Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 18:50, курсовая работа
На современном этапе развития общества каждое государство, которое имеет статус правового, стремится к полному и всестороннему соответствию своего законодательства нормам международного права. Особенное место этими нормами отведено социальному обеспечению. Так, в соответствии с международными стандартами, каждый член общества имеет право на социальное обеспечение, на осуществление и поддержание его достоинства для свободного развития его прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов семьи, а также право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости или иных обстоятельств утраты средств к существованию по не зависящим от него причинам.
Российская Федерация – правовое государство, и оно стремится к повышению уровня жизни каждого нуждающегося гражданина. В развитие этого Конституция РФ 1993 года провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этой политикой социальное обеспечение выражает одну весьма важную функцию - защитную. Прежде всего, именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, так как защита их в трудной жизненной ситуации и оказание помощи, при решении различных проблем является основным назначением социального обеспечения.
Введение……………………………………………………………………..
Понятие трудового стажа: виды
1. 1 Общий трудовой стаж…………………………………………………
1. 2Специальный трудовой стаж…………………………………………..
1. 3Непрерывный трудовой стаж………………………………………….
1. 4 Страховой стаж………………………………………………………...
Порядок исчисления трудового стажа
2. 1Общие правила начисления трудового стажа…………………………
2. 2Начисление трудового стажа при переходе на
другую работу и работы в странах СНГ………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………….
3. НЕПРЕРЫВНЫЙ ТРУДОВОЙ
СТАЖ
Непрерывный трудовой стаж - это продолжительность последней непрерывной работы на одном предприятии (в учреждении, организации) или на нескольких предприятиях при условии, что перерыв в трудовой деятельности не превысил установленных законодательством сроков. Юридическое значение непрерывного трудового стажа заключается в том, что он является основным критерием при определении размера пособия по временной нетрудоспособности, т. е. продолжительность непрерывного трудового стажа влияет на размер пособия по временной нетрудоспособности. Основное отличие непрерывного трудового стажа от общего и специального трудового стажа заключается в его содержании. В содержание непрерывного трудового стажа включается, как правило, только трудовая деятельность. Исключениями из этого общего правила являются включение в непрерывный трудовой стаж периода военной службы, исполнение обязанностей депутата Государственной Думы, а также период ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В частности, в соответствии с Законом РФ "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г. в непрерывный трудовой стаж засчитывается время военной службы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года.
Женщинам-военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с беременностью или рождением ребенка, время военной службы, а также периоды, в течение которых им выплачивались пособие по беременности и родам и пособие по уходу за ребенком, включаются в непрерывный трудовой стаж при условии поступления на работу или учебу до достижения ребенком возраста трех лет.
В соответствии с Законом РФ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в непрерывный стаж работы. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение трех месяцев после прекращения депутатских полномочий. Супруге (супругу) депутата Государственной Думы, уволенной (уволенному) в связи с переездом депутата для выполнения депутатских полномочий в Государственной Думе, перерыв в работе также засчитывается в непрерывный стаж работы (службы).
Порядок
исчисления непрерывного трудового
стажа регулируется постановлением
Совета Министров СССР от 13 апреля 1973
г. № 252. Основными факторами, влияющими
на исчисление непрерывного трудового
стажа, являются основание увольнения
и сторона - инициатор прекращения трудового
договора.
4.
СТРАХОВОЙ СТАЖ
В целях
усиления государственных гарантий
прав граждан на пенсионное обеспечение
в условиях проводимой экономической
' "формы и создания предпосылок
для устойчивого развития пенсионной.
системы Правительством РФ 7 августа 1995
г. была одобрена Концепция реформы пенсионного
обеспечения в Российской Федерации. Основной
целью пенсионной реформы является создание
механизма, обеспечивающего соответствие
условий предоставления и размеров пенсии
объему участия в социальном страховании
каждого конкретного лица и зависящего
от продолжительности страхования и величины
страховых взносов в Пенсионный фонд РФ
путем введения персонифицированного
учета уплаты страховых взносов. Первым
шагом по реализации Концепции было принятие
1 апреля 1996 г. Федерального закона "Об
индивидуальном (персонифицированном)
учете в системе государственного пенсионного
обеспечения". Этим Законом введен в
пенсионное законодательство новый термин
-"страховой стаж". Под страховым
стажем понимается суммарная продолжительность
периодов трудовой деятельности застрахованного
лица, в течение которых уплачивались
страховые взносы в Пенсионный фонд Российской
Федерации. В соответствии с Инструкцией
о порядке введения индивидуального (персонифицированного)
учета сведений о застрахованных лицах
для целей государственного пенсионного
страхования, утвержденной постановлением
Правительства РФ от 15 марта 1997 г. , каждый
работодатель ежеквартально в течение
месяца, следующего за отчетным кварталом,
на каждое зарегистрированное в системе
государственного пенсионного страхования
застрахованное лицо, работавшее у него,
предоставляет в территориальный орган
Пенсионного фонда РФ документ, содержащий
индивидуальные сведения о трудовом стаже,
заработке (вознаграждении) и начисленных
страховых взносах застрахованного лица.
Указанные сведения заносятся в индивидуальный
лицевой счет каждого застрахованного
лица. При обращении лица за назначением
пенсии продолжительность страхового
стажа будет определяться на основании
сведений индивидуального лицевого счета.
При определении права на пенсию и ее размера
периоды, не связанные с уплатой страховых
взносов, будут учитываться при условии
возмещения соответствующих расходов
за счет средств федерального бюджета
(учеба, воинская служба по призыву и др.
). Понятие "страховой стаж" упоминается
также в Федеральном законе "Об основах
обязательного социального страхования"
от 16 июля 1999 г. В указанном Законе под
страховым стажем понимается суммарная
продолжительность времени уплаты страховых
взносов.
2.ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ ТРУДОВОГО СТАЖА
2. 1 Общие правила начисления трудового стажа
Таким образом, трудовой стаж - это время трудовой деятельности работника, которое включает и рабочее время, и время отдыха, и время болезни, регламентированное определенными правилами и другие периоды. В то же время продолжительность не всякой трудовой деятельности считается трудовым стажем. Согласно законодательству, под трудовым стажем понимается та трудовая деятельность, которая, как правило, оплачивается в определенной общественной форме. Под трудовым стажем по российскому трудовому праву следует понимать продолжительность оплачиваемой трудовой и иной общественно полезной деятельности того или иного лица, а также иная деятельность, которая приравнена к ней Законом, или с которой право связывает определенные юридические последствия. Как уже отмечалось, трудовой стаж является юридически значимым обстоятельством в юридическим составе, порождающим многие виды специальных правоотношений и в первую очередь пенсионных правоотношений.
Помимо прочего, на практике большинство видов культурно-бытового обслуживания и содержания в социальных учреждениях предоставляется в первую очередь лицам с длительным стажем работы.
Надо отметить, что размер пенсий во многих случаях зависит от продолжительности общего трудового стажа, и уровень пенсионного обеспечения может быть повышен в связи с законодательными решениями о зачете в трудовой стаж тех или иных периодов, которые ранее во внимание не принимались, причем в некоторых случаях речь может идти не просто об увеличении пенсии, но и о приобретении на нее права, то есть о расширении круга обеспечиваемых. В частности, право на пенсию по старости зависит от продолжительности общего трудового стажа. Если он менее 5 лет, эта пенсия не может быть назначена. Расширение видов общественно полезной деятельности, включаемой в общий трудовой стаж, может привести к пенсионному обеспечению тех граждан, которые ранее претендовать на пенсию не могли.
Нередко возникает вопрос о возможности зачетов в общий трудовой стаж периодов работы по гражданско-правовым договорам. Ранее такая работа во внимание не принималась для включения в трудовой стаж и, таким образом, не имела социально-правового значения для социального обеспечения граждан. Теперь дело обстоит по-иному.
Действующее законодательство об оперативно-розыскной деятельности предусматривает возможность включения в общий трудовой стаж периода сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий и т.д.
Вновь подчеркнем, что трудовой (страховой) стаж приобретает все большее социально-правовое значение. Как уже отмечалось, пенсионная реформа должна набирать темп с учетом страхового стажа. В соответствии с упомянутыми выше Федеральным Законом РФ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Все застрахованные
лица обязаны пройти регистрацию
в органах Пенсионного фонда
Российской Федерации (ПФР) и получить
страховое свидетельство
С 1 января 1997 г. на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации должен был открыть индивидуальный лицевой счет (ИЛС) с постоянным страховым номером в целях сбора и хранения информации, необходимой для пенсионного обеспечения. ИЛС должен в соответствии с Законом содержать следующие сведения о застрахованном лице: страховой номер; фамилию (в том числе ту, которая была при рождении), имя, отчество; дату и место рождения; серию и номер паспорта или удостоверения личности; гражданство; номер телефона; периоды трудовой и иной общественно-полезной деятельности, включаемые в общий и специальный стаж, а также в выслугу лет; заработную плату или доход (за каждый месяц страхового стажа), на которые начислены страховые взносы в ПФР, сумму заработка (за каждый месяц страхового стажа), который учитывается при назначении страховой пенсии; сумму начисленных каждому застрахованному лицу страховых взносов (за каждый месяц страхового стажа), включая страховые взносы за счет работодателя и страховые взносы самого застрахованного лица; периоды выплаты пособия по безработице; периоды военной и иной приравненной к ней службы, включаемые в общий трудовой стаж; сведения о назначении (перерасчете), индексации и начислении пенсии. По законодательству Российской Федерации информация ИЛС относится к категории конфиденциальной.
Законодателем определен и порядок представления сведений для ИЛС. Так, работодатели представляют сведения о лицах, работающих по индивидуальному трудовому договору. Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и самостоятельно уплачивающие страховые взносы, обязаны сами сообщить Пенсионному Фонду России соответствующую информацию для индивидуального лицевого счета. Добавим при этом, что за невыполнение указанной обязанности или представление недостоверных или неполных сведений работодатели и застрахованные лица несут ответственность по российскому законодательству.
Органами ПФР каждому застрахованному лицу должно выдаваться свидетельство государственного пенсионного страхования с обозначением страхового номера и анкетных данных. Лица, впервые поступающие на работу по индивидуальному договору (контракту), должны получать страховое свидетельство
Предопределено, что индивидуальный учет должен основываться на следующих принципах:
1) единства
и федерального характера
2) всеобщности
и обязательности уплаты
3) доступности для каждого застрахованного лица сведений, которыми располагают органы ПФ, осуществляющие индивидуальный персонифицированный учёт;
4) использования
сведений о застрахованных
5) соответствия
сведений о суммах страховых
взносов, представляемых
6) осуществление
учета в процессе всей
Персонифицированный учет позволит более точно прогнозировать изменения численности занятого населения и пенсионеров в стране как в целом, так по отдельным профессиям, более точно определять необходимые расходы и размеры страхового пенсионного тарифа. Он также поможет удешевить систему административного контроля за правильностью уплаты страховых взносов.
В эффективности реформирования системы пенсионного обеспечения значительную роль играет мотивация работников, их заинтересованность в уплате страховых взносов для получения пенсии в будущем. Это требует дальнейшей правовой проработки. По сведениям газеты «Российские вести», Государственная Дума РФ рассмотрела во втором чтении проект нового Федерального закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Данный законопроект предусматривает правовые нормы, касающиеся условий, размеров, порядка назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению.
Среди принципиальных изменений, представленных в законопроекте, - создание комплексного механизма, стимулирующего к «зарабатыванию» пенсии. Для этого предусматривается ввести в порядок расчета пенсии так называемый индивидуальный коэффициент, величина которого зависит от продолжительности страхового стажа и заработка. Предполагается установить цену одного года стажа в процентах к заработку и в связи с этим отменить прямое ограничение уровня пенсии, который будет задаваться косвенным путем. Для расчета пенсии предусматривается учитывать, как правило, только те периоды трудовой и иной деятельности, когда уплачивались страховые взносы. В сочетании и на основе индивидуального (персонифицированного) учета все эти меры будут побуждать людей как в предпенсионном возрасте, так и более молодых к полному отражению данных о стаже и заработке, уплаченных взносах в системе индивидуального учета, а также способствовать снижению и устранению фактов уклонения от уплаты страховых взносов на пенсионные цели.