Органы исполнительной власти в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Темой курсовой работы являются «Органы исполнительной власти в России ». Структура курсовой работы включает в себя общую характеристику исполнительной власти, в неё входят принцип разделения властей, понятие и классификация органов исполнительной власти и механизм исполнительной власти. Большое внимание уделено организации и деятельности органов исполнительной власти на федеральном уровне в Российской Федерации. В этом разделе я рассмотрела деятельность и полномочия Правительства Российской Федерации, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Наконец, я рассмотрела положение органов исполнительной власти субъектов федерации.

Содержание

Введение................................................................................................................3
Глава 1. Общая характеристика исполнительной власти
1.1 Принцип разделения властей………………………………………………5
1.2 Понятие и классификация органов исполнительной власти……………..7
1.3 Механизм исполнительной власти…………………………………………9
Глава 2. Организация и деятельность органов исполнительной власти на федеральном уровне в Российской Федерации
2.1 Правительство Российской Федерации……………………………………12
2.2 Формирование и полномочия Правительства РФ………………………...15
2.3 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти……………………………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………..22
Список используемой литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Органы сполнительной власти в России1.docx

— 34.85 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

Кафедра Конституционного права и международного права

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Конституционное право  России»

Тема: Органы исполнительной власти в России.

 

 

                                                                    Выполнил:

Курсант 1 курса 1252 учебной  группы

                                                             рядовой полиции Кропотова К.Н.

 

                                                                Проверил: _______________________

_________________________________

_________________________________

Оценка: «________________________»

Дата «_____»______________ 20___ г.

                                       Барнаул 2013

                                                 Содержание

Введение................................................................................................................3

Глава 1. Общая  характеристика исполнительной власти

1.1 Принцип разделения  властей………………………………………………5

1.2 Понятие и классификация  органов исполнительной власти……………..7

1.3 Механизм исполнительной  власти…………………………………………9

Глава 2. Организация  и деятельность органов исполнительной власти на федеральном уровне в Российской Федерации

2.1 Правительство Российской  Федерации……………………………………12

2.2 Формирование и полномочия  Правительства РФ………………………...15

2.3 Федеральные министерства  и иные федеральные органы  исполнительной власти……………………………………………………………………………18

Заключение……………………………………………………………………..22

Список используемой литературы…………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Темой курсовой работы являются «Органы исполнительной власти в России ». Структура курсовой работы включает в себя общую характеристику исполнительной власти, в неё входят принцип разделения властей, понятие и классификация органов исполнительной власти и механизм исполнительной власти. Большое внимание уделено организации и деятельности органов исполнительной власти на федеральном уровне в Российской Федерации. В этом разделе я рассмотрела деятельность и полномочия Правительства Российской Федерации, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Наконец, я рассмотрела положение органов исполнительной власти субъектов федерации.

Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние  государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал  и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.

Однозначного понимания  системы исполнительной власти в  практике и в законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важные изменения во взглядах на эту  ветвь власти произошли после  принятия Конституции РФ 1993 года. Именно в этом, по моему мнению, и заключается  актуальность работы.

Основы конституционного строя закрепляют принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, так же устанавливается  круг органов, осуществляющих государственную  власть в Российской Федерации.

В связи с тем, что Конституция 1993 г. отказалась от употребления термина  государственное управление, который широко используется в законодательстве многих стран и долгие годы употреблялся и у нас в конституционном и административном законодательстве, и вместо него введен новый термин – исполнительная власть, актуальным является вопрос о соотношении государственного управления и исполнительной власти.

Названные задачи определяют содержание курсовой работы, в которой использовались различные источники, начиная от законов, которые издавал президент, и заканчивая обычной учебной литературой.

Основной задачей является раскрыть сущность понятий государственного управления и исполнительной власти, организационно-правовой механизм функционирования исполнительной власти как самостоятельной  ветви единой государственной власти и рассмотреть взаимосвязь и соотношение государственного управления и исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая  характеристика исполнительной власти

1.1 Принцип разделения  властей

Государственная власть в  Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и  судебной власти самостоятельны. Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации - принцип разделения властей. Этот принцип был выработан мировой практикой развития демократических государств. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти. Напротив, соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в деятельности одного органа государственной власти приводит к чрезмерной концентрации власти у этого органа, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима.

Каждый государственный  орган, осуществляющий одну из трех функций  государственной власти, взаимодействует  с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений  часто называется системой сдержек  и противовесов. Она представляет единственно возможную схему  организации государственной власти в демократическом государстве. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.

Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный суд, Верховный суд, суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд, другие арбитражные суды Российской Федерации.

Являясь главой государства, Президент Российской Федерации  не относится ни к одной из трех ветвей власти. Выполняя задачи, возложенные  на него Конституцией Российской Федерации, Президент Российской Федерации обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.

Власть в Российской Федерации  едина, так как ее единственным источником, согласно ст. 3 Конституции, является многонациональный  народ Российской Федерации. Никакой  государственный орган в отдельности  не может претендовать на суверенное осуществление государственной  власти. Сама по себе государственная  власть не делится между государственными органами. Осуществление государственной  власти связано с разделением  функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти органы самостоятельны лишь в  осуществлении закрепленных за ними Конституцией Российской(от 12 декабря 1993 года) и законами функций государственной власти.

   Осуществление государственной власти в Российской Федерации возлагается на перечисленные выше федеральные органы государственной власти. Перечень федеральных органов государственной власти, даваемый в ч. 1 ст. 11, является исчерпывающим, т.е. не допускающим расширения без изменения главы1 Конституции Российской Федерации(от 12 декабря 1993 года).

 1.2 Понятие и классификация органов исполнительной власти

        Орган государства является самостоятельной структурной единицей в системе государственной власти. Он наделен государственно-властными полномочиями, которые необходимы для реализации функций определенной ветви государственной власти.

Орган исполнительной власти – это самостоятельная структурная  единица в системе исполнительной власти, которая реализует функции  государственного управления в рамках предоставленных полномочий в определенной сфере государственного ведения. Являясь  частью государственного аппарата, он обладает определенной компетенцией, имеет структуру, территориальный  масштаб деятельности, образуется в  установленном законом или иными  нормативными правовыми актами порядке. Орган исполнительной власти наделен  правом выступать по поручению государства, и призван осуществлять в порядки  исполнительной и распорядительной деятельности повседневное руководство  хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

В соответствии с действующим  законодательством термины «орган исполнительной власти» и «орган государственного управления» используются как равнозначные.

Органы исполнительной власти обладают административной правоспособностью  и дееспособностью, которая возникает  одновременно с их образованием и  определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением. Компетенция  органов исполнительной власти, их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности находят  свое выражение и закрепление  в соответствующих законах, положениях и других нормативных актах.

Существует различные  основания для классификации  органов исполнительной власти. С  учетом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти подразделяются на два уровня: федеральный и субъектов федерации. Этот признак обусловлен федеральным устройством и административно-территориальным делением Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют свою деятельность в пределах своей территории, т.е. части территории Российской Федерации.

По объему и характеру  компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:

а) органы общей компетенции, осуществляющие руководство на подведомственной территории всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности (президентуры, правительства, администрации субъектов Федерации);

б) органы отраслевой компетенции, на которые возложено руководство отдельными отраслями управления или сферами деятельности (министерство, структурное подразделение администрации);

в) органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (государственный комитет, федеральная комиссия, федеральный надзор).

Существуют также и  органы смешанной компетенции, т.е. сочетающие признаки органов отраслевой и межотраслевой компетенции.

Следующим основанием для  классификации органов исполнительной власти является порядок разрешения подведомственных вопросов. По этому  признаку выделяют:

а) коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, то есть большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, государственный комитет, федеральная комиссия);

б) единоначальные органы, в которых основные вопросы решаются их руководителями (министерство, администрация субъекта федерации). Коллегиальность позволяет наиболее квалифицированно решать сложные вопросы с учетом мнения многих специалистов. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства и повышение персональной ответственности руководителей за результаты работы органа исполнительной власти.

Классификация органов исполнительной власти проводится и по другим признакам: по порядку образования (избираемые, назначаемые); по источникам финансирования (видам бюджета) и др.

Органы исполнительной власти образуют систему, под которой понимается вертикальная связь между соподчиненными органами на основе разделения компетенции  между ними. Структура этой системы  обусловлена федеративным устройством  государства. Она включает в себя Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации , федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации.

                            1.3 Механизм исполнительной власти

В связи с тем, что вместо термина «государственного управления» стал употребляться термин «исполнительная власть», в механизме государственной власти был осуществлен переход от «разделения труда» к «разделению властей». Для исполнительной власти характерны следующие признаки:

1.      Исполнительная  власть представляет собой относительно  самостоятельную ветвь единой  государственной власти Российской  Федерации, тесно взаимодействующую  с законодательной и судебной  ее ветвями. Разделение властей  нельзя абсолютизировать, доводя  дело до признания полной независимости  каждой ветви. Все они взаимосвязаны,  что, однако, не должно приводить  к подмене одной ветви власти  другой, как это было в начале 90-х годов, к вторжению законодательной власти в сферу исполнительной власти и наоборот.

2.      Исполнительная  власть самостоятельна только  к функционально-компетенционном  смысле. Ее функции связаны с  практической реализацией законов  в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная  часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий  приходится на долю законодательной  и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или же ее механизма. Действующим законодательством фиксируются функции и компетенция не самой исполнительной власти, как государственно-правового института, а субъектов, реализующих ее на том или ином уровне государственной организации (например, статус федеральных и региональных органов исполнительной власти).

Информация о работе Органы исполнительной власти в России