Организация деятельности и полномочия Конституционного Суда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть организацию деятельности и полномочия Конституционного суда Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляют диалектический, логический, системный, формально–юридический, исторический и другие методы научного познания.

Содержание

Введение 4
1 Порядок образования Конституционного суда Российской Федерации 6
2 Гарантии деятельности Конституционного суда РФ 9
3 Основы организации Конституционного суда РФ 14
3.1 Полномочия Конституционного суда РФ 18
3.2 Статус судей Конституционного суда РФ 27
Заключение 35
Список использованных источников 37

Вложенные файлы: 1 файл

Организация деятельности и полномочия Конституционного Суда РФ .doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Информационное  и организационное обеспечение  деятельности Председателя Конституционного суда РФ и судей Конституционного суда РФ, а также их социально-бытовое, медицинское и санаторно-курортное обслуживание осуществляются в порядке и на условиях, определенных соответственно для Председателя Правительства РФ и его заместителей.

Социально-бытовое, медицинское и санаторно-курортное  обслуживание членов семей Председателя Конституционного суда РФ и судей Конституционного суда РФ осуществляется в порядке и на условиях, определенных соответственно для членов семей Председателя Правительства РФ и его заместителей4).

Еще одной финансовой гарантией независимости деятельности Конституционного суда РФ будет являться то, что Конституционный суд РФ имеет право самостоятельно определять то, каким структурным подразделениями органам Конституционного суда РФ будет передаваться имущество, находящееся в федеральной собственности и переданное ему на праве оперативного управления. Это является исключением из привычного определения права оперативного управления, при котором собственник имущества дает согласие на все виды распоряжения своим имуществом.

Ни у одного органа государственной власти или  государственного предприятия нет такого права.

Установлена не только финансовая, материально-техническая, но и кадровая, организационная составляющие независимости Конституционного суда РФ как органа государственной власти. Организационная составляющая независимости Конституционного суда РФ выражена в том, что Конституционный суд самостоятельно определяет порядок своей деятельности, т.е. суд самостоятельно определяет регламент своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Основы  организации Конституционного суда  РФ

 

В состав Конституционного суда входят две палаты, включающие в себя соответственно  9 и 10 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного суда.

Конституционный суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. В пленарных заседаниях участвуют все судьи, в заседаниях палат - судьи, входящие в их состав. Пленарный состав палат не должен оставаться неизменным более, чем 3 года подряд. В состав одной палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда.

В пленарном заседании Конституционный суд может рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию, однако есть и такие дела, которые Суд может рассматривать исключительно на пленарных заседаниях. К делам подобного рода относятся:

- дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и устав субъектов РФ;

- толкование Конституции Российской Федерации;

- вынесение заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ  в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

- утверждение посланий Конституционного суда;

- решение вопросов о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

В ходе пленарных  заседаний Конституционный суд  также избирает Председателя, заместителя  Председателя, судью-секретаря Конституционного суда; формирует персональные составы  палат Конституционного Суда; принимает  Регламент Конституционного суда и  вносит в него изменения и дополнения; устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также распределяет дела между палатами; принимает решения о приостановлении или о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также в случае необходимости - о досрочном освобождении от должности Председателя, его заместителя или судьи-секретаря Конституционного суда и т.д.5)

В заседаниях палат  Конституционный суд решает дела, отнесенные к ведению Конституционного суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации следующих нормативных актов:

- федеральных  законов, нормативных актов Президента  России, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства Российской  Федерации;

- законов и  иных нормативных актов субъектов  РФ, изданных по вопросам, относящимся  к ведению органов государственной  власти РФ и совместному ведению  органов государственной власти  России и органов государственной  власти ее субъектов;

- договоров  между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти самих субъектов Российской Федерации;

- не вступивших  в силу международных договоров  Российской Федерации;

В заседаниях палат Конституционный суд России решает также споры о компетенции:

- между федеральными  органами государственной власти;

- между органами  государственных властей Российской  Федерации и ее субъектов;

- между высшими  государственными органами субъектов Российской Федерации.

Конституционный суд в заседаниях палат по рассмотрению жалоб на нарушение конституционных  прав  и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.6)

В пленарном заседании Конституционного суда тайным голосованием большинством голосов от общего числа судей избирается Председатель - сроком на три года, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного суда.

Председатель  Конституционного суда РФ выполняет следующие функции:

- руководит  подготовкой пленарных заседаний  Конституционного суда, созывает  их и заседательствует на них;

-  вносит на обсуждение Конституционного суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях;

- представляет  Конституционный суд в сношениях с государственными органами и организациями; выступает от имени Конституционного суда;

- осуществляет  общее руководство аппаратом  Конституционного суда.

Председатель  Конституционного суда издает приказы  и распоряжения Суда.7)

В обязанности  заместителя Председателя Конституционного суда входит осуществление некоторых  функция Председателя Суда по его  уполномочию, а также обязанностей, возложенных на него Судом.

Судья-секретарь  Конституционного суда осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным судом, и информирует Суд об их исполнении и т.д.8)

После возобновления  деятельности Конституционного суда в 1995 г. структура его аппарата была усовершенствована. В ней можно выделить две составляющие части: первая из них - это так называемый аппарат судей. При каждом судье состоят три работника, призванных помогать непосредственно ему и ему подчиненных. (Аппарат Председателя суда, его заместителя и судьи-секретаря по численности выше.)

Вторая часть  аппарата - это секретариат, состоящий  из ряда управлений (Управление конституционного надзора, Управление конституционных  программ частного права, Управление международного права и т.д.). В их задачи входит первичное ознакомление с поступившими обращениями, подготовка экспертных заключений по принятым к рассмотрению делам, подготовка аналитических материалов. В секретариате имеются также подразделения, занимающиеся организацией судебных заседаний, контролем за исполнением решений Конституционного суда, обеспечением суда необходимой правовой информацией. Секретариат Конституционного суда осуществляет информационно-справочную, аналитическую работу, а также рассматривает обращения в суд в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями. Общая численность секретариата - около 150 штатных единиц.

При Суде действует  также Научно-консультационный совет, а по вопросам своей внутренней деятельности Конституционный суд принимает Регламент Конституционного суда. В нем устанавливаются: порядок определения персонального состава палат Конституционного суда, порядок распределения дел между ними, порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат и т.д.9)

Говоря об организации  деятельности Конституционного суда РФ, следует еще упомянуть о наличии  в современном конституционном  законодательстве такого института  как особое мнение судьи Конституционного суда. Особое мнение судьи, не совпадающее с общим решением Конституционного суда, публикуется вместе с решением Суда10). Но, если следовать Федеральному конституционному закону о Конституционном суде РФ (ст. 76, ст. 78), Суд, при обнародовании принятого решения, не связан с представлением судьей его собственного мнения, ибо на  Суд возлагается обязанность немедленно публикации только решения Конституционного суда. Российские юристы, однако, считают, что публикация особого мнения судьи была бы желательна, так как эта мера дает возможность познакомиться не только с взглядами на проблему конкретного представителя судебных органов, но и способствует дальнейшему развитию всего судопроизводства на демократических началах.11)

 

3.1 Полномочия  Конституционного суда

 

Конституция Российской Федерации и Федеральный конституционный  закон «О Конституционном суде Российской Федерации» наделяют Конституционный суд широкими полномочиями, позволяющими ему эффективно действовать в качестве «верховного хранителя» Конституции.

Полномочия  Конституционного суда не ограничены определенным сроком, вследствие чего состав судей никогда не должен сменяться одновременно, а суд – прекратить свою деятельность по каким-либо причинам. Решения суда обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Следовательно, не существует органа государственной власти и какого-либо должностного лица, включая главу государства, который бы мог давать какие-либо указания суду, если суд действует в пределах своей компетенции12).

Поскольку осуществление судом его полномочий способно затронуть интересы самых сильных органов государства, закон предусматривает гарантии независимости суда, призванные обезопасить его от любых влияний.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого  действия Конституции РФ на всей ее территории Конституционный суд:

- разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

1) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

2) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

4) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации13);

- разрешает споры о компетенции:

1) между федеральными органами государственной власти;

2) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

- по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

В случае признания федерального закона или закона субъекта Федерации либо отдельных положений этих законов не соответствующими Конституции РФ гражданам и (или) объединениям граждан, обратившихся в Конституционный суд за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Федерации возмещаются в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации:

1) уплаченная государственная пошлина;

2) расходы на оплату услуг представителей;

3) расходы на проезд и проживание заявителей и их представителей, понесенные ими в связи с явкой в суд;

4) почтовые расходы, связанные с рассмотрением дела;

5) компенсация за фактическую потерю времени14).

- дает толкование Конституции Российской Федерации;

Конституционный суд в процессе толкования не создает новых правовых норм. Толкование нельзя смешивать ни с толкуемой нормой права, ни с нормой права вообще. Правотолковательное положение – это только правило надлежащего понимания уже существующей нормы права, а не новая норма права. Конечно, Конституция может быть несовершенной, но с этим Конституционный суд не вправе ничего сделать. Было бы странно, если бы сложности, с которыми связано внесение поправок в Конституцию РФ или ее пересмотр, в соответствии с гл. 9, можно было бы преодолеть простым решением Конституционного суда, если бы в процессе толкования Конституции он пользовался бы правом ее дополнения, развития отдельных положений и т.д.

Информация о работе Организация деятельности и полномочия Конституционного Суда РФ