобную стратегию, склонен к преуспеванию, в связи с этим часто принимает рискованные решения, которые могут обернутся конфликтами, производственными травмами и прочими негативными результатами непродуманных действий. Он импульсивен, направлен на раз решение проблемы любой ценой, имеет сильную тенденцию к доминированию. Одновременно он «живет» в организации или проекте, предлагает нетривиальные решения и берет ответственность на себя.

Подчиненный, реализующий  подобную стратегию, — явный или  сх карьерист, имеющий тенденцию  расталкивать локтями сослуживцев, выделиться, показать, на что он способен. Иногда из таких подчиненных вырастают лидеры, способные перерасти своих начальников.

З. Стратегии  жизненной самореализации. Они включают:

— перцептивные ориентации: красивая, гармоничная, творческая жизнь, близкая по своему содержанию к художественному искусству;

— смысложизненные ориентации: свободное творчество и развитие собственных духовных и физических сил; самосовершенствование, достигаемое  посредством изменения жизненного пространства;

— ценностные ориентации: стремление к личностной автономии и творческому состоянию; склонность к постоянному поиску альтернатив и углубленному самоанализу; избирательное отношение к окружающим; плюрализм жизненной позиции;

— нормативные ориентации: отсутствие четких и строго установленных правил при соблюдении общепринятых норм и ограничений; уважительное отношение к свободе и образу жизни других людей; целевые ориентации: ограниченное использование целеполагания как инструмента конкретизации и практического воплощения жизненных смыслов.

Руководитель, реализующий данную стратегию, как правило, харизматическая личность, способная вести за собой благодаря не только профессиональной подготовке, но и незаурядным личным качествам. Такой человек видит проблему в перспективе, принимает стратегические решения, лишь в не значительной степени опасаясь, что плоды его трудов могут пожинать другие люди.

Подчиненный, реализующий  данную стратегию, это идеальный  сотрудник, потому что у него есть видение проблемы, над которой  он работает, и любовь к делу, которому он служит. Но так бывает толь ко тогда, когда его труд соответствует представлениям данного человека о смысле жизни. В противном случае, когда труд является рутинным, такой подчиненный способен найти «отдушину» в другой сфере жизни, пренебрегая профессиональными обязанностями и не всегда выполняя их достаточно добросовестно.

Сфера распространения  типа стратегий определяется уровнем  социально-экономического и культурного  развития общества, а также способом производства, уровнем и качеством  жизни, наличием правовых средств регуляции общественной жизни, степенью участия в управлении государством, влиянием традиций, идеалов, верований.

 

Контрольные вопросы  по теме 2.

1. Объясните понятия «личность как объект  управления» и «личность как субъект управления».

2.Опишите основные характеристики личности как субъекта управления.

3.  Какие критерии эффективности личности современного руководителя выделяют?

 

Литература:

1. Морозов А.В. Управленческая психология: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: Академический Проект, 2003. – 288 с.

2. Панкратов А.Н. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми: Практическое руководство. – Издание второе. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. – 294 с.

3. Шикун А.Ф. Филинова И.М. Управленческая психология: Учебное пособие/А.Ф. Шикун, И.М. Филинова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 332с.

 

Тема 3.

Темперамент и характер в трудовой деятельности

 

Учебные вопросы:

1. Темперамент и характер  в системе управления.

2. Социально-психологические характеристики личности руководителя.

 

1. Темперамент  и характер в системе управления

 

Свойства темперамента определяют, прежде всего, психической жизни человека. О темпераменте можно судить по нескольким основным его свойствам.

Сензитивность (чувствительность) — о ней судят по тому, какая наименьшая сила внешнего воздействия необходима для того, чтобы у человека возникла та или иная психическая реакция, с какой скоростью эта реакция возникает.

Реактивность — это свойство проявляётся в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие. Активность — об этом свойстве судят по тому, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир, по его настойчивости, сосредоточенности и т. д.

Пластичность и противоположное  качество — ригидность. Они проявляются в том, насколько лег ко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям. Пластичный моментально перестраивает поведение, когда обстоятельства меняются. Ригидный с большим трудом меняет привычки и суждения.

К свойствам темперамента также можно отнес ти темп психических реакций, эмоциональную возбудимость, соотношение реактивности и активности и другие. К. Юнг заметил, что если для одних людей наибольшее значение имеют внешние предметы и явления, если одни обращены, так сказать, вовне, то другие углублены в свою внутреннюю жизнь, их не столько интересуют внешнее события, сколько собственные переживания и собственная личность. Первых он назвал экстравертированными, а вторых интровертированными. Исследования других психологов показали, что интро- и экстраверсия очень ярко проявляются, прежде всего, в процессе общения. Среди наиболее часто встречающихся типов темпераментов в зависимости от соотношения таких свойств нервной системы, как сила, подвижность и уравновешенность, практический интерес представляют шесть его разновидностей:

Информация о работе Курс лекций по "Психологии управления"