Механизм (аппарат)государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 06:15, курсовая работа

Краткое описание

Правовую систему можно определить как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих юридических средств, обеспечивающих правовое регулирование общественных отношений и выражающих качественное состояние правовой организации того или иного общества.
Актуальность темы курсовой работы в том, государственный аппарат представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции государства, достигаются стоящие перед ним на различных этапах его развития цели и задачи.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1.1. Понятие государства и его функции…….....5
1.2. Основные признаки государства……………………………6
1.3. Понятие функций государства……………………….…..7
ГЛАВА 2 Понятие правового государства …………………12
2.2. Правовая система Республики Беларусь……………………13
2.3. Отрасли права……………………………………………...…14
ГЛАВА 3 Механизм (аппарат)государства.…… ………17
Заключение………………………………………………..22
Список используемой литературы………………….………….24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по теме государство и его роль в правовой системе рб_leno2_33.docx

— 59.66 Кб (Скачать файл)

     Административное  право — системная совокупность  правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере государственного  управления. Нормы административного  права определяют участников  административно-правовых отношений, их правовое положение, принципы  организации и деятельности органов  управления, устанавливают систему  административных проступков и  ответственность за их совершение.

    Финансовое право  — отрасль права, регулирующая  отношения в сфере финансовой  деятельности государственных органов, то есть деятельности по сбору  и распределению денежных средств. Нормами этой отрасли права  устанавливаются налоги и сборы, порядок их взимания в бюджет, регулируются взаимоотношения представительных, исполнительно-распорядительных, других  государственных органов и организаций  по поводу принятия и исполнения  республиканского и местных бюджетов, отношения в сфере денежного  обращения, осуществления валютных  операций и др.

     Земельное  право — система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся  по поводу управления земельными  ресурсами в целях обеспечения  рационального использования земель  и их охраны. В нормах этой  отрасли устанавливается порядок  распределения и использования  земельного фонда Республики  Беларусь, определяются права и  обязанности землепользователей, порядок  землеустройства, отвода и изъятия  земельных участков, разрешения  земельных споров и т.п.

     Трудовое право  — отрасль права, нормы которой  регулируют общественные отношения  по применению труда наемных  работников на предприятиях, в  учреждениях и в организациях  всех форм собственности, вопросы  заключения и расторжения трудового  договора, рабочего времени, времени  отдыха, оплаты труда, внутреннего  трудового распорядка, трудовой  дисциплины, материальной ответственности  и др.

     Семейное право  как отрасль национального права  регулирует отношения, связанные  с браком и принадлежностью  человека к семье.

     Уголовное  право как отрасль права объединяет  нормы, которые определяют круг  противоправных деяний, признаваемых  преступлениями, закрепляют основания  и условия уголовной ответственности, устанавливают наказания и иные  меры уголовной ответственности, которые применяются к лицам, совершившим преступления.

     Уголовно-исполнительное  право — совокупность правовых  норм, регулирующих порядок и  условия отбывания уголовного  наказания, назначенного судом, и деятельность органов и учреждений, исполняющих наказание.

    Уголовно-процессуальное  право — это система правовых  норм, определяющих порядок производства  по уголовным делам.    

Таким образом, система права страны и система национального законодательства неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они соотносятся между собой как содержание и форма одного и того же явления — права. Так, гражданскому праву как отрасли права соответствует гражданское законодательство, административному праву — административное законодательство, трудовому праву — трудовое законодательство и т.д.

    В этом смысле система права и система законодательства в основном совпадают. Но между ними возможны и расхождения. Предмет регулирования отраслей законодательства может быть не столь однороден, как предмет отрасли права. Нормативные правовые акты могут быть рассчитаны на регулирование не вида, а сферы общественных отношений (здравоохранения, культуры, науки и т.п.). Такие нормативные акты объединяют в себе нормы различных отраслей права, что с практической точки зрения не может быть признано в должной мере рациональным.

       Таким образом, в систему законодательства входят две группы отраслей. В первую, основную группу входят отрасли законодательства, которые формируются на основе отраслей права. Другую группу составляют так называемые комплексные отрасли законодательства, образуемые посредством сочетания правовых норм, относящихся к разным отраслям права. Это хозяйственное, экологическое, аграрное и тому подобное законодательство.                 

      Однако и эти отрасли законодательства обладают известной степенью единства, поскольку регулируют определенную сферу общественных отношений и обеспечивают решение важных управленческих задач.

     Будучи, как правило, обусловленной системой права, система законодательства в свою очередь влияет на систему права. Это влияние особенно заметно в процессе кодификации законодательства. Кодификация законодательства на отраслевой основе позволяет успешно обнаруживать и устранять пробелы и противоречия в отраслевом материале, способствуя совершенствованию национальной правовой системы.

 

 

ГЛАВА3

ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     Под механизмом (аппаратом) государства имеется в виду организационная структура государственной власти,  форма существования государства и осуществления государственной власти. Зачастую государственный механизм ошибочно сравнивают с технической машиной, что не соответствует истине, поскольку механизм государства  «…строится, структурируется и действует по законам и правилам не механики и техники, а права, выражающего степень и меру развитости свободы людей.»[10, с. 262]

   Понятие «механизм  государства» тесно связано с  понятием «государственный аппарат». Последнее принято употреблять  в двух смыслах — широком  и более узком. В широком смысле  понятие государственного аппарата  как совокупности всех государственных  органов совпадает с понятием  механизма государства, идентично  ему. В более узком смысле под  государственным аппаратом принято  понимать аппарат государственного  управления.

   Механизм (аппарат) государства  — это система органов, учреждений  и должностных лиц, которые в  установленном правовом порядке  наделены государственно-властными  полномочиями и реализуют функции  государства.

Данное определение позволяет выделить следующие характерные признаки механизма государства.

1. Это целостная иерархическая  система государственных органов  и учреждений. Целостность ее  обеспечивается едиными принципами  организации и деятельности государственных  органов и учреждений, едиными  задачами и целями их деятельности.

2. Первичными структурными  частями (элементами) механизма являются  государственные органы и учреждения, в которых работают государственные  служащие (чиновники, иногда их называют  управленцами). Государственные органы  связаны между собой началами  субординации и координации.  

    С принятием  в 1994 г. Конституции Республики Беларусь  последовательно проводится принцип  осуществления государственной  власти на основе разделения  на законодательную, исполнительную  и судебную. Данный принцип зиждется  на самостоятельности всех ветвей  власти, их способности обеспечить  сдерживание и противовесы в  отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное  усиление и возвышение какой-либо  одной ветви власти, не допустить  захвата кем-либо власти или  присвоения властных полномочий, установления диктатуры.

3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,— вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

   Механизм государства  выступает основным субъектом  осуществления государственной  власти. Через государственный аппарат, его органы, государство, выполняя  возложенные на него задачи, оказывает  заметное влияние на стабилизацию  и развитие общественной жизни,

способствует углублению демократии и организованности в стране, процветанию и благополучию населения. В определенных случаях властные государственные функции могут осуществлять и негосударственные организации, если они на то уполномочены государством.

4. При помощи механизма  практически осуществляется власть  и выполняются функции государства. Государственный механизм неразрывно связан с функциями государства. Между ними существует тесная обратная связь. Функции современного государства осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов.         Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма — они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства. Государственный механизм как раз и создается для выполнения функций государства, и поэтому им в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.

5. Механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами, на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. Их особенность состоит в том, что они «…выделяются в механизме государства не в качестве его самостоятельных частей (элементов), каковыми являются государственные органы, а  как вещественные придатки последних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов.»[11, c. 169]

      Под структурой  государственного механизма понимается  его внутреннее строение, порядок  расположения составляющих звеньев  аппарата, их соотношение. Структура всегда указывает на то, из чего складывается государственный механизм, какова субординация его составных частей, каковы принципы его организации и функционирования.

  Структурные элементы механизма государства обладают государственной властью, осуществляют управление обществом, реализуя функции государства, и являются элементами политической системы. В каждой стране существует аппарат государства, в который входят указанные органы государственной власти, но в зависимости от особенностей страны, обычаев и традиций он может содержать различные элементы, иметь более или менее разветвленную систему государственных органов. В данной работе структура государственного механизма рассматривается, в основном, на примере Республики Беларусь.

   Механизм современного  государства отличается высокой  степенью сложности,   «… он имеет множество органов и учреждений, структурно подразделяется на крупные подсистемы»[4, с. 119]. Подсистемы занимают различное место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации.

  Первую подсистему механизма образуют высшие органы государства (представительные, главы государства, правительство).

   Высшим представительным  органом в стране является  парламент. В Республике Беларусь  это Национальное собрание, которое  «…является представительным и  законодательным органом…»[1, с. 26], состоящее из Палаты представителей и Совета Республики.

  В современных государствах большую роль играет и власть главы государства, как правило, президента. Ее не всегда можно отнести к исполнительной или законодательной власти. Это подчас самостоятельная власть, вытекающая из статуса главы государства как гаранта Конституции. В Республике Беларусь Президент  «…обеспечивает, в частности, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти»[3, с. 422].

    Основу организационной  структуры государственного управления  составляют органы исполнительной  власти. Они имеют разветвленную  вертикаль: органы исполнительной  власти и органы власти субъектов  образуют единую систему исполнительной  власти. Местное самоуправление  выступает в виде особой подсистемы  со своими объектами управления, компетенцией, процедурами и формами  организации, материально-финансовым  обеспечением, технологией деятельности  персонала и др. элементами. Органы  исполнительной власти отличаются  наибольшим многообразием. Однако  общим для них является осуществление  исполнительной и распорядительной  деятельности, т.е. они исполняют либо организуют исполнение законодательных актов (законов, декретов), решений вышестоящих по отношению к ним государственных органов (Президента, Правительства) и сами осуществляют распорядительную по отношению к нижестоящим органам деятельность путем издания обязательных для исполнения правовых актов. Органы исполнительной власти можно классифицировать по масштабу деятельности на республиканские и местные. Правительство — Совет Министров Республики Беларусь — является «…коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь[2, ст. 1]». К республиканским органам исполнительной власти можно отнести министерства, государственные комитеты Республики Беларусь. Обычно положения о них утверждаются Правительством Республики Беларусь. В некоторых случаях Президент, который занимает особое место в системе государственной власти в силу того, что он сочетает осуществление функций Главы государства и, исходя из анализа конституционных норм, главы исполнительной власти, принимает акты, определяющие статус органов государства.

Информация о работе Механизм (аппарат)государства