Органы исполнительной власти в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Темой курсовой работы являются «Органы исполнительной власти в России ». Структура курсовой работы включает в себя общую характеристику исполнительной власти, в неё входят принцип разделения властей, понятие и классификация органов исполнительной власти и механизм исполнительной власти. Большое внимание уделено организации и деятельности органов исполнительной власти на федеральном уровне в Российской Федерации. В этом разделе я рассмотрела деятельность и полномочия Правительства Российской Федерации, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Наконец, я рассмотрела положение органов исполнительной власти субъектов федерации.

Содержание

Введение................................................................................................................3
Глава 1. Общая характеристика исполнительной власти
1.1 Принцип разделения властей………………………………………………5
1.2 Понятие и классификация органов исполнительной власти……………..7
1.3 Механизм исполнительной власти…………………………………………9
Глава 2. Организация и деятельность органов исполнительной власти на федеральном уровне в Российской Федерации
2.1 Правительство Российской Федерации……………………………………12
2.2 Формирование и полномочия Правительства РФ………………………...15
2.3 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти……………………………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………..22
Список используемой литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Органы сполнительной власти в России1.docx

— 34.85 Кб (Скачать файл)

3.      Отличительным  признаком исполнительной власти  является то, что власть реализуется  в общегосударственном масштабе  и в качестве специфической  государственной функции правоприменительного (право исполнительного) характера.

4.      Исполнительная  власть олицетворяется в деятельности  специальных субъектов, наделенных  исполнительной компетенцией. Таково  одно из непременных требований  разделения властей. Соответственно  исполнительная власть представлена  в государственно-властном механизме  органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной  власти и органы исполнительной  власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции Российской Федерации). Таковы четко определенные конституционные границы, необходимые для понимания субъектной характеристики исполнительной власти.

5.      Исполнительная  власть в соответствии с Конституцией  Российской Федерации( от 12 декабря 1993 года) организуется и осуществляется на началах федерализма. Это означает, что конституционным или законодательным путем проводится разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными исполнительными органами и аналогичными органами субъектов федерации. Важная роль при этом принадлежит Федеративному договору и иным договорам о разграничении предметов ведения и полномочий.

6.      Исполнительная  власть не может отождествляться  с административной властью. Подобное отождествление неправомерно, так как административная власть, как правило, связывается с реализацией полномочий внесудебного, т.е. административного принуждения.Однако, административное принуждение является лишь одним из средств достижения целей, стоящих перед исполнительной деятельностью.

7.      Исполнительная  власть характерна тем, что  в непосредственном распоряжении  ее субъектов находятся все  наиболее существенные атрибуты  государственной власти: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинские формирования, полиции, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация  и деятельность органов исполнительной власти на федеральном уровне в Российской Федерации

2.1 Правительство  Российской Федерации

 

Конституция Российской Федерации ( от 12 декабря 1993 года), сохраняя известную преемственность в законодательной регламентации деятельности Правительства Российской Федерации, весьма существенно изменила его статус и место в системе федеральных органов власти.

Правительство Российской Федерации осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации, что закреплено ст. 11 Конституции Российской Федерации ( от 12 декабря 1993 года). Согласно ст. 110 федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания этих положений ясно, что Правительство - высший орган исполнительной власти, хотя слово «высший» применительно к федеральным органам в новой Конституции Российской Федерации ( от 12 декабря 1993 года) не употребляется, но для организации власти это имеет практическое значение. Дело в том, что в ряде статей Конституции и текущем законодательстве применяется обобщающий термин «федеральные органы исполнительной власти», без расшифровки, какие конкретно органы включаются в эту систему и кому они подчиняются.

Правительство Российской Федерации возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность системы федеральных органов исполнительной власти. Конституция Российской Федерации ( от12 декабря 1993 года) повышает статус Правительства Российской Федерации, закрепляет его самостоятельность. В отличие от прежней Конституции, которая возлагала непосредственное руководство исполнительной властью на Президента, а также предусматривала подотчетность Правительства федеральным представительным и законодательным органам (Съезду народных депутатов и Верховному Совету) и Президенту, действующая Конституция исходит из самостоятельности всех ветвей власти и подобной субординации и подчиненности не предусматривает.

Одной из основных функций  Правительства являются организация  исполнения федеральных законов, систематический  контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней  и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Данная задача пронизывает деятельность Правительства, предопределяет содержание и характер его полномочий, под законность его решений, т.е. принятие их на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов и указов Президента.

Свои полномочия Правительство  реализует, принимая постановления  и распоряжения по стратегическим и  текущим вопросам управления, а также  используя право законодательной  инициативы (ст. 104 Конституции РФ) путем  разработки и внесения в Государственную  Думу проектов законов, формирующих  необходимую правовую базу. Активное участие Правительства в законотворческом процессе, обязательность его заключений по всем проектам, предусматривающим  расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, дают возможность Правительству  осуществлять возложенные на него функции  и намеченную экономическую программу.

На федеральном уровне Правительство объединяет и координирует работу министерств, комитетов и  других подведомственных ему органов. В этом отношении Правительство  и федеральная система (структура) управленческих органов тесно связаны. Большинство центральных органов  управления, входящих в систему исполнительной власти, находятся в непосредственном ведении Правительства и ему  подчиняются.

От исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий, субординацию и подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы социально - экономических  преобразований и наше движение вперед.

Исключив верховенство одной  власти над другой, Конституция кардинально  изменила взаимоотношения органов  законодательной и исполнительной власти, а также сам механизм контроля и подотчетности Правительства. Закрепив самостоятельность каждой из ветвей власти, Конституция вывела Правительство из своеобразного  двойного подчинения. В то же время  конституционный выбор, сделанный  в ходе референдума 12 декабря 1993 г. в  пользу сильных прерогатив Президента в государственном руководстве, не оставляет исполнительную власть бесконтрольной в ее самостоятельности.

Многие полномочия Президента непосредственно касаются деятельности Правительства и органов исполнительной власти субъектов Федерации. Хотя Президент  не глава исполнительной власти, он сохраняет мощные рычаги воздействия  на Правительство путем персональных назначений членов Правительства и  принятия необходимых решений, в  том числе в сфере исполнительной власти.

В организации федеральной  исполнительной власти пока отсутствует  четкое "разделение труда" между  Президентом и Правительством. Правовое положение Президента Российской Федерации  закреплено в ст. 4 Конституции РФ.

Согласно Конституции  Президент является главой государства  и в этом качестве обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов всех ветвей государственной  власти, принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной  целостности, выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Формально Президент не является главой исполнительной власти, однако он обладает определенной степенью влияния  на деятельность исполнительно-распорядительных органов, выражающееся как в прямой (непосредственное подчинение некоторых  федеральных органов), так и в  косвенной (через Правительство, путем  назначения на должности или освобождение от должностей, через издание нормативных  или распорядительных актов) форме.

Основная задача, возложенная  Конституцией РФ на Президента заключается  в обеспечении взаимодействия властей. В связи с этим правовое положение  Президента Российской Федерации охватывает несколько сфер. Прежде всего, он является главой государства, т.е. первым среди государственных должностных лиц, и обладает рядом особых полномочий: представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, обладает правом обращаться с посланиями к федеральному законодательному органу, назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах, обладает правом помилования и т.д.

2.2 Формирование  и полномочия Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти Российской Федерации, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, согласно ст. 110 Конституции Российской Федерации ( от 12 декабря 1993 года) осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.

Свою деятельность Правительство  Российской Федерации осуществляет на основе Конституции Российской Федерации (от 12 декабря 1993 года), федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных Указов Президента Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации - это коллегиальный орган, состоящий из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года, по сути являющийся документом, составляющим вместе с Конституцией Российской Федерации( от 12 декабря 1993 года) правовую базу деятельности Правительства Российской Федерации, детально регламентирует порядок формирования Правительства Российской Федерации, его полномочия, организацию деятельности и взаимоотношение с Президентом Российской Федерации, палатами Федерального Собрания, органами судебной власти, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Председатель Правительства  Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы и освобождается от неё на основаниях, предусмотренных законом.

Заместители Председателя Правительства  Российской Федерации и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации.

Глава 3 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года детально регламентирует полномочия Правительства Российской Федерации в различных сферах. Закон, в первую очередь, выделяет общие полномочия, в соответствии с которыми Правительство Российской Федерации:

1. организует реализацию  внутренней и внешней политики  Российской Федерации;

2. осуществляет регулирование  в социально-экономической сфере Российской Федерации;

3. обеспечивает единство  системы исполнительной власти  в Российской Федерации, направляет  и контролирует деятельность  её органов;

4. формирует федеральные  целевые программы и обеспечивает  их реализацию;

5. реализует предоставленное  ему право законодательной инициативы.

В сфере экономики Правительство  Российской Федерации:

1. осуществляет регулирование  экономических процессов;

2. обеспечивает единство  экономического пространства и  свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров,  услуг и финансовых средств;

3. прогнозирует социально-экономическое  развитие Российской Федерации,  разрабатывает и осуществляет  программы развития приоритетных  отраслей экономики;

4. вырабатывает государственную  структурную и инвестиционную  политику и принимает меры  по её реализации;

5. осуществляет управление  федеральной собственностью;

6. разрабатывает и реализует  государственную политику в сфере  международного экономического, финансового,  инвестиционного сотрудничества;

7. осуществляет общее  руководство таможенным делом;

8. принимает меры по  защите интересов отечественных  производителей товаров, исполнителей  работ и услуг;

9. формирует мобилизационный  план экономики Российской Федерации,  обеспечивает функционирование  оборонного производства Российской  Федерации.

В сфере науки, культуры, образования Правительство Российской Федерации:

1. разрабатывает и осуществляет  меры государственной поддержки  развития науки;

2. обеспечивает государственную  поддержку фундаментальной науки,  имеющих общегосударственное значение  приоритетных направлений прикладной  науки;

3. обеспечивает проведение  единой государственной политики  в области образования, определяет  основные направления развития  и совершенствования общего и  профессионального образования,  развивает систему бесплатного  образования;

4. обеспечивает государственную  поддержку культуры и сохранение  как культурного наследия общегосударственного  значения, так и культурного наследия  народов Российской Федерации.

Также Правительство Российской Федерации обладает полномочиями в социальной сфере; в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики; природопользования и охраны окружающей среды; обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью; внешней политики и международных отношений; по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации.

Для выполнения своих полномочий Правительство Российской Федерации наделено правом издавать постановления (акты, имеющие нормативный характер) и распоряжения (акты по оперативным и другим текущим вопросам), имеющие юридическую силу.

А для обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством Российской Федерации, образуется Аппарат Правительства Российской Федерации.

Информация о работе Органы исполнительной власти в России