Методы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 04:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в раскрытие основных вопросов, связанных с методами государственного управления.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- определить понятие государственного управления;
- рассмотреть понятие и признаки методов государственного управления;
основную характеристику административной конфискации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ - ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА………………………………………………………………..5
1.1.Понятие государственного управления………………………………………...5
1.2. Понятие и признаки методов государственного управления………………...9
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………..14
2.1. Методы убеждения, административного принуждения, стимулирование (поощрение) в государственном управлении…………………………………….14
2.2. Экономические и социально-псиохологические методы…………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

Администр право Методы гос управления.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Непосредственными средствами выражения экономических  методов управления могут выступать: соответствующее распределение  прибыли, материальное поощрение, имущественные льготы и кредит, соответствующее налогообложение, угроза материальных санкций или понесения материального ущерба и т.д.

Социально-психологические  методы управления заключаются в воздействии на управляемые стороны с учетом особенностей их психологии. Они проявляются в системе отношений «руководитель-коллектив». Их можно охарактеризовать как способ психологического воздействия на управляемую группу людей со стороны руководителей с целью достижения определенных управленческих целей.

Авторы в  юридической литературе выделяют также и классификацию методов государственного управления по функциям субъектов управления. По этому признаку методы государственного управления подразделяются на:

Общие методы - методы, используемые на всех важнейших стадиях управленческого процесса (метод убеждения, наблюдения, контроля и разработки, методы косвенного и прямого воздействия на управляемый объект, регулирование, общее руководство и непосредственное управление).

Специальные методы - это методы применяемые при осуществлении отдельных функций на отдельных стадиях процесса управления (методы выполнения отдельных функций, выработка и принятие решений, программно-целевой метод, гласные и негласные методы).

Кроме того, отдельно выделяется уже упомянутая классификация  на методы прямого и косвенного воздействия  управляющей стороны на волю управляемой  стороны, а также на правовые и  неправовые методы государственного управления.

Однако для  нас наибольший интерес представляет все же базовая классификация методов государственного управления. В соответствии с ней, существует два базовых типа методов государственного управления: убеждение, опирающееся в основном на манипулирование механизмами сознания и установками поведения граждан, и принуждение, в целом основывающееся на использовании силы, а то и крайних форм насилия. Эти два «идеальных типа» образуют двухполюсную шкалу «принуждение - убеждение», на которой располагаются все промежуточные оттенки применения инструментов руководства людьми со стороны государственной администрации. Кроме того, на базе этих двух типов возможна масса комбинаций различных приемов и методов в государственном управлении (более подробно указанные методы будут раскрыты во второй главе курсовой работы).

Выбор того или  иного метода государственного управления зависит от многих факторов: компетенции  и полномочий органа государственного управления или должностного лица, специфики объекта управления, поставленных целей и функций государственного управления и др.

Объекты государственного управления в самом широком смысле этого слова, включая природу, людей, созданные людьми средства производства, духовные ценности, денежные средства, а также многообразные процессы, виды деятельности, отношения, в которых они задействованы. Совокупность объектов, попадающих в сферу воздействия со стороны государства, его аппарата, находящихся в зоне его управления, регулирования, столь велика, что мало отличается от всего того сущего в мире, что управляется людьми, обществом. Иначе говоря, государство в той или иной степени, прямо или косвенно распространяет свои бразды правления на все значимые объекты, процессы, отношения, доступные  управленческому  влиянию.

По целевому назначению объекты государственного управления можно разделить на следующие виды:

1) призванные  удовлетворять государственные, общественные потребности;

2) призванные  удовлетворять потребности отдельных  организаций, хозяйствующих субъектов,  домашних хозяйств, граждан;

3) призванные  приносить доходы, прибыль, способствовать экономическому росту;

4) обеспечивающие  сохранение и приумножение национального  богатства;

5) способствующие  сохранению устойчивости экономики,  обеспечению экономической и  военной безопасности.7

Итак, методом  государственного управления является определенный прием властного воздействия субъекта на объект управления, посредством которого реализуется государственное управление. Следующий вопрос, который нас интересует, это вопрос о системе методов государственного управления.

Сущность методов государственного управления определяется его социальной природой. Знание методов говорит о функционировании механизмов государства.

Применение  методов управления зависит от цели управления. Если цель управления обуславливает  специфику использованных методов, то правильный выбор метода обеспечивает реальное достижение цели.

Характерные черты методов:

- выражают связь субъекта или объекта;

- обеспечивает достижение целей определённым способом воздействия;

- обладает определенной организационной формой (приказ, правило поведения);

- обладает временной характеристикой (краткие и долгосрочные).

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

2.1. Методы убеждения, административного принуждения, стимулирование (поощрение) в государственном управлении

 

 

 

Убеждение в  государственном управлении — это  метод воздействия на сознание и  поведение людей, представляющий собой  совокупность мер воспитательного, разъяснительного и поощрительного характера, осуществляемый в целях  повышения правосознания граждан и добровольного соблюдения и исполнения ими законов и других нормативно-правовых актов РФ.8

Средства убеждения воздействуют на сознание объекта или на волю объекта.

Элементами убеждения являются овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, оперирование эмоциями, формирование интереса.

Существуют  следующие средства (способы) убеждения:9

• обучение –  процесс целенаправленного формирования знаний, умений, навыков;

• агитация –  распространение идей в целях  привлечения масс к активной общественно-политической деятельности в сфере государственного управления;

• пропаганда –  распространение в массах, популяризация  идей, учений, знаний, в том числе  с использованием средств массовой информации;

• разъяснительная  работа – деятельность по разъяснению содержания чего-либо;

• критика –  отрицательное суждение и указание недостатков в какой-то (чьей-то) деятельности;

• осуждение  антисоциального поведения –  выражение неодобрения, порицания  отклоняющегося (девиантного) поведения.

Эффективность метода убеждения никогда не теряла своего значения. Соответствуя природе демократического характера государства, он должен совершенствоваться и получать свое дальнейшее развитие.

В целом метод  убеждения воздействует на индивидуальное и групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом определенных социальных ценностей.

Целью применения различных видов убеждения является воспитание внутренней потребности  и стойких привычек должного правомерного поведения.

В своем содержании метод убеждения подключает целостную систему различных мер, приемов воздействия на людей, на их поведение. Эти способы могут иметь разнообразные виды проявления, как путем словесного воздействия, так и через проведение организационных, поощрительных и иных мероприятий.

В правовой литературе различают следующие виды убеждения:10

- агитационно-пропагандистская (организационно-массовая) работа;

- разъяснение действующего законодательства (правовая пропаганда);

- индивидуальная работа с отдельными лицами;

- критика антиобщественных поступков;

- различные виды поощрений: государственные награды, государственные и иные премии, почетные звания, почетные знаки и др.

- организация наставничества и шефской работы;

- передача материалов на рассмотрение общественности и др. Применение органами исполнительной власти различных видов убеждения нашло правовое закрепление не только в Положении о государственных наградах РФ, но и в других нормативных актах.

Например, ст. 1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусматривает предупреждение административных правонарушений. А ст. 24.1 КоАП РФ требует от лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, выявлять причины и условия, способствующие совершению административных правонарушений.  Кроме того, ст. 2.9 данного Кодекса формулирует очень важное положение о том, что при совершении малозначительного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.11

Метод административного принуждения, является методом осуществления исполнительной власти, сочетается с убеждением и применяется в тех случаях, когда убеждения оказывается недостаточно для достижения цели, поставленной перед органом исполнительной власти или его должностным лицом.12

Административное принуждение  призвано гарантировать исполнение правил поведения, изложенных в административно-правовых нормах. Для их внедрения характерен внесудебный порядок, то есть их использование возложено на те исполнительные органы (должностных лиц), какие наделены особыми на то полномочиями (например, органы внутренних дел, контрольно-надзорные органы и т. п.).

Особенности административного принуждения:13

- основывается на нормах административного права;

- применяется как физическими, так и юридическими лицам;

- применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права;

- закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах;

- применяется широким кругом уполномоченных субъектов;

- система мер административного принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия);

- применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке;

- порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру;

- применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения);

- законность применения обеспечивается системой гарантий;

- применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности.

Виды мер  административного принуждения:14

1. По характеру и специфике правонарушения:

- меры психического воздействия;

- меры физического воздействия;

- меры материального (имущественного) воздействия;

- меры организационного воздействия.

2. По субъекту применения:

- применяемые индивидуальными субъектами;

- применяемые коллективными субъектами.

3. По нормативным основаниям:

- основанные на законах;

- основанные на подзаконных актах.

4. По порядку применения:

- применяемые в административном (внесудебном) порядке;

- применяемые в судебном порядке.

5. По фактическим основаниям:

- основанные на правонарушениях;

- основанные на иных фактах (аномалии с правовым содержанием).

6. По сфере воздействия:

- внутриорганизационные меры;

- внешневластные меры.

7. По способу обеспечения общественного порядка и целевому предназначению:

Меры административного предупреждения - это разновидность мер административного принуждения, направленных на предупреждение правонарушений и предотвращение обстоятельств, угрожающих безопасности личности, общества, государства.

Основанием  применения мер административного предупреждения выступают презумпции (предположения) о намерении лица совершить правонарушение или о возможности наступления неблагоприятных последствий для личности, общества, государства в результате чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера. Административное предупреждение может быть осуществлено в виде контрольной проверки, проверки документов, досмотра вещей, багажа, ручной клади, досмотра транспортных средств, личного досмотра, административного задержания, вхождения в дома граждан, введения карантина, закрытия участков государственной границы, участков дорог, улиц и т. п., принудительного выселения из домов, грозящих обвалом, реквизиции имущества, технического осмотра транспортных средств, принудительного медицинского освидетельствования, административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, надзора за соблюдением правил противопожарной безопасности, других мер.

Информация о работе Методы государственного управления