Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:14, курсовая работа
Темой курсовой работы являются «Органы исполнительной власти в России ». Структура курсовой работы включает в себя общую характеристику исполнительной власти, в неё входят принцип разделения властей, понятие и классификация органов исполнительной власти и механизм исполнительной власти. Большое внимание уделено организации и деятельности органов исполнительной власти на федеральном уровне в Российской Федерации. В этом разделе я рассмотрела деятельность и полномочия Правительства Российской Федерации, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Наконец, я рассмотрела положение органов исполнительной власти субъектов федерации.
Введение................................................................................................................3
Глава 1. Общая характеристика исполнительной власти
1.1 Принцип разделения властей………………………………………………5
1.2 Понятие и классификация органов исполнительной власти……………..7
1.3 Механизм исполнительной власти…………………………………………9
Глава 2. Организация и деятельность органов исполнительной власти на федеральном уровне в Российской Федерации
2.1 Правительство Российской Федерации……………………………………12
2.2 Формирование и полномочия Правительства РФ………………………...15
2.3 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти……………………………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………..22
Список используемой литературы……………………
3. Отличительным
признаком исполнительной
4. Исполнительная
власть олицетворяется в
5. Исполнительная
власть в соответствии с
6. Исполнительная
власть не может
7. Исполнительная
власть характерна тем, что
в непосредственном
Глава 2. Организация и деятельность органов исполнительной власти на федеральном уровне в Российской Федерации
2.1 Правительство Российской Федерации
Конституция Российской Федерации ( от 12 декабря 1993 года), сохраняя известную преемственность в законодательной регламентации деятельности Правительства Российской Федерации, весьма существенно изменила его статус и место в системе федеральных органов власти.
Правительство Российской Федерации осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации, что закреплено ст. 11 Конституции Российской Федерации ( от 12 декабря 1993 года). Согласно ст. 110 федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания этих положений ясно, что Правительство - высший орган исполнительной власти, хотя слово «высший» применительно к федеральным органам в новой Конституции Российской Федерации ( от 12 декабря 1993 года) не употребляется, но для организации власти это имеет практическое значение. Дело в том, что в ряде статей Конституции и текущем законодательстве применяется обобщающий термин «федеральные органы исполнительной власти», без расшифровки, какие конкретно органы включаются в эту систему и кому они подчиняются.
Правительство Российской Федерации возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность системы федеральных органов исполнительной власти. Конституция Российской Федерации ( от12 декабря 1993 года) повышает статус Правительства Российской Федерации, закрепляет его самостоятельность. В отличие от прежней Конституции, которая возлагала непосредственное руководство исполнительной властью на Президента, а также предусматривала подотчетность Правительства федеральным представительным и законодательным органам (Съезду народных депутатов и Верховному Совету) и Президенту, действующая Конституция исходит из самостоятельности всех ветвей власти и подобной субординации и подчиненности не предусматривает.
Одной из основных функций Правительства являются организация исполнения федеральных законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Данная задача пронизывает деятельность Правительства, предопределяет содержание и характер его полномочий, под законность его решений, т.е. принятие их на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов и указов Президента.
Свои полномочия Правительство
реализует, принимая постановления
и распоряжения по стратегическим и
текущим вопросам управления, а также
используя право
На федеральном уровне
Правительство объединяет и координирует
работу министерств, комитетов и
других подведомственных ему органов.
В этом отношении Правительство
и федеральная система (структура)
управленческих органов тесно связаны.
Большинство центральных
От исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий, субординацию и подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы социально - экономических преобразований и наше движение вперед.
Исключив верховенство одной
власти над другой, Конституция кардинально
изменила взаимоотношения органов
законодательной и
Многие полномочия Президента
непосредственно касаются деятельности
Правительства и органов
В организации федеральной исполнительной власти пока отсутствует четкое "разделение труда" между Президентом и Правительством. Правовое положение Президента Российской Федерации закреплено в ст. 4 Конституции РФ.
Согласно Конституции
Президент является главой государства
и в этом качестве обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие
органов всех ветвей государственной
власти, принимает меры по охране суверенитета
страны, ее независимости и
Формально Президент не является главой исполнительной власти, однако он обладает определенной степенью влияния на деятельность исполнительно-распорядительных органов, выражающееся как в прямой (непосредственное подчинение некоторых федеральных органов), так и в косвенной (через Правительство, путем назначения на должности или освобождение от должностей, через издание нормативных или распорядительных актов) форме.
Основная задача, возложенная Конституцией РФ на Президента заключается в обеспечении взаимодействия властей. В связи с этим правовое положение Президента Российской Федерации охватывает несколько сфер. Прежде всего, он является главой государства, т.е. первым среди государственных должностных лиц, и обладает рядом особых полномочий: представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, обладает правом обращаться с посланиями к федеральному законодательному органу, назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах, обладает правом помилования и т.д.
2.2 Формирование
и полномочия Правительства
Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти Российской Федерации, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, согласно ст. 110 Конституции Российской Федерации ( от 12 декабря 1993 года) осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.
Свою деятельность Правительство Российской Федерации осуществляет на основе Конституции Российской Федерации (от 12 декабря 1993 года), федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных Указов Президента Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации - это коллегиальный орган, состоящий из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года, по сути являющийся документом, составляющим вместе с Конституцией Российской Федерации( от 12 декабря 1993 года) правовую базу деятельности Правительства Российской Федерации, детально регламентирует порядок формирования Правительства Российской Федерации, его полномочия, организацию деятельности и взаимоотношение с Президентом Российской Федерации, палатами Федерального Собрания, органами судебной власти, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы и освобождается от неё на основаниях, предусмотренных законом.
Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации.
Глава 3 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года детально регламентирует полномочия Правительства Российской Федерации в различных сферах. Закон, в первую очередь, выделяет общие полномочия, в соответствии с которыми Правительство Российской Федерации:
1. организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
2. осуществляет регулирование
в социально-экономической
3. обеспечивает единство
системы исполнительной власти
в Российской Федерации,
4. формирует федеральные
целевые программы и
5. реализует предоставленное
ему право законодательной
В сфере экономики Правительство Российской Федерации:
1. осуществляет регулирование экономических процессов;
2. обеспечивает единство
экономического пространства и
свободу экономической
3. прогнозирует социально-
4. вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по её реализации;
5. осуществляет управление федеральной собственностью;
6. разрабатывает и реализует
государственную политику в
7. осуществляет общее руководство таможенным делом;
8. принимает меры по
защите интересов
9. формирует мобилизационный
план экономики Российской
В сфере науки, культуры,
образования Правительство
1. разрабатывает и осуществляет
меры государственной
2. обеспечивает государственную
поддержку фундаментальной
3. обеспечивает проведение
единой государственной
4. обеспечивает государственную
поддержку культуры и
Также Правительство Российской Федерации обладает полномочиями в социальной сфере; в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики; природопользования и охраны окружающей среды; обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью; внешней политики и международных отношений; по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации.
Для выполнения своих полномочий Правительство Российской Федерации наделено правом издавать постановления (акты, имеющие нормативный характер) и распоряжения (акты по оперативным и другим текущим вопросам), имеющие юридическую силу.
А для обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством Российской Федерации, образуется Аппарат Правительства Российской Федерации.