Методы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 04:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в раскрытие основных вопросов, связанных с методами государственного управления.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- определить понятие государственного управления;
- рассмотреть понятие и признаки методов государственного управления;
основную характеристику административной конфискации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ - ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА………………………………………………………………..5
1.1.Понятие государственного управления………………………………………...5
1.2. Понятие и признаки методов государственного управления………………...9
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………..14
2.1. Методы убеждения, административного принуждения, стимулирование (поощрение) в государственном управлении…………………………………….14
2.2. Экономические и социально-псиохологические методы…………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

Администр право Методы гос управления.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Меры административного пресечения - это вид мер административного принуждения, применяемых в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий. Основание применения мер административного пресечения – противоправное деяние, указанные меры могут применяться только в момент его совершения.

Мерами административного  пресечения выступают: требование прекратить противоправное деяние; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; временное отстранение от работы инфицированных больных; запрещение эксплуатации неисправного транспорта; приостановление действия лицензий и квот; аннулирование лицензий (разрешений); закрытие предприятий и учреждений, их структурных подразделений в случае нарушения правил пожарной безопасности; запрещение транспортировки взрывоопасных, ядовитых веществ в случае нарушения установленных правил; применение физической силы; применение специальных средств; применение огнестрельного оружия; другие меры.

Меры административно-процессуального обеспечения - это вид мер административного принуждения, применяемых для достижения целей административного процесса.

В зависимости от характера правоограничений могут применяться меры, содержащие ограничения личных неимущественных прав, ограничения имущественных прав, ограничения организационного характера.

По характеру функций данные меры делятся на: меры административно-процессуального пресечения; меры, направленные на получение доказательств; меры, направленные на исполнение административных наказаний.

Наиболее распространенные меры административно-процессуального обеспечения: доставление нарушителя, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и товаров, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, привод лица, привлекаемого к ответственности, другие меры;

Административные правовосстановительные меры (меры защиты) - это вид мер административного принуждения, применяемых в целях восстановления нарушенного правового состояния путем понуждения субъекта к исполнению ранее возложенной, но не исполненной юридической обязанности.

К таким мерам  относятся: возмещение ущерба, причиненного административным правонарушением, снос самовольно возведенных строений, выселение  граждан из самовольно занятых жилых  помещений, взыскание недоимки, взыскание  пени, восстановление на службе ранее уволенного государственного служащего, изъятие имущества, денежных средств, незаконно полученных субъектами, другие меры.

Меры административного наказания - мера ответственности за совершение административного правонарушения в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание может быть осуществлено в виде предупреждения, административного штрафа, возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, дисквалификации, административного приостановления деятельности.

Метод стимулирование (поощрение) в государственном управлении.

Стимулы — это  средства, побуждающие деятельность людей, активизирующие их возможности. С помощью стимулов публичная власть осуществляет целенаправленное воздействие на интересы граждан, формирует их заинтересованность в совершении определенных поступков. Стимулирование, побуждение к действию производится путем воздействия на потребности и интересы людей, а следовательно, на их волю и поведение. 
Искусно реализуя свои правовые и фактические возможности, субъект власти обеспечивает адекватный перевод стимулов в мотивы поведения подвластных. Стимулирование предполагает использование «кнута и пряника», различных поощрительных и принудительных мер, материальных и моральных факто ров. Его важнейший, наиболее эффективный вид — поощрение.

Поощрение —  способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полезных с точки зрения поощряющего дел. Поощрительное воздействие возбуждает интерес к совершению определенных дел, получению материального, морального или иного одобрения.15

Действующими  правовыми актами закрепляются виды поощрения; основания их применения; полномочия субъектов власти поощрять; порядок поощрения (поощрительное производство).

В рассматриваемом  правовом институте много норм административного  права. Ими закрепляется большое  число разных мер поощрения, разнообразные основания поощрения и широкий круг субъектов, которые могут быть поощрены.

Как метод деятельности исполнительной власти поощрение характеризуется следующими особенностями:

- фактическим основанием для него является заслуга, деяние, положительно оцениваемые субъектом власти;

- связано с оценкой уже совершенных деяний;

- персонифицировано, применяется в отношении отдельных индивидуальных или коллективных субъектов;

- состоит в моральном одобрении, наделении правами, льготами, материальными ценностями и иными благами;

косвенно, через  интересы, эмоции, сознание воздействует на волю поощряемого, стимулируя, побуждая его.

Поощрение связано  с существующей у подавляющего большинства  людей потребности в оценке их дел, в признании их заслуг и просто во внимательном отношении к тому, чем они занимаются.

Самые распространенные материальные поощрения — премии и ценный подарок. Существует огромное разнообразие премий (в том числе государственные, правительственные, губернаторские, производственные). А ценным подарком может быть почти любой предмет, имеющий ценность. В вузах и в иных учебных заведениях, например, студентам, учащимся повышаются размеры стипендий, сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие-офицеры награждаются именными оружием и т. д.

Меры поощрения могут быть одновременно и моральными, и материальными. Такой смешанный характер воздействия имеет, например, досрочное присвоение очередного звания или присвоение звания на одну ступень выше, чем предусмотрено по занимаемой должности. Помимо морального такая мера имеет и материальный эффект — увеличение размера получаемого оклада.

Говоря о  смешанном характере воздействия, нужно учитывать, что кроме чисто морального и материального поощрения в связи с этим приобретаются еще и дополнительные права, льготы и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Экономические и социально-псиохологические методы

 

Экономические методы обычно характеризуются в качестве способов или средств экономического или косвенного воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления. Главное при этом заключается в том, что с их помощью субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы, т.е. опосредствованно в отличие от способов прямого властного воздействия.16

Итак, экономические  методы - это совокупность способов, средств экономического или косвенного воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления. Главное при этом заключается в том, что с их помощью субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы, т.е. опосредствованно в отличие от методов прямого властного воздействия.

Основные признаки экономического метода:17 Данный метод реализует принцип «делай, как лучше». Данный метод основан на общих нормах закона и Конституции и предполагает различные варианты управленческих действий. Данный метод наиболее эффективен в условиях равномерного благоприятного  развития общества и государства. Данный метод учитывает заинтересованность исполнителя, в том числе материальную, в конечном результате работы. Данный метод развивает инициативу исполнителя. Данный метод основан на принципе децентрализации управления, т.е. на распределении полномочий среди многочисленных субъектов управления, находящихся на его нижних уровнях и в регионах. Данный метод требует больше времени для достижения результата, однако результат в большинстве случаев имеет  устойчивый стабильный характер. На практике вышеуказанные методы управления редко используются в «чистом» виде и эффективность управления зависит от гибкого сочетания данных методов.

В отличие от административных методов управления, оказывающих с помощью директивных  заданий и других способов прямое воздействие на управляемые объекты, экономические методы управления не ограничивают самостоятельности и инициативы последних, способствуют более полному сочетанию интересен государства, предприятия и каждого работника.

К экономическим  методам управления относятся хозяйственный  расчет, нормативы экономические, цены с системой надбавок и скидок к ним, фонды экономического стимулирования, премии, амортизационные отчисления, кредит, капитальные вложения, штрафы и другие санкции и т. д. Повышение роли экономических методов управления является важнейшим направлением формирования противозатратного хозяйственного механизма.

Умелое использование  экономических методов управления побуждает трудовые коллективы и  работников изыскивать новые пути ускорения  научно-технического прогресса, повышения  эффективности производства, рационального использования ресурсов. Экономические методы управления применяются с таким расчетом, чтобы работники и трудовые коллективы, стремясь к удовлетворению собственных интересов, одновременно обеспечивали не только соблюдение, но и приоритет общегосударственных интересов.

Наряду с  административно-распорядительными  методами  и  методами  экономического стимулирования в управлении экономикой используется группа методов управления, получивших в научной и учебной литературе название социально-психологических, так как они опираются на социальную психологию людей, их общественную мораль и психологическую предрасположенность к определенным типам поведения, на психологический настрой людей по отношению к государству и гражданскому долгу. Указанные методы называют также морально-психологическими в силу их тесной связи с моральными установками участников экономической деятельности. По своему содержанию социально-психологические методы относятся к категории методов убеждения, основанных на моральном и нравственном воздействии государства в лице его органов управления на психологию и вытекающий из нее образ поведения людей, социальных групп, организаций в процессе их экономических действий.

Люди, коллективы ведут себя, совершают поступки не только в соответствии с действующими в стране юридическими законами и получаемыми управляющими воздействиями со стороны  государственных  органов управления,  но и ориентируясь на свои представления, собственный, внутренний кодекс чести и морали. Это проявляется как в экономическом, так и в обычном бытовом человеческом поведении.18

 Социально-психологические методы управления направлены на то, чтобы воздействовать на индивидуальную и коллективную психологию, мораль, совесть людей и тем самым убедить их действовать в соответствии с целями, желанием, просьбой субъекта управления. При таком подходе управляющая установка субъекта управления, попадая на благодатную моральную почву, становится как бы самоустановкой исполнителя. Людей не надо принуждать делать что-либо, если их убедить в необходимости, полезности этого действия, если им подскажет это «внутренний голос».

Эффективность и действенность социально-психологических методов управления существенно зависят от воспитания, заложенной в человеке и передаваемой из поколения в поколение моральной программы.  Виды психологических методов:

- гуманизация труда;

- комплектование малых групп и коллективов на основе психологической совместимости работников;

- методы психологического побуждения;

- методы психологического отбора работников при приеме на службу.

Итак, под методом государственного управления понимают способы и средства практической реализации функций органов исправительной власти и их должностных лиц в их повседневной деятельности на базе, закрепленной за ними компетенции с использованием установленных законом форм управленческой деятельности. Все методы управления подразделяются на общие и специальные. Среди общих методов выделяют такие как: метод убеждения; метод стимулирования; метод принуждения.

В любом демократическом  сообществе главным методом управления является метод убеждения, который представляет собой комплекс воспитательных, информационных, разъяснительных и организационных мер, направленных на достижение единства воли руководителя и подчиненного, государства и гражданина.

Дополнительными методами управления являются методы стимулирования и принуждения.  Часто применяемым  случаем стимулирования является метод  поощрения, заключение в наделении  конкретного лица разовыми либо долговременными  льготами и приоритетами по сравнению с иными лицами.      Выделяют следующие виды поощрений: Моральное (благодарность, публичное поощрение); Материальное (денежное вознаграждение, ценный подарок, финансовые льготы); Статусное (повышение в должности, классе, звании и т.д.); Смешанное. Стимулирование может носить и негативный характер и заключаться в предупреждении лица от недопущения в последующем ранее совершенных деяний отрицательного свойства, под угрозой применения различных мер ответственности. Принуждение применяются только в тех случаях, когда иные методы управления являются неэффективными и не приводят к желаемому результату.

Информация о работе Методы государственного управления