Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 06:15, курсовая работа
Правовую систему можно определить как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих юридических средств, обеспечивающих правовое регулирование общественных отношений и выражающих качественное состояние правовой организации того или иного общества.
Актуальность темы курсовой работы в том, государственный аппарат представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции государства, достигаются стоящие перед ним на различных этапах его развития цели и задачи.
Введение………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1.1. Понятие государства и его функции…….....5
1.2. Основные признаки государства……………………………6
1.3. Понятие функций государства……………………….…..7
ГЛАВА 2 Понятие правового государства …………………12
2.2. Правовая система Республики Беларусь……………………13
2.3. Отрасли права……………………………………………...…14
ГЛАВА 3 Механизм (аппарат)государства.…… ………17
Заключение………………………………………………..22
Список используемой литературы………………….………….24
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1.1. Понятие государства и его функции…….....5
1.2. Основные признаки государства……………………………6
1.3. Понятие функций государства……………………….…..7
ГЛАВА 2 Понятие правового государства …………………12
2.2. Правовая система Республики Беларусь……………………13
2.3. Отрасли права……………………………………………...…14
ГЛАВА 3 Механизм (аппарат)государства.…… ………17
Заключение………………………………………………..
Список используемой литературы………………….………….24
ВВЕДЕНИЕ
Правовую систему можно определить как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих юридических средств, обеспечивающих правовое регулирование общественных отношений и выражающих качественное состояние правовой организации того или иного общества.
Актуальность темы курсовой работы в том, государственный аппарат представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции государства, достигаются стоящие перед ним на различных этапах его развития цели и задачи. По мере развития общества это управление, а вместе с ним и государственный аппарат непрерывно усложняются и совершенствуется.
Научное познание государства обязательно предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и обществ в целом.
Правовая система
Республики Беларусь характеризуется
довольно четкой структурированностью
самого права. Основным источником права
в Республике Беларусь являются нормативные
правовые акты. Высшей юридической силой
среди актов законодательства обладает
Конституция Республики Беларусь. В качестве
источников права выступают также нормативные
договоры и в ограниченной мере – правовые
обычаи.
Механизм государства вступает
основным субъектом осуществления государственной
власти. Через государственный аппарат,
его органы государство, выполняя возложенные
на него задачи, оказывает заметное влияние
на стабилизацию и развитие общественной
жизни, способствует углублению демократии
и организованности в стране, процветанию
и благополучию населения. В определенных
случаях властные государственные функции
могут осуществлять и негосударственные
организации, если они на то уполномочены
государством.
Целью данной
курсовой работы является
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
При написании курсовой работы использовались следующие методы:
- метод дедукции;
-метод индукции;
- сравнения;
-анализ.
В процессе написания данной работы использовались следующие источники: Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь 23 июля 2008 г. № 424-З (Изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 114-З), а также учебная литература: Василевич Г.А, Вишневский А.Ф., Дробязко С.Г., Матузова Н.И., . Малько А.В. и др.
Таким образом, в данной курсовой работе совершена попытка решить поставленные задачи, т.е. рассмотреть роль государства в правовой системе Республики Беларусь.
ГЛАВА 1
Понятие государства и его функции
Для того чтобы рассмотреть признаки государства, на мой взгляд, надо четко понять - что такое государство и откуда оно произошло.
Вопрос понятия государства является столь же сложным и древним, сколь и само государство. К нему постоянно обращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства - с древнего Рима и Древней Греции вплоть до наших дней.
В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным.
Одновременно происходила дифференциация социальной структуры общества, ускорившаяся с появлением общественного разделения труда. Возникли новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическими интересами и потребностями. В результате возникла насущная потребность в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами, а также в защите частной и коллективной собственности.
Эти и ряд других обстоятельств послужили причинами возникновения особой регулирующей и охранительной структуры общества, получившей название «государство».
Государство – это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом. Это такой институт общества, который в границах определённой территории в соответствии с общепринятыми нормами человеческого общежития организует совместную жизнь людей, обеспечивает поддержание необходимого социального порядка. Это фактически первая планомерно функционирующая организация, оказывавшая и оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидов, социальных групп и всего общества.[12, с. 87]
Государство – это форма организации жизни общества, отличительной чертой которой является наличие выделенной из общества, всеми признанной или утвердившейся верховной власти, чьи распоряжения обязательны для всех лиц, находящихся в пределах определённой территории.[8, с. 87]
Государство – это исторически возникающее и развивающееся явление, продукт общественного прогресса. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции.[4, с. 58]
1.2 Признаки государства
Отличительным признаком любого государства является, публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.
Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.
Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т. е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.).
Следующим признаком государства является разделение населения по территориальным единицам. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт - подданство или гражданство.
Ещё один признак государства – это государственный суверенитет. Понятие "государственный суверенитет" появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет - обязательный признак государства. Страна, его не имеющая,- это колоний либо доминион.
Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.
Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.
Существует неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.
Налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций.
Таким образом, государство - это основной институт политической системы, это форма организации общества, свойства, которого позволяет выполнять функции власти в обществе, к нему относятся следующие признаки: публичная власть, система налогов и займов, территориальное деление населения, право и суверенитет.[11, с.135]
2.2. Понятие функций государства
Назначение государства, его роль в жизни общества выражается в его функциях. Функция (от лат. functio – исполнение, осуществление ) в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, её обеспечение. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве имеют общую природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества. Таким образом, функции государства – это главные направления деятельности государства по решению основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство их реализации.
Важной особенностью функций государства является их объективность. Объективный характер функций указывает: во-первых, на объём и характер деятельности государства; во-вторых, на то, чем не должно заниматься государство, какие сферы общественной жизни объективно не являются объектом его воздействия. Объективный характер функций указывает на то, что государство не может отказаться от выполнения предписанных его природой и назначением тех или иных видов деятельности. Отказ от их осуществления, анемия государственных структур всегда пагубны для общества и самого народа. Объективный характер функций проявляется также в том, что, будучи зависимыми от сущности государства, они в то же время первичны по отношению к его структуре. Именно функции и являются определяющими критериями структурирования государства, его подразделения на определённые части.
Функции государства
характеризуются устойчивостью, т.е.
они неизменны и постоянны
при неизменяющихся
Признаки функций государства.
1.Функции государства
непосредственно выражают и
2.В функциях государства
воплощается и раскрывается его
активная служебная роль как
важнейшей части надстройки по
отношению к своему базису, реализуется
разносторонняя практическая
3. Функции государства
возникают и развиваются
4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.
Наиболее общими
критериями отграничения одной
функции от другой являются: во-первых,
особенности объекта