Нормативно-правовые акты и их систематизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Нормативно-правовой акт является основным, важнейшим, существенным источником права. Источник права получило широкое распространение в XIX веке, стало предметом исследования в отечественной теории государства и права. Выделяется два главных способа образования норм права. Первый проистекал из решающего участия государства в создании правовой нормы. Это был наиболее распространенный способ. Прямое предписание, власти устанавливало законы, обязательные для всех членов общества. Но некоторые нормы могут возникать и без непосредственного участия законодателя - они складываются в виде обычая и уже затем утвержда-ются законодателем.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат правоведение.docx

— 57.41 Кб (Скачать файл)

1. Общие подзаконные акты. Это  нормативно-правовые акты общей  компетенции, действие которых  распространяется на всех лиц  пределах территории страны. По  своей юридической силе и значению  системе правового регулирования  общие подзаконные акты следуют  за законами. Посредством подзаконных  актов осуществляется государственное  управление обществом, координируются  экономические, социальные и другие  вопросы общественной жизни.

К общим подзаконным актам относятся  нормотворческие предписания высших (центральных) органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства. В зависимости от формы государственного правления (президентской или парламентской  республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительно власти находят  внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.

Нормативные указы президента. В  системе подзаконных актов они  обладают высшей юридической силой  и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятель-ности определяются конституцией страны или специальными конститу-ционными законами. Они регламентируют самые разнообразные сторо-ны общественной жизни, связанные с государственным управлением.

Постановления правительства. Это  подзаконные нормативные акты, принимаемые  в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях  урегулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здра-воохранением, народным образованием, строительством вооруженных; сил и т. д. [5, с. 248]

2. Местные подзаконные акты. Это  нормативно-правовые акты органов  представительной и исполнительной  власти на местах. Их из-дают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на дан-ной территории. Это могут быть нормативные решения или поста-новления совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различ-ным вопросам местного характера.

Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции). В ряде стран  определенные структурные подразделения  правитель-ственных органов (министерства, ведомства) также наделяются право-творческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно-кредитные и другие). [5, с. 248]

Внутриорганизационные подзаконные  акты. Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации  своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определенных актами высшей юридической  силы, внутриорганизационные нормативные  акты регулируют самые разнообразные  отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.

Система нормативно-правовых актов  современных государств не-однородна. Это объясняется особенностями форм государственного травления, многовековыми традициями отдельных стран, националь-ными и другими факторами. Тем не менее подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юриди-ческой силы акта. Нижестоящие акты в интересах стабильности обще-ственной жизни и ее оптимальной организованности должны соответ-ствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном госу-дарстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.

Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень  обязательности содержащихся в них  норм абсолютно одинакова для  всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового  государства.

И последнее. В нормативном регулировании  общественных отно-шений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В право-вом государстве закон охватывает своим действием все основные сторо-ны общественной жизни, он является главным гарантом коренных ин-тересов, прав и свобод личности.

Акты судебной власти. Решения судебных органов приобретают нормативный  характер в результате обобщения  судебной практики, которая в своей  основе носит индивидуальный, правоприменительный  характер. Судебная практика выступает  источником права в тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределенности нормативных  предписаний суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы  вследствие обнаруженных пробелов в  праве. [5, с. 249]

Правотворческие функции судов  формируются самой судебной практикой, потребностями правового урегулирования тех общих жиз-ненных случаев, которые не предусмотрены законом. Накопленный опыт правоприменительной практики позволяет судам принимать такие решения, которые имеют общеобязательное значение при рассмотрен той или иной группы юридических дел.

Высшие органы судебной власти не только конкретизируют действующие  нормы права, но и создают в  пределах своей компетенции новые  правовые нормы с целью руководящего разъяснения применена законодательства по вопросам, возникающим при практическом разре-шении юридических дел (примером таких норм будут постановления Верховного суда).

Однако необходимо иметь в виду, что обязательная сила судебной практики состоит не в ней самой, а в  велениях законодательной власти. Правотворческая  деятельность судов в правовом государстве  всецело основывается на своих законных полномочиях, в рамках законности, и  принципов данной системы права.

1.3. Систематизация  нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты создаются  различными правотворче-скими органами государства. Они имеют неодинаковую юридическую силу, несовпадающее временное действие, распространяются на раз-личных субъектов и разное территориальное пространство. Естествен-но, что с течением времени между ними появляются противоречия. Ко-личественное увеличение нормативного материала создает трудности в его использовании. Выход из этой затруднительной ситуации, нару-шающей оптимальные основы правового регулирования общественных отношений, состоит в систематизации законодательства. [5, с. 253]

Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно-правового регулирования  в ин-струмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными дела-ми в интересах личности.

Систематизация нормативно-правовых актов, (законода-тельства) -- это деятельность, направленная на упорядочение и совер-шенствование правовых норм.

В результате систематизации устраняются  противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более  совершенные, отвечающие потребностям обще-ственного развития. Они группируются по определенным системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.

В странах, где действует прецедентное или обычное право, систе-матизация правовых норм представляет собой сложную проблему, по-скольку современное законодательство лишь формально признает нор-мативно-правовую состоятельность прецедентов и правовых обычаев.

Каноны религиозного права (мусульманского, буддистского) не могут не учитываться  системой законодательства тех государств, где данные каноны являются господствующими  среди большинства населе-ния в силу устойчивости религиозных убеждений, имеющих многовеко-вую традицию. В современном обществе общечеловеческие, внерелигиозные, вненациональные интересы личности как общей первоосновы цивилизованного мира являются благодатной почвой для функциони-рования такой нормативно-правовой системы, которая гармонично координирует и всемерно учитывает разнообразие религиозных и на-циональных потребностей людей. [5, с. 253]

В настоящее время используются три основные формы системати-зации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация, кон-солидация.

I. Кодификация -- это деятельность  правотворческих органов государства  по созданию нового, сводного, систематизированного  норматив-но-правового акта, которая  осуществляется путем глубокой  и всесторон-ней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.

В процессе кодификации в проект создаваемого акта включаются действующие  нормы, не утратившие своего значения, и вновь созданные нормы, которые  вносят качественные изменения в  регулирование опре-деленной области общественных отношений.

Кодификация законодательства характеризуется  следующими признаками.

Во-первых, кодификационной деятельностью  занимаются только компетентные правотворческие  органы на основании конститу-ционных или других законных полномочий.

Во-вторых, в результате кодификации  создается новый нормативно-правовой акт, включающий нормы, существенно  отличающиеся от ранее действовавших.

В-третьих, кодификационный акт  является сводным актом, так как  в нем сводятся воедино нормы, находившиеся ранее в различны актах, но регулировавшие одну и ту же область  общественных отношений.I

В-четвертых, кодификационный акт  является основным среди актов, которые  действуют в определенной сфере  общественной жизни. Такой акт в  основных чертах регулирует общественные отношения, являющиеся предметом регулирования  данной отрасли права (например, Земельный  кодекс). В нем же содержатся общие  принципы, имеющие руководящее значение для всех норм этой отрасли права.

В-пятых, нормативно-правовые акты, создаваемые  в резуль-тате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование обществен-ных отношений. Они учитывают возможные изменения в общественной жизни и способны регулировать более совершенные общественные от-ношения, которые могут возникнуть в будущем.

Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на три  основных вида. [5, с. 254]

Основы законодательства -- это  нормативно-правовой акт, устанавливающий  важнейшие положения (основные начала) определен-ной отрасли права или сферы государственного управления. Такая форма кодификации используется в федеративных (союзных) госу-дарствах. Основы законодательства составляют нормативно-правовую базу для кодификационной деятельности членов федерации.

Кодекс -- наиболее распространенный вид кодификационных актов, действующих  в основных сферах общественной жизни, требую-щих правовой упорядоченности (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Таможенный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и другие).

Устав, положение -- это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (например, президентом или правительством). Кодификационными актами являются общевоинские уставы, действующие в вооруженных силах, Устав железных дорог.

Значительное число кодификационных  актов в современных госу-дарствах не имеют специального наименования. Это различного рода законы: о собственности, о пенсионном обеспечении, о военной службе, о местном самоуправлении и т. д.

П. Инкорпорация представляет собой  объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов  в определенном по-рядке без изменения содержания.

Инкорпорация бывает официальной  и неофициальной.

Официальная инкорпорация -- это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нор-мативно-правовых актов. Издаваемые этими органами сборники зако-нодательства имеют официальный характер. Хотя они и не являются источниками права, однако на них можно ссылаться в процессе право-творчества и применения права.

Неофициальная инкорпорация -- это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными и правками) без специальных на то полномочий правотворческих органов. [5, с. 255]

III. Консолидация -- это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.

Глава 2. ОСНОВЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО  ПРОЦЕССА И МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Правотворчество:  понятие, стадии, принципы

Как вытекает из самого термина, правотворчество -- со-вокупность актов, действий, направленных на создание права. Однако подход к пониманию правотворчества может быть разным в зависимости от самого понимания права. Если встать на точку зрения естественного права, то правотворче-ский орган, например парламент, не творит, а только откры-вает, обнаруживает право, облекая его в законы. Другая точка зрения, крайнего волюнтаризма, представлена юридическим позитивизмом. Здесь воля государства -- единственный фак-тор, порождающий право.

Очевидно, что реальное положение  дел находится посередине между  этими крайними взглядами, выражается в прагматическом подходе к вопросу  о соотношении права и госу-дарства. Право -- результат правотворческой деятельности го-сударства. В праве выражается его воля. Но эта воля -- не голый приказ, не чисто волюнтаристский произвол, а воля детерминированная, обусловленная многочисленными фак-торами общественной жизни (структурой экономических от-ношений, уровнем развития экономики, системой социаль-ных отношений, соотношением социальных и политических сил, их конфронтацией или согласием, состоянием правосоз-нания, правовой культуры, определенными ожиданиями об-щества относительно целей и правовых средств решения той или иной социальной проблемы, состоянием преступности и законности в обществе и т. д.). [10, с. 12]

Информация о работе Нормативно-правовые акты и их систематизация