Органы исполнительной власти как субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ органов исполнительной власти как субъектов административного права.
В качестве объекта курсовый работы системы правовых отношений в сфере органов исполнительной власти выступают административно-правовые отношения, связанные с формированием и функционированием системы органов исполнительной власти Украины.

Содержание

Вступление ........................................................................................ 4
Раздел 1 Органы исполнительной власти ........................................6
1.1 Понятие, признаки и правовое положение органов
исполнительной власти ............................................................. 11
1.2 Виды органов исполнительной власти ................................... 16
Раздел 2 Структура и полномочия органов исполнительной
власти ................................................................................................. 20
2.1 Полномочия Президента Украины в сфере исполнительной
власти ................................................................................................. 25
2.2 Центральные органы исполнительной власти ......................... 27
Заключение ........................................................................................32
Список использованных литературы ..............................................34

Вложенные файлы: 1 файл

Админ курсач.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Граждане пользуются равным правом доступа к государственной службе, а также к службе в органах местного самоуправления. Они имеют равные конституционные права и свободы и являются равными перед законом. Не может быть привилегий либо ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по речевым или другим признакам. Конституционные права и свободы гарантированы и не могут быть отменены.

Равноправие граждан Украины обеспечивается во всех отраслях экономической, политической, социальной и культурной жизни, ограничения участия в государственном управлении устанавливаются исключительно законом (осужденные к наказанию в виде лишения свободы, недееспособные).

Принцип гласности  в государственном управлении связан в первую очередь со свободным доступом граждан к информации, касающейся их лично, а также информации о деятельности органов исполнительной власти всех уровней, кроме сведений, являющихся государственной тайной либо иной защищенной законом тайной. Каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, качестве продуктов питания и предметов быта, а также право на ее распространение. Подобная информация не может быть засекречена (ст. 50 Конституции Украины).

Каждому гарантируется право знать свои права и обязанности. Законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, должны быть доведены к сведению населения в порядке, установленном законом, а не доведенные - являются недействительными.

Ст. 32 Конституции Украины гарантирует судебную защиту права опровержения недостоверной информации о себе и членах своей семьи и права требовать изъятия какой-либо информации, а также право на компенсацию материального и морального ущерба, нанесенного сбором, хранением, использованием и распространением подобной недостоверной информации.

 

2.1 Полномочия  Президента Украины в сфере  исполнительной

власти

 

В соответствии с разделом V Конституции Украины  Президент Украины является главой государства. Основные полномочия Президента в сфере исполнительной деятельности закреплены в ст. 106 Конституции Украины. Одни полномочия в этой сфере Президент Украины осуществляет с согласия Верховной Рады Украины, другие — самостоятельно или по представлению Премьер-министра Украины.

С согласия Верховной  Рады Украины Президент Украины  назначает членов Кабинета Министров  Украины, руководителей других центральных  органов исполнительной власти, а  также председателей местных  государственных администраций  и прекращает их полномочия на этих должностях; создает, реорганизует и ликвидирует по представлению Премьер-министра Украины министерства и другие центральные органы исполнительной власти, действуя в пределах средств, предусмотренных на содержание органов исполнительной власти.

Президент Украины отменяет акты Кабинета Министров Украины и акты Совета министров АРК; является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований; осуществляет руководство в сферах национальной безопасности и обороны государства; возглавляет Совет национальной безопасности и обороны Украины, который является координационным органом по вопросам национальной безопасности и обороны при Президенте Украины; вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны и принимает решение об использовании Вооруженных Сил Украины в случае вооруженной агрессии против Украины; принимает в соответствии с законом решение о всеобщей или частичной мобилизации и введении военного положения в Украине либо в отдельных ее местностях в случае угрозы нападения, опасности для государственной независимости Украины; принимает в случае необходимости решение о введении в Украине либо в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, а также объявляет в случае необходимости отдельные местности Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации — с последующим утверждением этих решений Верховной Радой Украины; присваивает высшие воинские звания, высшие дипломатические ранги и другие высшие специальные звания и классные чины. Президент Украины принимает решение о принятии в гражданство Украины и прекращении гражданства Украины, о предоставлении убежища в Украине; осуществляет помилование.

Президент Украины подписывает законы, принятые Верховной Радой Украины; имеет право вето в отношении принятых Верховной Радой Украины законов с последующим возвращением их на повторное рассмотрение Верховной Радой Украины.

На основе и  во исполнение Конституции и законов  Украины Президент Украины издает указы и распоряжения, которые являются обязательными к исполнению на территории Украины. В случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 106 Конституции Украины, акты Президента Украины скрепляются подписями Премьер-министра Украины и министра, ответственного за акт и его исполнение.

 

2.2 Центральные органы исполнительной власти

 

Конституция Украины  относит к центральным органам  исполнительной власти министерства и  другие органы исполнительной власти. К последним принадлежат: государственные комитеты и другие центральные органы исполнительной власти, статус которых приравнивается к Государственному комитету Украины (Пенсионный фонд, Государственное казначейство); центральные органы исполнительной власти со специальным статусом (комитеты, администрации, службы, комиссии, государственные комиссии, государственные департаменты, управления и т. д.); центральные органы исполнительной власти, деятельность которых направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через соответствующих министров.

Согласно п. 15 ст. 106 и ч. 5 ст. 114 Конституции Украины  Президент Украины создает, реорганизует и ликвидирует по представлению  Премьер-министра Украины министерства и другие центральные органы исполнительной власти, действуя в пределах средств, предусмотренных на содержание органов исполнительной власти. Они подчинены Кабинету Министров, который направляет и координирует их работу.

Министерство, другой центральный орган исполнительной власти Украины осуществляет государственную  политику в соответствующих сферах.

В своей деятельности они руководствуются Конституцией Украины, законами Украины, постановлениями  Верховной Рады, указами и распоряжениями Президента Украины, постановлениями  и распоряжениями Кабинета Министров  Украины, а также положением о  соответствующем центральном органе исполнительной власти.

Министерство является главным (ведущим) органом в системе центральных органов исполнительной власти, созданным для обеспечения реализации государственной политики в определенной сфере деятельности. Министр как член Кабинета Министров Украины лично отвечает за разработку и реализацию государственной политики, направляет и координирует осуществление центральными органами исполнительной власти мер по вопросам, отнесенным к его ведению, принимает решения по распределению соответствующих бюджетных средств по представлению государственного секретаря министерства. Не допускаются принятие актов Кабинета Министров Украины и образование им органов, внесение проектов законов и актов Президента Украины по таким вопросам без согласования с соответствующим министром. Министр во исполнение требований законодательства в пределах предоставленных ему полномочий определяет политические приоритеты и стратегические направления работы министерства, а также пути достижения поставленных целей.

Порядок исполнения обязанностей министра в случае его  временного отсутствия определяется Кабинетом  Министров Украины.

Государственный секретарь министерства организует обеспечение деятельности министра и текущую работу по исполнению возложенных на министерство задач, подает министру предложения по распределению соответствующих бюджетных средств, координирует работу территориальных органов министерства, предприятий, учреждений и организаций, которые входят в сферу его управления, возглавляет аппарат министерства. Государственный секретарь министерства по должности является членом коллегии, утверждает по согласованию с Министерством финансов Украины штатное расписание и смету расходов министерства, назначает на должность и освобождает от должности в соответствии с законодательством работников центрального аппарата министерства.

Государственный секретарь министерства имеет первого  заместителя и заместителей.

Государственный комитет (государственная служба) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляет и координирует Премьер-министр Украины либо один из вице-премьер-министров или министров. Государственный комитет (государственная служба) вносит предложения по формированию государственной политики соответствующим членам Кабинета Министров Украины и обеспечивает ее реализацию в определенной сфере деятельности, осуществляет управление в этой сфере, а также межотраслевую координацию и функциональное регулирование по вопросам, отнесенным к его ведению. Государственный комитет (государственную службу) возглавляет его председатель.

Центральный орган  исполнительной власти со специальным  статусом имеет определенные Конституцией Украины и законодательством Украины особые задачи и полномочия, в отношении его может устанавливаться специальный порядок образования, реорганизации, ликвидации, подконтрольности, подотчетности, а также назначения и освобождения от должности руководителей и решения других вопросов. Центральный орган исполнительной власти со специальным статусом возглавляет его председатель.

Руководителей центральных органов исполнительной власти в установленном порядке  назначает на должность Президент  Украины по представлению Премьер-министра Украины. Полномочия руководителей  центральных органов исполнительной власти на этих должностях прекращает Президент Украины.

Структуру министерства утверждает министр по предложению  государственного секретаря министерства, а структуру другого центрального органа исполнительной власти — его  руководитель.

Штатное расписание, смету расходов министерства утверждает государственный секретарь министерства по согласованию с Министерством финансов Украины, а другого центрального органа исполнительной власти — руководитель этого органа по согласованию с Министерством финансов Украины.

Центральные органы исполнительной власти могут иметь  свои территориальные органы, которые  создаются, реорганизуются и ликвидируются  в порядке, установленном законодательством.

Руководителей территориальных органов министерства назначает на должность и освобождает от должности министр, а другого центрального органа исполнительной власти — руководитель этого органа.

Компетенция министерств  и других центральных органов  исполнительной власти определяется отраслевыми  и межотраслевыми рамками, которые  в свою очередь зависят от особенностей системы данного центрального органа исполнительной власти. Министерства и другие центральные органы исполнительной власти принимают участие в формировании и реализации государственной политики как в целом, так и по соответствующим направлениям, разрабатывают механизм ее реализации; прогнозируют развитие экономики в производственной, научно-технической, минерально-сырьевой, топливно-энергетической, трудовой, демографической, социальной, финансовой и других сферах; принимают участие в разработке Государственной программы экономического и социального развития Украины, Государственного бюджета Украины; готовят предложения и принимают участие в формировании и реализации политики в сфере выполнения работ и поставки продукции для государственных потребностей; разрабатывают целевые перспективные программы, а также комплекс мер, направленных на углубление экономической реформы; реализовывают государственную стратегию развития соответствующих отраслей (группы смежных отраслей); осуществляют другие функции.

Министерства  и другие центральные органы исполнительной власти имеют такие права: привлекать специалистов центральных и местных  органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций (по согласованию с их руководителями) для рассмотрения вопросов, которые относятся к их компетенции; представлять Кабинет Министров Украины по его поручению в международных организациях и во время заключения международных договоров Украины; получать в установленном законодательством порядке от министерств, других центральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, представительских органов информацию, документы, материалы; созывать в установленном порядке совещания по вопросам, которые относятся к их компетенции; привлекать к дисциплинарной ответственности руководителей территориальных органов министерств, предприятий, учреждений и организаций, которые относятся к сфере их управления; самостоятельно или при участии работодателей предприятий негосударственной формы собственности проводить переговоры и заключать отраслевые соглашения с представителями наемных работников.

В пределах своих  полномочий на основании и во исполнение актов законодательства центральные  органы исполнительной власти издают приказы, организовывают и контролируют их выполнение. В случаях, предусмотренных законодательством, решения министерства и другого центрального органа исполнительной власти являются обязательными для выполнения центральными и местными органами исполнительной власти, органом местного самоуправления, представительскими органами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности и гражданами.

Министерство  и другой центральный орган исполнительной власти возглавляет министр (руководитель), которого назначает Президент Украины. Он осуществляет руководство порученными ему сферами деятельности и несет ответственность перед Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины за состояние дел в этих сферах.

 

Заключение

 

Итак, мы видим, что в  настоящее время в Украине  существует и функционирует довольно-таки сложная система исполнительной власти. Нельзя забывать о том, что, прежде всего она является подсистемой государственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как единого целого организационно-правового механизма государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицей рассматриваемой системы.

Информация о работе Органы исполнительной власти как субъекты административного права