Методы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 04:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в раскрытие основных вопросов, связанных с методами государственного управления.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- определить понятие государственного управления;
- рассмотреть понятие и признаки методов государственного управления;
основную характеристику административной конфискации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ - ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА………………………………………………………………..5
1.1.Понятие государственного управления………………………………………...5
1.2. Понятие и признаки методов государственного управления………………...9
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………..14
2.1. Методы убеждения, административного принуждения, стимулирование (поощрение) в государственном управлении…………………………………….14
2.2. Экономические и социально-псиохологические методы…………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

Администр право Методы гос управления.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ - ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА………………………………………………………………..5

1.1.Понятие государственного  управления………………………………………...5

1.2. Понятие и признаки методов государственного управления………………...9

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………..14

2.1. Методы убеждения, административного принуждения, стимулирование (поощрение) в государственном управлении…………………………………….14

2.2. Экономические и социально-псиохологические методы…………………...23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из важнейших  категорий, характеризующих государственное  управление как объект анализа со стороны науки административного права, наряду с категорией формы государственного управления, является теоретическая категория метода государственного управления.

Понятие метода государственного управления в теории государственного управления призвано продемонстрировать, с помощью каких основных приемов осуществляется государственное управление.

Методы государственного управления - способы, приемы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, которые используются для достижения целей и задач управления, реализации функций управления.

Применение  методов управления зависит от цели управления. Если цель управления обуславливает  специфику использованных методов, то правильный выбор метода обеспечивает реальное достижение цели.

Характерные черты  методов:

- выражают связь субъекта или объекта;

- обеспечивает достижение целей определенным способом воздействия;

- обладает определенной организационной формой (приказ, правило поведения); 
- обладает временной характеристикой (краткие и долгосрочные). 

Государственное управление базируется на властные полномочия и представляет собой метод реализации государственной власти, которая распространяется на все общество. Законы, иные основные, общие, типовые решения, правила, нормы, устанавливаемые государственной властью - общеобязательны, обеспечиваются авторитетом силы государства.

Специфику государственного управления составляют характер и объем  охватываемых управлением общественных явлений. В центре государственного управления (смысл государственного воздействия) - решение общих дел, согласование действий всех граждан, защита совместного интереса, удовлетворение потребностей общества, а не отдельных граждан и социальных групп.

Актуальность  темы исследования в том, что в системе государственного управления методы управления являются важнейшим правовым средством.   С помощью методов государственного управления непосредственно осуществляются функции государственного управления, решаются его задачи, обеспечивается правопорядок, реализация прав и свобод человека и гражданина, законные интересы юридических лиц.

Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере государственного управления.

Предметом исследования являются нормы законодательства, регулирующие вопросы методы государственного управления.

Цель исследования состоит в раскрытие основных вопросов, связанных с методами  государственного управления.

Для достижения указанной  цели были поставлены следующие задачи:

- определить  понятие государственного управления;

- рассмотреть понятие и признаки методов государственного управления;

основную характеристику административной конфискации;

- проанализировать виды методов государственного управления.

Теоретическую основу исследования составили труды  таких специалистов, известных своими работами в области права: Бахрах, Д. Н. Макарейко Н.В. Тихомиров Ю.А., и др.

Методологической  основой исследования являются общенаучные  методы (анализ, синтез и обобщение) и методы частно-научного познания (формально-логический, правовой, формально-юридический, системный и комплексный анализ).

Работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка литературы.

 

 

ГЛАВА 1. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ - ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

1.1.Понятие государственного  управления

 

Начнем наше исследование с раскрытия вопросов о сущности государственного управления.

Управление является необходимым составляющим нашей жизни. Возникновение управления тесно связано с развитием общества. Этапы развития публичных отношений отображают формирование управления. Возникновение управления в сообществе вызвано теми же факторами, какие вызвали образование страны и создание его органов. Более общей предпосылкой обособления функций управления является надобность в регулировании отношений меж людьми:  исполнение «общих дел» и  удаление конфликтов. На определенной стадии развития сообщества, бывшие родоплеменные взаимоотношения перестали удовлетворять положению в обществе. Постепенно в обществе проистекает выделение особого слоя людей, которые занимаются регулированием общественных отношений и процессов, происходящих в обществе, решением вопросов принципиальных для всех. Тут уместно заметить возникновение термина «политика», что с греческого означает «государственные или публичные дела».

Если коротко  проследить эти исторические изменения, можно отметить внимание к вопросам организации и управления еще в древнем мире. Поддержание порядка и обеспечение послушания поданных, благоустройство, организация войска, сооружение дорог и каналов не случайно собирали большое количество людей в Египте, Греции и Риме. Особое значение эти вопросы принимают в местах жительства большого количества населения в городах – «полисах». В таких городах-государствах вопросами управления занимается полиция. Первоначально понятие «полиция» означало управление делами полиса – города-государства. Только в последние три-четыре столетия полиция стала обозначать специальную службу надзора за общественным порядком и внутренней безопасностью. Исторический анализ позволяет утверждать, что полицейское право было предшественником административного права. Важность изучения государственного и муниципального управления заключается в том, что именно управление, и  государственное управление в частности, на протяжении столетий было ядром административного права, и оно существенным образом влияло и влияет в настоящее время на развитие всего общества.1

Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

Признаки государственного управления:

• это вид государственной управленческой деятельности;

• деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер; 
• деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;

• деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);

• характеризуется  наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей; 
• осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);

• обеспечивается посредством системы гарантий;

• нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).2

Государственное управление представляет собой чрезвычайно  сложную динамическую систему, каждый элемент которой передает, воспринимает и преобразует регулирующие воздействия  таким образом, что они упорядочивают  общественную жизнь. Признаку системности государственного управления в специальной литературе уделяется особое внимание, так как в эту деятельность вовлечены миллионы управленцев (государственных служащих и должностных лиц), принимающих и исполняющих правовые акты управления, а также граждан и, кроме того, колоссальные финансовые, организационные, материальные и человеческие ресурсы. Системность государственного управления обеспечивает достижение поставленных задач и качественное осуществление управленческих функций, ибо она связывает в единое целое с помощью управляющего воздействия (прямых и обратных связей) субъектов и объектов управления.3

Понятие государственного управления включает важные организационно-правовые категории, какие проявляются в управленческих отношениях:

- государственная управленческая активность — это воплощение субъектами исполнительной власти, а еще иными звеньями государственного управления (государственными служащими и должностными лицами) функций государственного управления;

- область государственного управления — это сгруппированные сообразно признаку основного назначения отрасли государственного управления (управление экономической сферой, управление в социально-культурной и административно-политической областях);

- отрасль государственного управления — это система звеньев органов управления, соединенных общностью объекта управления.

Обилие функций государственного управления объясняет и наличие многочисленных отраслей и сфер государственного управления:

- сфера государственного управления — это комплекс организационных отношений по поводу осуществления межотраслевых полномочий специального назначения (например, стандартизация, сертификация, метрология, государственная статистическая отчетность, планирование).

- орган государственного управления (исполнительной власти) — это субъект исполнительной власти, который непосредственно осуществляет функции государственного управления в установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами пределах, наделен соответствующей компетенцией, имеет определенную структуру и управленческий персонал.

Так как государственное управление исполняется и посредством принуждения, то в качестве субъектов управления можно выделить организации, не относящиеся к органам исполнительной власти, которым делегированы соответствующие полномочия принуждающего характера:4

а) суды общей  юрисдикции при рассмотрении дел  об административных правонарушениях; 

б) мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ; 

в) общественные объединения (организации) и другие субъекты, уполномоченные государством применять меры контроля, а также выполнять важные государственно-управленческие функции.

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Понятие и признаки методов государственного управления

 

          

Государственное управление  осуществляется  с  помощью  разнообразных  методов.  Под методами (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) государственного управления понимаются приемы, способы реализации управленческой деятельности. С помощью методов, осуществляется определенное воздействие субъектов управления на процессы общественного и государственного развития, на деятельность государственных структур и конкретных должностных лиц.

Методы государственного управления - способы, приемы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, которые используются для достижения целей и задач управления, реализации функций управления.5

Важно отметить, что в юридической литературе вместо термина «метод государственного управления» иногда используются другие термины: «метод осуществления управленческих действий»; «метод управленческой деятельности»; «административно-правовые методы». При таком разнообразии, сущность остается той же.

С помощью методов  государственного управления непосредственно  осуществляются функции государственного управления, решаются его задачи, обеспечивается правопорядок, реализация прав и свобод человека и гражданина, законные интересы юридических лиц.

Разнообразная деятельность органов государственного управления предполагает использование  различных методов управления, которые можно классифицировать по самым различным критериям. Можно выделить общенаучные и специальные методы, прямые и косвенные, административно-распорядительные, экономические, социально-психологические и т.д.

В юридической  литературе существуют различные классификации методов государственного управления.

В зависимости  от того, кому адресовано то или иное правленческое воздействие, различают:6

1. Методы управленческой  деятельности, направленные на организацию  аппарата управления.

2. Методы управленческой деятельности, выражающиеся в осуществлении воздействия на внешние объекты.

По характеру  воздействия методы государственного управления подразделяются на:

1. Административные.

2. Экономические.

3. Социально-психологические.

Под административными методами понимается прямое воздействие управляющей стороны на поведение управляемых сторон. Это метод прямых и односторонних юридически-властных предписаний органов государственного управления. Невыполнение данных предписаний влечет наступление соответствующей юридической ответственности.

Административные  методы, в свою очередь, подразделяются по форме выражения на административно-правовые и административно-организационные; по юридическим свойствам на нормативные  и индивидуальные; по способу воздействия  на обязывающие, управомачивающие и поощряющие; по форме предписания на категорические, поручительные и рекомендательные.

Под экономическими методами понимается использование косвенных способов и средств воздействия на интересы управляемых сторон отношений, стимулирующих их материальную заинтересованность в выполнении поставленных перед ними задач.

Информация о работе Методы государственного управления