Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:24, курсовая работа
Любые общественные издержки, будь то бедность или преступность, есть издержки общественной организации, издержки организации общественных институтов, каковыми являются государство и государственный аппарат. Возникнув на заре цивилизации из взаимного влечения людей к общежитию, государство давно перестало быть частью гражданского общества. Отчуждение проявляется тем сильнее, чем слабее организация государственной власти.
Особая роль в осуществлении государственной власти принадлежит государственному аппарату.
Введение
Раздел 1. Сущность персональной ответственности в государственном управлении Раздел 2. Виды и особенности применения мер юридической ответственности к индивидуальным субъектам государственного управления
Раздел 3. Характеристика иных видов персональной ответственности Заключение
Список источников и использованной литературы
Материальная ответственность государственного служащего за ущерб, причиненный государству при исполнении трудовых обязанностей, является одним из важных средств защиты государственной собственности. Материальная ответственность наступает за служебный проступок, причинивший материальный ущерб организации, выражается в возмещении виновным служащим причиненного им вреда. Материальная ответственность, как правило, бывает ограниченной, когда служащие, по вине которых причинен ущерб, несут ее в размере прямого ущерба, но не более своего среднего месячного заработка. Полная материальная ответственность означает, что ущерб возмещается в полном размере. К материальной ответственности виновные привлекаются либо администрацией, либо по ее иску судом. [46 Бахрах Д. Н. Административное право.... С. 119-120. ]
На основании
вышеизложенного можно сделать
вывод о том, что особенности
применения мер юридической
Если термины
“наказание”, “кара” и применяются
только в уголовном законодательстве,
то это совсем не означает, что обозначаемые
ими понятия чужды другим отраслям.
Условия жизни общества, частные,
общественные и государственные
интересы охраняются всей системой права,
законодательством всех отраслей, а
не только уголовным. Всякая юридическая
ответственность есть наказание
как реакция на нарушение интересов,
охраняемых правом любой отрасли.
Раздел 3
Характеристика иных видов персональной
ответственности
Юридическая ответственность не обладает всеми чертами и качествами социальной ответственности. [49Варул П. А. , Салумаа Э. Э. Юридическая ответственность и гражданский процесс// Юридическая ответственность: проблемы и перспективы.... С. 219. ]И это не случайно, ибо общественные отношения настолько сложны и разнообразны, что право имеет возможность охватить своим регулированием только малую их часть. Поэтому в системе социальной ответственности юридическая ответственность выступает только ее видом. Наряду с юридической ответственностью также различают политическую и моральную разновидности социальной ответственности. Сферой применения политической ответственности является политическая деятельность. С юридической точки зрения, политическая ответственность институт скорее обычного права, регулирующий отношения приобретения, удержания и передачи власти. В праве политически господствующий класс, или, если угодно, политическая элита, стремится закрепить свое исключительное положение. Но так как политика - область целесообразного, возникает острейшая проблема ответственности правящих кругов за общественно приемлемое осуществление политики. Одним из важнейших средств согласования воли народа и планов административного аппарата является постоянно функционирующая политическая ответственность. Ввиду того, что в России до сих пор не сложились политические традиции, становление института политической ответственности сопряжено с большими трудностями.
В юридической науке
власть исследуется преимущественно
как объективная категория. Но власть
проявляется также как
Используемый нами
термин “конституционная ответственность”
совершенно не означает, что речь идет
о всякой ответственности за нарушение
Конституции или вообще любых
норм конституционного права, либо о
всякой ответственности, упомянутой в
Конституции. Известно, что нормы
конституций и других источников
конституционного права регулируют
весьма обширные по масштабам общественные
отношения и многие из них обеспечены
санкциями норм других отраслей права.
Нарушение конституционных
С другой стороны, конституционную
ответственность можно
Мерой политической
и конституционной
Подчеркнем, что
субъектом конституционной
Проблема подобного рода возникла с приобретением субъектами Российской Федерации равного статуса, закрепленного ч. 1 ст. 5 Конституции, и установлением обязательной выборности высших государственных должностей субъектов Российской Федерации. Впервые такое условие функционирования исполнительных органов государственной власти субъектов федерации, как выборность глав администраций, было закреплено в ч. 2 ст. 36 закона Российской Федерации “О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации” от 5 марта 1992 г. Ввиду того, что решение вопроса о назначении выборов глав администраций краев, областей, городов федерального значения, автономных округов, автономной области зависело от Президента Российской Федерации, процесс, естественно, по политическим соображениям, несколько затянулся. В соответствии со ст. 3 федерального закона “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации” выборы глав исполнительных органов государственной власти субъектов федерации должны быть завершены не позднее декабря 1996 г. Легитимация высшего должностного лица субъекта федерации путем непосредственного избрания населением, безусловно, создаст ощутимые препятствия для назначения ответственности за допущенные им нарушения Конституции Российской Федерации и неисполнение федеральных законов. С углубляющимся экономическим кризисом и повсеместно растущими антимосковскими настроениями, это обстоятельство станет дополнительным фактором децентрализации России. Уже сегодня нам приходится констатировать независимость национальных республик в составе Российской Федерации и бесконтрольность (читай - безответственность) их политических лидеров.
С нашей точки
зрения, персональная ответственность
высших должностных лиц субъектов
федерации является одним из главных
атрибутов суверенной власти федерального
правительства на всей территории страны.
Поэтому игнорирование этого
совершеннейшего механизма
Согласно ст. 78 Конституции,
осуществление полномочий федеральных
органов государственной власти
на всей территории России обеспечивают
Президент и Правительство
Поэтому у нас сложилось впечатление, что полномочия по установлению ответственности для высшего должностного лица субъекта федерации окончательно переданы субъектам федерации на самостоятельное усмотрение. Проследим на примере Хабаровского края, каким образом решается проблема политической ответственности высшего должностного лица субъекта федерации. Во-первых, в ст. 34. 1 Устава Хабаровского края оговорен неприкосновенный статус высшего должностного лица Хабаровского края - Главы Администрации на всей территории края. По аналогии с институтом депутатской неприкосновенности это должно означать, что Глава Администрации не может быть привлечен к ответственности без соблюдения установленной законом процедуры лишения такой неприкосновенности. Проект Закона Хабаровского края “Об Администрации Хабаровского края” устанавливает, что вопрос о лишении неприкосновенности Главы Администрации решается по представлению прокурора края квалифицированным большинством голосов депутатов Законодательной Думы края. Однако, подобная формулировка прямо противоречит федеральному законодательству. Разработчики законопроекта, видимо, упустили из виду, что Глава Администрации по должности является членом Совета Федерации Федерального Собрания, и вопрос о лишении его неприкосновенности может быть решен только с согласия Совета Федерации. Во-вторых, в ст. 37. 3 Устава края предусмотрена возможность отрешения высшего должностного лица Хабаровского края от должности в случае нарушения Конституции Российской Федерации и законов. Несколько подробнее процедура отрешения от должности описана в проекте Закона “Об Администрации края”. Факт нарушения Главой Администрации Конституции Российской Федерации или неоднократного (более двух раз в течение одного года) нарушения федеральных законов, Устава и законов Хабаровского края должен быть подтвержден заключением Конституционного Суда Российской Федерации или краевого суда, соответственно. По получении официальных документов, принимается постановление об отрешении Главы Администрации от должности, что, фактически, означает вынесение решения простым большинством голосов депутатов представительного органа. Это положение не может не вызывать справедливые возражения, ибо, насколько бы серьезным не было основание для привлечения Главы Администрации к политической ответственности, отрешение от должности высшего должностного лица субъекта федерации, кстати, избираемого населением края, требует более серьезных процессуальных гарантий законности при вынесении соответствующего решения. К месту сказать, краевые законы часто грешат такого рода условностями и неточностями. Невнимательность, а, в отдельных случаях, прямой умысел депутатов почтеннейшего собрания, подрывают авторитет законодательного органа государственной власти, призванного контролировать деятельность исполнительной власти, служить административным органам образцом для подражания. На наш взгляд, происходящий под знаменем народно-освободительного движения от влияния Москвы, процесс распада России [56 который приобрел крайнюю форму в Чеченской Республике. ]вызван местническими корыстными интересами региональных лидеров и группировок, почувствовавших вкус бесконтрольной власти, но никак не самого народа. Негативные последствия децентрализации российского государства, обособления региональных элит, в силах разрешить только институт персональной политической ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации перед Конституцией, народом и собственной совестью.
Информация о работе Персональная ответственность в государственном управлении