Организация деятельности и полномочия Конституционного Суда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть организацию деятельности и полномочия Конституционного суда Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляют диалектический, логический, системный, формально–юридический, исторический и другие методы научного познания.

Содержание

Введение 4
1 Порядок образования Конституционного суда Российской Федерации 6
2 Гарантии деятельности Конституционного суда РФ 9
3 Основы организации Конституционного суда РФ 14
3.1 Полномочия Конституционного суда РФ 18
3.2 Статус судей Конституционного суда РФ 27
Заключение 35
Список использованных источников 37

Вложенные файлы: 1 файл

Организация деятельности и полномочия Конституционного Суда РФ .doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

        Курсовая работа  содержит 39 страниц, 21 использованный источник.

КОНСТИТУЦИЯ, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА, ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА.

         Объект  исследования – деятельность и полномочия Конституционного суда Российской Федерации.

         Цель исследования – рассмотреть организацию деятельности и полномочия Конституционного суда Российской Федерации.

          Методологическую основу  исследования составляют диалектический, логический, системный, формально–юридический, исторический и другие методы научного познания.

Полученные  результаты и эффективность: проведенный анализ организации деятельности и рассмотрение полномочий Конституционного суда позволяет раскрыть сущность, основные принципы конституционности, законности и правопорядка.

Область применения – материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при изучении курса «Конституционное право», а также и в практическом применении.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 
Введение                                                                                                           4      

1 Порядок образования Конституционного суда Российской Федерации    6

2 Гарантии деятельности Конституционного суда РФ                  9       
3 Основы организации Конституционного суда РФ                                   14        
        3.1 Полномочия Конституционного суда РФ                                   18         
        3.2 Статус судей Конституционного суда РФ                                   27

Заключение                                                                                                      35                                              

Список использованных источников                                                               37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время в российском обществе происходят существенные преобразования практически во всех сферах государственной и общественной жизни. Основным направлением развития нашей страны является стремление заложить и укрепить в основе государственности Российской Федерации идеи и принципы правового государства, вся деятельность которого будет направлена на укрепление законности в стране, на создание правовой информированности граждан, на то, чтобы люди могли активно защищать свои права и свободы с помощью правовых процедур. В этих условиях очень важной является проблема формирования и развития способов, средств и органов правовой и судебной защиты населения Российской Федерации, а, следовательно, особенно актуальной становится роль Конституционного суда Российской Федерации, как органа, осуществляющего конституционный контроль и как одной из важнейших гарантий конституционности, законности, и правопорядка в стране. Конституционный суд – это единственный источник, который может на законных основаниях толковать Конституцию Российской Федерации, а также призван быть важнейшим органом, который может эффективно и реально стать гарантом формируемых демократических институтов.

Основным условием деятельности Конституционного суда Российской Федерации является четкое обозначение процедур его деятельности, поэтому анализу законодательства, посвященного Конституционному суду РФ, следует уделить особое внимание. Главным правовым актом, содержащим основные положения о Конституционном суде, является Конституция Российской Федерации, в которой вопросам, связанным с Конституционным судом РФ посвящена статья 125, находящаяся в главе 7 «Судебная власть». Эта статья содержит основные положения в данной сфере, касающиеся состава, полномочий, компетенции Конституционного суда и некоторых других вопросов. Еще одним из важнейших актов, касающихся Конституционного суда, является Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской федерации».

Исходя из всего  вышесказанного, целью данной курсовой работы является изучение деятельности Конституционного суда, а также обозначение полномочий Конституционного суда.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

- изучить работы по данной теме;

- определить процесс образования Конституционного суда;

- описать организацию  деятельности Конституционного  суда;

- определить  полномочия Конституционного суда  Российской Федерации.

Теоретическую основу составляют работы таких авторов, как: 

С.А. Авакьян, Л.В. Лазарев, М.В. Баглай, В.Д. Зорькин, Н. Витрук, О.Е. Кутафин, Е.И. Козлова, Г.А. Гаджиев, Ю.Л. Шульженко.

Методологическую  основу  исследования составляют диалектический, логический, системный, формально–юридический, исторический и другие методы научного познания.

Работа  состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Порядок образования Конституционного суда Российской Федерации

 

Конституционный суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный суд РФ состоит из 19 судей. Количество судей нечетное, это предусмотрено специально для того, чтобы не допустить ситуации, когда при принятии решения (иного акта Конституционного суда РФ) поданных голосов было бы поровну. Данное положение практически никак не соотносится с другим положением, согласно которому Конституционный суд РФ правомочен осуществлять свою деятельность при наличии не менее 3/4 судей Конституционного суда РФ. Получается, что решения Конституционного суда являются правомочными, если на заседании присутствует не менее 15 судей.

Все судьи Конституционного суда назначаются на должность Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ.

Кандидатуры всех судей Конституционного суда РФ выдвигает Президент РФ (законодательный орган власти), утверждает их в должности Совет Федерации РФ, который может и не согласиться с предложенной ему Президентом РФ кандидатурой и не утвердить в должности.

Все судьи переизбираются и замещаются не сразу полным составом. Судья несменяем и может быть освобожден от должности лишь по причинам, указанным в законе. Так, судья  может быть освобожден от должности ввиду достижения им предельного возраста пребывания в данной должности (70 лет) или за совершение проступка, не совместимого со статусом судьи. Поэтому по мере выбывания одного судьи из состава судей начинается процесс избрания другого судьи на данную должность.

Полномочия  Конституционного суда РФ не ограничены каким-либо сроком, такое положение содержится для придания большей юридической силы (утверждения правового статуса Конституционного суда РФ). Конституционный суд РФ на практике реализует соблюдение всеми органами государственной власти и местного самоуправления Конституции РФ. Это орган конституционного контроля1).

На сегодняшний  день конституционное правосудие осуществляет основные идеи процедуры рассмотрения дела в суде, их пять:

– принцип независимости;

– принцип гласности;

– принцип коллегиальности;

– принцип состязательности;

– принцип равноправия сторон в процессе.

Федеральный конституционный  закон о Конституционном суде РФ добавляет еще принципы непрерывности судебного заседания, языка конституционного судопроизводства, устности разбирательства, неприкосновенности судей и несменяемости.

Отдельно следует  сказать о принципе законности. Данный принцип, конечно, присутствует в конституционном  правосудии, имеет здесь своеобразное выражение, любая отрасль права РФ содержит в себе отражение принципа законности, он следует из полномочий и цели деятельности Конституционного суда в РФ. Если в рассмотрении дела в суде общей юрисдикции или арбитражном суде принцип законности выражается в том, что к спорным правоотношениям применяют ту норму права, которая подлежит применению и юридический действует в данный период времени, то при рассмотрении дел в Конституционном суде РФ принцип законности в основном выражается в том, что суд решает вопросы о законности оспариваемых законов, здесь не рассматриваются спорные правоотношения сторон, возникшие на основании закона2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Гарантии деятельности Конституционного суда Российской Федерации

 

Гарантии деятельности Конституционного суда Российской Федерации, как органа государственной власти - законодательно ограждать его, делать независимым. Гарантии независимости Конституционного суда РФ недостаточны без гарантий независимости самих судей Конституционного суда РФ, которые установлены в законе.

Финансовые  гарантии независимости Конституционного суда РФ выражены в том, что расходы на деятельность Конституционного суда РФ предусматривается отдельной строкой в федеральном бюджете, смета финансирования Конституционного суда на каждый следующий финансовый год не может быть меньше предусмотренной в предыдущем году. Однако Закон и не предусмотрел ее обязательного увеличения, ведь каждый год часть средств обесценивается в силу инфляции. Денежными средствами, выделяемыми Конституционному суду РФ, он распоряжается самостоятельно, получается, что деньги могут быть потрачены не обязательно на те цели, которые были предусмотрены в смете на текущий финансовый год. Из положений закона следует, что органы бюджетного контроля за целевым использованием бюджетных средств не имеют никаких полномочий на проверку использования средств, выделенных федеральным бюджетом Конституционному суду РФ, занимается этим Счетная Палата РФ.

Указом Президента РФ от 7 февраля 2000 г. №306 «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного суда Российской Федерации и членам их семей» установлено, что при разработке проекта федерального бюджета на соответствующий год предусматриваются отдельной строкой расходы на содержание Конституционного суда РФ, учитывающие в числе прочих следующие направления расходования указанных средств:

– выплата денежного вознаграждения судьям Конституционного суда РФ и денежного содержания федеральным государственным служащим аппарата Конституционного суда РФ в порядке, установленном законодательством РФ;

– содержание парка служебных автомобилей Конституционного суда РФ на условиях, предусмотренных для Правительства РФ;

– обеспечение Конституционного суда РФ программно-техническими средствами, необходимыми для функционирования его информационных систем;

– выплата судьям Конституционного суда РФ ежемесячной надбавки к денежному вознаграждению за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей;

– выплата судьям Конституционного суда РФ и федеральным государственным служащим аппарата Конституционного суда РФ, имеющим классные чины, надбавки к должностному окладу за ученую степень и почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации»;

– реализация судьями Конституционного суда РФ (в том числе пребывающими в отставке или на пенсии) права бесплатного проезда в пределах РФ на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, а также на всех видах городского (пригородного) пассажирского транспорта (за исключением такси);

– предоставление федеральным государственным служащим аппарата Конституционного суда РФ служебного транспорта или денежной компенсации транспортных расходов, связанных с исполнением ими своих должностных обязанностей;

– предоставление судьям Конституционного суда РФ жилой площади;

– обеспечение судей Конституционного суда РФ служебными автомобилями, средствами на представительские расходы и на пользование всеми видами связи;

– оказание материальной помощи при предоставлении судьям Конституционного суда РФ и федеральным государственным служащим аппарата Конституционного суда РФ ежегодных отпусков;

– выплата надбавок к норме суточных при направлении судей Конституционного суда Российской Федерации в служебные командировки за границу;

– предоставление судьям Конституционного суда РФ 50%-ной скидки при оплате жилой площади в домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также в приватизированных жилых помещениях, при оплате всех коммунальных услуг (электроэнергии, газа, отопления, водоснабжения и т.д.), за пользование квартирным телефоном независимо от принадлежности жилых помещений;

– обеспечение иных выплат, установленных законодательством РФ, судьям Конституционного суда РФ и федеральным государственным служащим аппарата Конституционного суда РФ.3)

В соответствии с положениями Указа Президента РФ «Об обеспечении деятельности Конституционного суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного суда Российской Федерации и членам их семей» объем расходов на содержание Конституционного суда РФ при разработке проекта федерального бюджета на соответствующий год определяется Правительством РФ по согласованию с Председателем Конституционного суда РФ. Смета расходов Конституционного суда РФ в пределах средств федерального бюджета, выделенных на его содержание, утверждается Председателем Конституционного суда РФ.

Правительство РФ в недельный срок со дня получения  сметы расходов Конституционного суда РФ обеспечивает финансирование расходов Конституционного суда РФ в соответствии с указанной сметой.

Информация о работе Организация деятельности и полномочия Конституционного Суда РФ