Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:24, курсовая работа
Любые общественные издержки, будь то бедность или преступность, есть издержки общественной организации, издержки организации общественных институтов, каковыми являются государство и государственный аппарат. Возникнув на заре цивилизации из взаимного влечения людей к общежитию, государство давно перестало быть частью гражданского общества. Отчуждение проявляется тем сильнее, чем слабее организация государственной власти.
Особая роль в осуществлении государственной власти принадлежит государственному аппарату.
Введение
Раздел 1. Сущность персональной ответственности в государственном управлении Раздел 2. Виды и особенности применения мер юридической ответственности к индивидуальным субъектам государственного управления
Раздел 3. Характеристика иных видов персональной ответственности Заключение
Список источников и использованной литературы
В перечень не попало
такое дисциплинарное взыскание
как понижение в должности, предусмотренное
п. 12 Положения о федеральной
Общественные отношения,
складывающиеся в процессе деятельности
органов исполнительной власти, регулируются
нормами административного
Для всех видов принуждения
на основе административного
Основанием административной
ответственности является административный
проступок, то есть посягающее на государственный
или общественный порядок, собственность,
права и свободы граждан, на установленный
порядок управления противоправное,
виновное (умышленное или неосторожное)
действие или бездействие, за которое
законодательством
Соглашаясь с тем, что указанная концепция имеет большое значение для объяснения природы дисциплинарной ответственности государственных служащих, подчеркнем, что она не может быть основанием для отрицания дисциплинарной ответственности как самостоятельного вида ответственности. И прежде всего ввиду возникающего противоречия по поводу применения мер дисциплинарной и административной ответственности.
Мерой административной ответственности, применяемой в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, предупреждения правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, является административное взыскание. К служащим применяются только два административных взыскания: предупреждение и штраф, которые налагаются субъектами функциональной власти. Тот факт, что административный проступок должностного лица одновременно является и нарушением им служебных правил, то есть дисциплинарным проступком, ставит вопрос о допустимости или недопустимости наложения на виновное должностное лицо сразу двух взысканий - и административного и дисциплинарного. Законодательного решения по этому вопросу пока нет [28Если не принимать во внимание п. 12 Положения о федеральной государственной службе, дословно звучащий: “Дисциплинарное взыскание не может быть наложено за деяние, за совершение которого законом предусмотрена иная ответственность”. ]; мнения же в научных кругах различны. Одни считают возможным сочетание дисциплинарных и административных взысканий за правонарушения, составляющие кумуляцию двух разных по правовой природе проступков. В частности, полагают, что за одно и то же нарушение нельзя привлекать дважды или более лишь к аналогичному виду ответственности. Относительно разных видов ответственности привлечение к одному из них не освобождает должностное лицо от другого вида ответственности. Другие, и мы разделяем эту позицию, утверждают обратное [29 См. : Ответственность в управлении. М. , 1985. С. 217-218. ]. При кумуляции возможны сочетания не всех, а лишь определенных видов ответственности. Достаточно сказать, что действующее законодательство как раз не допускает сочетания уголовной ответственности с дисциплинарной или административной ответственностью, ввиду того, что и дисциплинарные, и административные взыскания тоже имеют карательный характер. В соответствии с принципом non bis in idem [30 Лат. “не дважды за то же”. ]вряд ли справедливо подвергать должностное лицо за одно противоправное деяние, содержащее признаки и административного, и дисциплинарного проступка, двойному наказанию. Дисциплинарное взыскание не может быть факультативно возложено на должностное лицо, понесшее административную ответственность. С другой стороны, так как закон не в силах предусмотреть все случаи посягательств на существующий порядок управления, по аналогии с нормой ст. 10 КоАП, гласящей, что административная ответственность наступает в случае, если перечисленные в Кодексе правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности, следует установить правило, согласно которому должностные лица несут дисциплинарную ответственность, если законом не предусмотрено иное.
Уголовная ответственность
является наиболее суровым видом
юридической ответственности, соразмерно
общественной опасности противоправного
деяния, создающей для виновного
лица серьезные правовые последствия
в виде осуждения и уголовного
наказания. Посредством уголовной
ответственности реализуются
Уголовно-правовым
средствам принадлежит важная роль
в борьбе с преступностью в
системе органов власти и управления,
с посягательствами со стороны работников
этих органов на охраняемый уголовным
законом государственный
В главе 7 Уголовного
кодекса особо выделены следующие
должностные преступления: злоупотребления
властью или служебным
В качестве субъекта должностных преступлений закон называет должностных лиц. Деяния недолжностных лиц органов управления, за исключением совершенных в соучастии с должностными лицами, не могут квалифицироваться по статьям о должностных преступлениях. Их действия, противоречащие интересам службы, носят характер должностного (служебного) проступка либо, при наличии соответствующих признаков, могут представлять собой самостоятельный состав какого-либо из преступлений, кроме должностного. Для них возможно наступление уголовной ответственности, например, за разглашение государственной тайны; утрату документов, содержащих государственную тайну; хищение имущества путем присвоения, растраты, мошенничества; нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений; получение незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения; похищение или повреждение документов, штампов, печатей, бланков, совершенное из корыстных побуждений; подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков; самоуправство и другие.
Между юридической ответственностью за нарушение уголовных и некоторых административных запретов и юридической ответственностью как принудительным исполнением позитивной обязанности имеется существенное, даже принципиальное, различие. При нарушении этих запретов, как правило, речь идет не о принуждении к исполнению конкретной неисполненной обязанности (это сделать уже невозможно), а об исполнении новой обязанности претерпеть наказание за содеянное, о личных и имущественных ограничениях, об общей и специальной превенции [37 Общая превенция состоит в достижении и обеспечении стимуляции нормативно закрепленного поведения (нормативное поощрение), специальная превенция - в применении собственно мер ответственности (социального карающего воздействия) к нарушителю нормы закона. См. : Ответственность в управлении.... С. 171. ], о перевоспитании и т. д. Эти черты уголовной, административной и отчасти дисциплинарной ответственности не следует переносить на имущественную ответственность, основное назначение которой - заставить выполнить нарушенную обязанность и восстановить имущественное положение потерпевшего. [38 Братусь С. Н. Указ. соч. С. 119-120. ] Имущественная ответственность представляет собой один из видов юридической ответственности со всеми свойственными ей признаками. Но если дисциплинарная, административная, уголовная ответственность носят карательный, то имущественная - правовосстановительный характер. Кроме того, применение мер имущественной ответственности к должностным лицам имеет существенную особенность, вытекающую из их служебного статуса. Дело в том, что гражданское законодательство, согласно ст. 2 Гражданского кодекса, не применяется к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой. Если субъектами дисциплинарной, административной, уголовной ответственности являются физические лица - граждане, рабочие, служащие, должностные лица, то субъектами имущественной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица. Однако применительно к отношениям, возникающим в сфере управления, субъектом имущественной ответственности может быть только юридическое лицо, а не должностные лица, рабочие, служащие или граждане. [39 Ответственность в управлении.... С. 233. ]Налицо случай несовпадения в одном лице непосредственного причинителя вреда и субъекта ответственности. Эта правовая коллизия разрешается следующим образом. Выработанное наукой гражданского права и многолетней судебной практикой положение о том, что государство отвечает за действия не только государственного органа, но и любого должностного лица этого органа, законодательно закреплено в ст. 1069 Гражданского кодекса. Как нами уже было отмечено, государство отвечает за свое должностное лицо вследствие того, что будучи особым образом организованным коллективом людей, оно проявляет себя через деятельность своих структурных подразделений, должностных лиц и просто работников - государственных служащих. “Должностное лицо, осуществляя свои полномочия, действует не как индивид, а как полномочный представитель организации, и его действия влекут юридические последствия для нее - они признаются действиями организации” [40Бахрах Д. Н. Индивидуальные субъекты административного права//Государство и право. 1994. №3. С. 16. ]. Если в результате действий должностного лица причинен вред (будь то сотруднику государственного учреждения, постороннему гражданину или сторонней организации), предполагается, что вред причинен самим государством. Субъектом правоотношений в подобных случаях является государство, а не должностное лицо, выступающее от его имени.
Безусловно, совершая правонарушение, должностное лицо имеет возможность выбора между противоправным и правомерным поведением. [41 См. : Ребане И. А. Указ. соч. С. 25. ]В то же время, как указывал Ф. Энгельс, “человек только в том случае несет полную ответственность за свои поступки, если он совершил их, обладая полной свободой воли” [42 Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 21. ]. Состоя в трудовых отношениях с государством, неся службу, сопряженную с известными ограничениями, должностное лицо, фактически, жертвует своей свободой. Следует также иметь в виду, что жалование (заработок) работника государственного органа является его единственным источником дохода. Поэтому государство обязано отвечать за действия своих должностных лиц, как за свои собственные, а не за чужие, в связи с чем оно не вправе предъявить к виновному должностному лицу регрессный гражданско-правовой иск [43 Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР. М. , 1982. С. 523. ], вернее право на предъявление к лицу, причинившему вред, обратного требования (регресса), оговоренное ст. 1081 Гражданского кодекса, должно истолковываться, на наш взгляд, как возможность предъявления регрессного требования по нормам трудового законодательства (ст. ст. 119-122 КЗоТ Российской Федерации). Подлежащий возмещению ущерб по регрессному требованию определяется на общих основаниях, то есть в ограниченном или полном объеме. Вопрос об удовлетворении регрессных исков разрешается судом. [44 Комментарий к Кодексу Законов о труде Российской Федерации.... С. 183. ] Напротив, ущерб, причиненный работником не при исполнении трудовых обязанностей в свободное от работы или рабочее время, подлежит возмещению непосредственно виновным лицом по нормам гражданского законодательства, что исключает ответственность организации-работодателя за этот ущерб, а следовательно, и регрессную ответственность работника перед работодателем, в связи с отсутствием у него прямого действительного ущерба.
Таким образом, имеются юридические основания, позволяющие выделить особую разновидность имущественной ответственности, носящую в трудовом праве название материальной. Если по характеру правового воздействия материальная ответственность родственна имущественной ответственности, то отличительной чертой ее является состояние субъекта ответственности в трудовых отношениях с организацией-работодателем, влекущее ограничение применения мер материального воздействия. Так или иначе, выделение материальной ответственности в самостоятельный вид юридической ответственности позволяет применять ее к должностным лицам, нанесшим ущерб государству, в независимости от того, привлекаются ли они за данный проступок к другим видам ответственности. [45См. : Комментарий к Кодексу Законов о труде. М. , 1996. С. 108, 140; Ответственность в управлении.... С. 234. ]
Информация о работе Персональная ответственность в государственном управлении