Нормативно-правовые акты и их систематизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Нормативно-правовой акт является основным, важнейшим, существенным источником права. Источник права получило широкое распространение в XIX веке, стало предметом исследования в отечественной теории государства и права. Выделяется два главных способа образования норм права. Первый проистекал из решающего участия государства в создании правовой нормы. Это был наиболее распространенный способ. Прямое предписание, власти устанавливало законы, обязательные для всех членов общества. Но некоторые нормы могут возникать и без непосредственного участия законодателя - они складываются в виде обычая и уже затем утвержда-ются законодателем.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат правоведение.docx

— 57.41 Кб (Скачать файл)

Иные акты Президента РФ, в том  числе акты, содержащие государственную  тайну или сведения конфиденциального  ха-рактера, вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства РФ, затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, устанавливающие  пра-вовой статус федеральных органов исполнительной власти, г также организаций, вступают в силу через 7 дней после их опубликования.

Иные акты Правительства, в том  числе акты, содержащие государственную  тайну или конфиденциальные сведения, вступают в силу со дня их подписания.

Нормативные акты федеральных органов  исполнитель-ной власти (министерств, комитетов, служб и т. д.) межве-домственного характера, а также затрагивающие права и обя-занности граждан после регистрации в Министерстве юсти-ции РФ должны быть опубликованы и вступают в силу через 10 дней после их опубликования на всей территории РФ од-новременно.

Контроль за правильностью и  своевременностью опубли-кования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции РФ.

Особый порядок вступления в  силу предусмотрен для на-логового законодательства. Федеральное законодательство о налогах вступает в силу по истечении месяца со дня его офи-циального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ, вступают в силу не ранее 1 января, следующего за годом их принятия (ст. 5 НК РФ).

Нормативные акты Таможенного комитета РФ вступают в силу по истечении 30 дней после их опубликования. Акты, устанавливающие  более льготные правила, могут вступать в силу и в более короткие сроки (ст. 11 ТК РФ). [8, с. 57]

Порядок вступления в силу актов  субъектов федерации определяется самими субъектами в их уставах и  в других нор-мативных актах. Например, законы Свердловской области вступают в силу через 7 дней, а Иркутской -- через 10 дней после их опубликования, если иной порядок не установлен законом.

Акты, не подлежащие опубликованию, рассылаемые  на места, вступают в силу с момента  их получения адресатом.

Действие нормативных актов  прекращается:

в случае прямой отмены;

по истечении срока, на который  принят нормативный акт;

в случае принятия нового нормативного акта по тем же вопросам тем же или  вышестоящим органом.

С действием нормативных актов  во времени связаны воп-росы их обратной силы и переживания. Здесь действует общее правило, закрепленное, в частности, в Конституции РФ (ст. 54): закон, устанавливающий или отягчающий ответствен-ность, обратной силы не имеет. Это означает, что закон не рас-пространяется на факты, которые имели место до вступления его в силу. Из этого правила имеются исключения: обратную силу имеют законы, смягчающие и отменяющие юридическую ответственность, а также законы, в которых прямо об этом сказано. Обратную силу могут иметь законы, отменяющие на-логи или снижающие размеры ставок налогов (сборов), если это прямо предусмотрено в законе (ст. 5 НК РФ).

Переживание закона -- это применение отмененного, уже не действующего в  момент применения закона к фактам, ко-торые были в момент его действия. Например, к преступле-ниям применяется, как правило, закон времени совершения преступления, если новый закон не смягчает ответственность.

Действие нормативных актов  в пространстве зависит от органа, их принявшего. Федеральные нормативные  акты действуют на всем пространстве, на которое распространяется суверенитет  РФ, акты субъектов федерации действуют  в пре-делах их территорий и т. д. [8, с. 57]

Пространство, на которое распространяется суверенитет (власть) государства, включает в себя сушу, внутренние воды, двенадцатимильные прибрежные морские воды в пределах границ государства, воздушный столб в пределах границ, до-ступный обычным летательным аппаратам (самолетам), тер-ритории посольств, военные корабли в любом месте, граж-данские суда в открытом море, воздушные суда в воздухе.

Действие законов в пространстве означает, что законы распространяются на всех субъектов, находящихся в  соответ-ствующем пространстве. Однако в ряде случаев, хотя закон и действует на всей территории, он распространяется лишь на определенный круг лиц. Ряд законов распространяется только на граждан РФ, но не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства (законы о воинской обязанности, изби-рательные законы и др.). Территории посольств иностран-ных государств экстерриториальны, там законы РФ не дейст-вуют.

Дипломатические представители обладают дипломатиче-ским иммунитетом, на них не распространяются уголовные и иные законы, предусматривающие меры принуждения за правонарушения. Многие законы хотя и действуют по всей территории, но действуют избирательно, распространяются только на определенный круг лиц: работников определенной отрасли, военнослужащих, государственных служащих, судей, депутатов, ветеранов войны, многодетных матерей и т. д. [8, с. 57]

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В заключении можно сделать следующий  вывод: нормативно-правовой акт -- это официальный документ. Как и любой документ, он является носителем информации, а именно информации о нормах права. Как правовой акт, он обладает юридической силой и обязателен для всех лиц, ко-торым адресован. Это акт правотворчества, результат деятель-ности компетентных государственных органов, а потому акт властный. С помощью нормативных актов веления государ-ства становятся общеобязательными.

Процесс законотворчества - это сложный  социальный процесс, сочетающий в себе действие законов объективной действительности и субъективную волю законодателя. Только принятие объективно обусловленных  выражающих общественные потребности  законов может служить основой  эффективного законотворчества, основным показателем которого является реальное действие закона.

Жизнеспособность законов обеспечивается множеством компонентов. Их необходимо подвергнуть глубокому анализу, чтобы определить наиболее уязвимые места в процессе подготовки и реализации законов; попытка проделать эту работу была сделана в данной работе. Подытожив все изложенное, хочу выделить ряд насущных проблем современного законотворчества.

Во-первых, на мой взгляд, необходимо изменить существующую практику законотворчества на стадии подготовки проекта закона. Здесь представляется возможным  разработка проекта группой ученых-специалистов, которая заменила бы ведомственный  порядок подготовки законопроектов. Целесообразно выносить важнейшие  законопроекты на всенародное обсуждение, предварительно разработав механизм подведения итогов обсуждения и их учета в  законопроекте.

Серьезной проблемой является неоправданная  федеральная законотворческая активность. Многие законы изменяются и дополняются  уже через несколько месяцев  или даже недель после их принятия. Причина происходящего - вовсе не в изменчивой социальной практике, как утверждают некоторые, а в  изначально заниженных требованиях  к принимаемым законопроектам. В  результате их применения обнаруживается множество "дыр", которые приходится немедленно "штопать".

 

проблем связан с вопросами качества самого закона, представляющего адекватное отражение законодателем нормативно-правовых потребностей, что возможно лишь при строго научной основе законотворческого процесса. Основная задача состоит в том, чтобы создать надежный организационно-правовой заслон немотивированным законодательным актам. Только научно обоснованный норматив может быть облечен в официально-правовые формы, и это, следует закрепить конституционно.

Очень важной является проблема понятийной определенности законодательства. Для  достижения краткости и точности юридического языка большое значение имеет правильное использование правовой терминологии. Необходимо создать единый терминологический словарь законодательства.

Другая  проблема - это модельная сбалансированность запретительных и разрешительных норм в нашем законодательстве, а также  законов и подзаконных нормативных  актов. Необходимо конституционно установить круг вопросов общеправового характера, который должен регулироваться исключительно  на законодательном уровне, уточнить систему государственных органов, обладающих правом законодательствовать.

Среди всех проблем законотворчества наиболее остро встает проблема исполнения законов.

Многие  законы, которые создаются с огромными  интеллектуальными и психологическими затратами не работают, парализуя  всю правовую систему, все три  власти - законодательная, исполнительная и судебная - должны сосредоточиться  именно на реализации принятых решений.

Естественно, перечисленный перечень трудностей законотворческого процесса не является исчерпывающим. Необходимо глубокое научное  исследование этих вопросов, разработка на ого основе практических мер по совершенствованию законотворческого процесса.

Наша  обновленная Россия должна творчески  воспринять значительную часть юридической  техники и правового опыта, накопленного за тысячелетия в демократических  странах мира. Будущее российского  общества должно базироваться на гражданском, а не только административном праве, как это было в России в царские  и советские времена.

Важнейшим рычагом вхождения России в мировое  сообщество является совершенствование  ее законодательства, адаптация юридической  инфраструктуры к основополагающим европейским и международным  нормам и оправдавшим себя на практике правилам. Нам предстоит создать государство, основанное на авторитете и разделении разных ветвей власти, четком формулировании законов.

Необходима  единая государственная программа  законотворчества, которая должна охватывать уровень федерального законотворчества, уровень субъектов Российской Федерации  и уровень местного самоуправления. Такой программой является план развития всего законотворчества в целом, где каждому субъекту законотворчества определено особое место, и он сможет на основании данного документа  выработать стратегию законотворчества, по крайней мере, на десятилетие  вперед. К сожалению, в настоящее  время целостной общегосударственной  программы законотворчества нет. Очевидно, что ни Президенту, ни Правительству, ни палатам Федерального Собрания, ни субъектам Российской Федерации, ни объединениям муниципальных образований  самим по себе, по отдельности, такая  задача не под силу. Она может  быть решена только в результате взаимодействия всех перечисленных субъектов. При  нынешнем состоянии это сотрудничество ветвей власти представляется проблематичным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С.С. Государство и  право. - М.: ЮРАЙТ, 2001. - I90с

2. Мушинский В.О. Основы правоведения: Учебник .- 6-изд. - М.: Международные отношения, 2002 - 356 стр.

3. Марченко М.Н. Теория государства  и права: Курс лекций. - М.: Зерцало,  ТЕИС, 2001 - 345 стр.

4. Пиголкин А.С. Общая теория права - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002 - 321 стр.

5. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов- М.: ЮРАЙТ, 2003 - 432 стр.

6. Бородин Р.В. Президента РФ  тревожит состояние законотворчества // Российская юстиция. - 2003. - №9.

7. - С.74-75.

8. Гайман В. Механизм обеспечения реализации закона в современных условиях. // Государство и право - 2004. - №3. - С.23-26.

9. Гайман Реализация закона в современных условиях.

10. // Государство и право. - 2003. - №2. - С.56-57.

11. Грось А. О противоречиях в гражданском процессуальном законодательстве. // Российская юстиция. - 2003. - №10.

12. - С.45-47.

13. Исаков В. Подготовка и принятие  законов в правовом государстве  // Российская юстиция. - 2004. - №6. - С.12-15.


Информация о работе Нормативно-правовые акты и их систематизация