Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:02, курсовая работа
Нормативно-правовой акт является основным, важнейшим, существенным источником права. Источник права получило широкое распространение в XIX веке, стало предметом исследования в отечественной теории государства и права. Выделяется два главных способа образования норм права. Первый проистекал из решающего участия государства в создании правовой нормы. Это был наиболее распространенный способ. Прямое предписание, власти устанавливало законы, обязательные для всех членов общества. Но некоторые нормы могут возникать и без непосредственного участия законодателя - они складываются в виде обычая и уже затем утвержда-ются законодателем.
1. Общие подзаконные акты. Это
нормативно-правовые акты
К общим подзаконным актам
Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятель-ности определяются конституцией страны или специальными конститу-ционными законами. Они регламентируют самые разнообразные сторо-ны общественной жизни, связанные с государственным управлением.
Постановления правительства. Это
подзаконные нормативные акты, принимаемые
в контексте с указами
2. Местные подзаконные акты. Это
нормативно-правовые акты
Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции). В ряде стран определенные структурные подразделения правитель-ственных органов (министерства, ведомства) также наделяются право-творческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно-кредитные и другие). [5, с. 248]
Внутриорганизационные подзаконные
акты. Это такие нормативно-правовые
акты, которые издаются различными
организациями для
Система нормативно-правовых актов современных государств не-однородна. Это объясняется особенностями форм государственного травления, многовековыми традициями отдельных стран, националь-ными и другими факторами. Тем не менее подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юриди-ческой силы акта. Нижестоящие акты в интересах стабильности обще-ственной жизни и ее оптимальной организованности должны соответ-ствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном госу-дарстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.
Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.
И последнее. В нормативном регулировании общественных отно-шений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В право-вом государстве закон охватывает своим действием все основные сторо-ны общественной жизни, он является главным гарантом коренных ин-тересов, прав и свобод личности.
Акты судебной власти. Решения судебных
органов приобретают
Правотворческие функции судов
формируются самой судебной практикой,
потребностями правового
Высшие органы судебной власти не только конкретизируют действующие нормы права, но и создают в пределах своей компетенции новые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применена законодательства по вопросам, возникающим при практическом разре-шении юридических дел (примером таких норм будут постановления Верховного суда).
Однако необходимо иметь в виду, что обязательная сила судебной практики состоит не в ней самой, а в велениях законодательной власти. Правотворческая деятельность судов в правовом государстве всецело основывается на своих законных полномочиях, в рамках законности, и принципов данной системы права.
1.3. Систематизация нормативно-правовых актов
Нормативно-правовые акты создаются различными правотворче-скими органами государства. Они имеют неодинаковую юридическую силу, несовпадающее временное действие, распространяются на раз-личных субъектов и разное территориальное пространство. Естествен-но, что с течением времени между ними появляются противоречия. Ко-личественное увеличение нормативного материала создает трудности в его использовании. Выход из этой затруднительной ситуации, нару-шающей оптимальные основы правового регулирования общественных отношений, состоит в систематизации законодательства. [5, с. 253]
Систематизация
Систематизация нормативно-
В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям обще-ственного развития. Они группируются по определенным системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.
В странах, где действует прецедентное или обычное право, систе-матизация правовых норм представляет собой сложную проблему, по-скольку современное законодательство лишь формально признает нор-мативно-правовую состоятельность прецедентов и правовых обычаев.
Каноны религиозного права (мусульманского, буддистского) не могут не учитываться системой законодательства тех государств, где данные каноны являются господствующими среди большинства населе-ния в силу устойчивости религиозных убеждений, имеющих многовеко-вую традицию. В современном обществе общечеловеческие, внерелигиозные, вненациональные интересы личности как общей первоосновы цивилизованного мира являются благодатной почвой для функциони-рования такой нормативно-правовой системы, которая гармонично координирует и всемерно учитывает разнообразие религиозных и на-циональных потребностей людей. [5, с. 253]
В настоящее время используются три основные формы системати-зации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация, кон-солидация.
I. Кодификация -- это деятельность
правотворческих органов
В процессе кодификации в проект создаваемого акта включаются действующие нормы, не утратившие своего значения, и вновь созданные нормы, которые вносят качественные изменения в регулирование опре-деленной области общественных отношений.
Кодификация законодательства характеризуется следующими признаками.
Во-первых, кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конститу-ционных или других законных полномочий.
Во-вторых, в результате кодификации
создается новый нормативно-
В-третьих, кодификационный акт является сводным актом, так как в нем сводятся воедино нормы, находившиеся ранее в различны актах, но регулировавшие одну и ту же область общественных отношений.I
В-четвертых, кодификационный акт является основным среди актов, которые действуют в определенной сфере общественной жизни. Такой акт в основных чертах регулирует общественные отношения, являющиеся предметом регулирования данной отрасли права (например, Земельный кодекс). В нем же содержатся общие принципы, имеющие руководящее значение для всех норм этой отрасли права.
В-пятых, нормативно-правовые акты, создаваемые в резуль-тате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование обществен-ных отношений. Они учитывают возможные изменения в общественной жизни и способны регулировать более совершенные общественные от-ношения, которые могут возникнуть в будущем.
Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на три основных вида. [5, с. 254]
Основы законодательства -- это нормативно-правовой акт, устанавливающий важнейшие положения (основные начала) определен-ной отрасли права или сферы государственного управления. Такая форма кодификации используется в федеративных (союзных) госу-дарствах. Основы законодательства составляют нормативно-правовую базу для кодификационной деятельности членов федерации.
Кодекс -- наиболее распространенный вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требую-щих правовой упорядоченности (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Таможенный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и другие).
Устав, положение -- это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (например, президентом или правительством). Кодификационными актами являются общевоинские уставы, действующие в вооруженных силах, Устав железных дорог.
Значительное число
П. Инкорпорация представляет собой
объединение в сборники или собрания
действующих нормативно-
Инкорпорация бывает официальной и неофициальной.
Официальная инкорпорация -- это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нор-мативно-правовых актов. Издаваемые этими органами сборники зако-нодательства имеют официальный характер. Хотя они и не являются источниками права, однако на них можно ссылаться в процессе право-творчества и применения права.
Неофициальная инкорпорация -- это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными и правками) без специальных на то полномочий правотворческих органов. [5, с. 255]
III. Консолидация -- это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.
Глава 2. ОСНОВЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Правотворчество: понятие, стадии, принципы
Как вытекает из самого термина, правотворчество -- со-вокупность актов, действий, направленных на создание права. Однако подход к пониманию правотворчества может быть разным в зависимости от самого понимания права. Если встать на точку зрения естественного права, то правотворче-ский орган, например парламент, не творит, а только откры-вает, обнаруживает право, облекая его в законы. Другая точка зрения, крайнего волюнтаризма, представлена юридическим позитивизмом. Здесь воля государства -- единственный фак-тор, порождающий право.
Очевидно, что реальное положение
дел находится посередине между
этими крайними взглядами, выражается
в прагматическом подходе к вопросу
о соотношении права и госу-
Информация о работе Нормативно-правовые акты и их систематизация