Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 04:29, курсовая работа
Цель исследования состоит в раскрытие основных вопросов, связанных с методами государственного управления.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- определить понятие государственного управления;
- рассмотреть понятие и признаки методов государственного управления;
основную характеристику административной конфискации;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ - ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА………………………………………………………………..5
1.1.Понятие государственного управления………………………………………...5
1.2. Понятие и признаки методов государственного управления………………...9
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………..14
2.1. Методы убеждения, административного принуждения, стимулирование (поощрение) в государственном управлении…………………………………….14
2.2. Экономические и социально-псиохологические методы…………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..29
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
- ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА…………………………………………
1.1.Понятие государственного управления………………………………………...5
1.2. Понятие и признаки методов государственного управления………………...9
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………
2.1. Методы убеждения, административного принуждения, стимулирование (поощрение) в государственном управлении…………………………………….14
2.2. Экономические и социально-псиохологические методы…………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..29
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших
категорий, характеризующих
Понятие метода государственного управления в теории государственного управления призвано продемонстрировать, с помощью каких основных приемов осуществляется государственное управление.
Методы государственного управления - способы, приемы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, которые используются для достижения целей и задач управления, реализации функций управления.
Применение методов управления зависит от цели управления. Если цель управления обуславливает специфику использованных методов, то правильный выбор метода обеспечивает реальное достижение цели.
Характерные черты методов:
- выражают связь субъекта или объекта;
- обеспечивает достижение целей определенным способом воздействия;
- обладает определенной организационной формой
(приказ, правило поведения);
- обладает временной характеристикой
(краткие и долгосрочные).
Государственное управление базируется на властные полномочия и представляет собой метод реализации государственной власти, которая распространяется на все общество. Законы, иные основные, общие, типовые решения, правила, нормы, устанавливаемые государственной властью - общеобязательны, обеспечиваются авторитетом силы государства.
Специфику государственного управления составляют характер и объем охватываемых управлением общественных явлений. В центре государственного управления (смысл государственного воздействия) - решение общих дел, согласование действий всех граждан, защита совместного интереса, удовлетворение потребностей общества, а не отдельных граждан и социальных групп.
Актуальность темы исследования в том, что в системе государственного управления методы управления являются важнейшим правовым средством. С помощью методов государственного управления непосредственно осуществляются функции государственного управления, решаются его задачи, обеспечивается правопорядок, реализация прав и свобод человека и гражданина, законные интересы юридических лиц.
Объектом исследования
Предметом исследования являются нормы законодательства, регулирующие вопросы методы государственного управления.
Цель исследования состоит в раскрытие основных вопросов, связанных с методами государственного управления.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- определить понятие государственного управления;
- рассмотреть понятие и признаки методов государственного управления;
основную характеристику административной конфискации;
- проанализировать виды методов государственного управления.
Теоретическую основу исследования составили труды таких специалистов, известных своими работами в области права: Бахрах, Д. Н. Макарейко Н.В. Тихомиров Ю.А., и др.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы (анализ, синтез и обобщение) и методы частно-научного познания (формально-логический, правовой, формально-юридический, системный и комплексный анализ).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ - ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1.Понятие государственного управления
Начнем наше исследование с раскрытия вопросов о сущности государственного управления.
Управление является необходимым составляющим нашей жизни. Возникновение управления тесно связано с развитием общества. Этапы развития публичных отношений отображают формирование управления. Возникновение управления в сообществе вызвано теми же факторами, какие вызвали образование страны и создание его органов. Более общей предпосылкой обособления функций управления является надобность в регулировании отношений меж людьми: исполнение «общих дел» и удаление конфликтов. На определенной стадии развития сообщества, бывшие родоплеменные взаимоотношения перестали удовлетворять положению в обществе. Постепенно в обществе проистекает выделение особого слоя людей, которые занимаются регулированием общественных отношений и процессов, происходящих в обществе, решением вопросов принципиальных для всех. Тут уместно заметить возникновение термина «политика», что с греческого означает «государственные или публичные дела».
Если коротко проследить эти исторические изменения, можно отметить внимание к вопросам организации и управления еще в древнем мире. Поддержание порядка и обеспечение послушания поданных, благоустройство, организация войска, сооружение дорог и каналов не случайно собирали большое количество людей в Египте, Греции и Риме. Особое значение эти вопросы принимают в местах жительства большого количества населения в городах – «полисах». В таких городах-государствах вопросами управления занимается полиция. Первоначально понятие «полиция» означало управление делами полиса – города-государства. Только в последние три-четыре столетия полиция стала обозначать специальную службу надзора за общественным порядком и внутренней безопасностью. Исторический анализ позволяет утверждать, что полицейское право было предшественником административного права. Важность изучения государственного и муниципального управления заключается в том, что именно управление, и государственное управление в частности, на протяжении столетий было ядром административного права, и оно существенным образом влияло и влияет в настоящее время на развитие всего общества.1
Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.
Признаки государственного управления:
• это вид государственной управленческой деятельности;
• деятельность
носит юридически властный, исполнительно-распорядительный
характер;
• деятельность осуществляется постоянно,
непрерывно и планово;
• деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);
• характеризуется
наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных
связей;
• осуществляется в различных формах
(правовых и неправовых);
• обеспечивается посредством системы гарантий;
• нарушение управленческой деяте
Государственное управление представляет собой чрезвычайно сложную динамическую систему, каждый элемент которой передает, воспринимает и преобразует регулирующие воздействия таким образом, что они упорядочивают общественную жизнь. Признаку системности государственного управления в специальной литературе уделяется особое внимание, так как в эту деятельность вовлечены миллионы управленцев (государственных служащих и должностных лиц), принимающих и исполняющих правовые акты управления, а также граждан и, кроме того, колоссальные финансовые, организационные, материальные и человеческие ресурсы. Системность государственного управления обеспечивает достижение поставленных задач и качественное осуществление управленческих функций, ибо она связывает в единое целое с помощью управляющего воздействия (прямых и обратных связей) субъектов и объектов управления.3
Понятие государственного управления включает важные организационно-правовые категории, какие проявляются в управленческих отношениях:
- государственная управленческая активность — это воплощение субъектами исполнительной власти, а еще иными звеньями государственного управления (государственными служащими и должностными лицами) функций государственного управления;
- область государственного управления — это сгруппированные сообразно признаку основного назначения отрасли государственного управления (управление экономической сферой, управление в социально-культурной и административно-политической областях);
- отрасль государственного управления — это система звеньев органов управления, соединенных общностью объекта управления.
Обилие функций государственного управления объясняет и наличие многочисленных отраслей и сфер государственного управления:
- сфера государственного управления — это комплекс организационных отношений по поводу осуществления межотраслевых полномочий специального назначения (например, стандартизация, сертификация, метрология, государственная статистическая отчетность, планирование).
- орган государственного управления (исполнительной власти) — это субъект исполнительной власти, который непосредственно осуществляет функции государственного управления в установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами пределах, наделен соответствующей компетенцией, имеет определенную структуру и управленческий персонал.
Так как государственное управление исполняется и посредством принуждения, то в качестве субъектов управления можно выделить организации, не относящиеся к органам исполнительной власти, которым делегированы соответствующие полномочия принуждающего характера:4
а) суды общей юрисдикции при рассмотрении дел об административных правонарушениях;
б) мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ;
в) общественные объединения (организации) и другие субъекты, уполномоченные государством применять меры контроля, а также выполнять важные государственно-управленческие функции.
1.2. Понятие и признаки методов государственного управления
Государственное управление осуществляется с помощью разнообразных методов. Под методами (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) государственного управления понимаются приемы, способы реализации управленческой деятельности. С помощью методов, осуществляется определенное воздействие субъектов управления на процессы общественного и государственного развития, на деятельность государственных структур и конкретных должностных лиц.
Методы государственного управления - способы, приемы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, которые используются для достижения целей и задач управления, реализации функций управления.5
Важно отметить, что в юридической литературе вместо термина «метод государственного управления» иногда используются другие термины: «метод осуществления управленческих действий»; «метод управленческой деятельности»; «административно-правовые методы». При таком разнообразии, сущность остается той же.
С помощью методов государственного управления непосредственно осуществляются функции государственного управления, решаются его задачи, обеспечивается правопорядок, реализация прав и свобод человека и гражданина, законные интересы юридических лиц.
Разнообразная
деятельность органов государственного
управления предполагает использование
различных методов управления, которые можно классифицировать
по самым различным критериям. Можно выделить
общенаучные и специальные методы, прямые
и косвенные, административно-
В юридической литературе существуют различные классификации методов государственного управления.
В зависимости от того, кому адресовано то или иное правленческое воздействие, различают:6
1. Методы управленческой деятельности, направленные на организацию аппарата управления.
2. Методы управленческой деятельности, выражающиеся в осуществлении воздействия на внешние объекты.
По характеру воздействия методы государственного управления подразделяются на:
1. Административные.
2. Экономические.
3. Социально-психологические.
Под административными методами понимается прямое воздействие управляющей стороны на поведение управляемых сторон. Это метод прямых и односторонних юридически-властных предписаний органов государственного управления. Невыполнение данных предписаний влечет наступление соответствующей юридической ответственности.
Административные
методы, в свою очередь, подразделяются
по форме выражения на административно-правовые
и административно-
Под экономическими методами понимается использование косвенных способов и средств воздействия на интересы управляемых сторон отношений, стимулирующих их материальную заинтересованность в выполнении поставленных перед ними задач.