Понятие, виды и административно-правовой статус органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Местное самоуправление по природе своей предназначено для удовлетворения местных нужд населения, т.е. для решения вопросов местного значения. Отсутствие местного самоуправления ведет к тому, что этими местными вопросами придется заниматься государству, его органам, что оно вряд ли сможет делать эффективно, как показывает весь предшествующий опыт и российской, и зарубежной истории. Из этого следует, что при построении взаимоотношений с местным самоуправлением государство должно создать условия для его развития и активной деятельности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………… ……….... 3
1. История формирования этапов местного самоуправления …..………..4
2. Система местного самоуправления ……………...……………...…….…. 8
3. Основные понятия и принципы местного самоуправления …..............14
Заключение……………………………… ………………………………........19
Список источников и литературы ……………………………...................21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по ГМУ и администр. праву.docx

— 56.40 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный  университет»

Кафедра государственного и административного права

 

 

 

КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

Административное  право

на тему:

«Понятие, виды и административно-правовой статус

органов местного самоуправления»

 

 

 

 

Выполнил: студентка гр. Б761002в   Бирживая Е.В.

 

Проверил:     доц.         Гришин С.Г.

 

 

 

 

 

 

Тула 2013

 

Содержание

 

Введение  ……………………………………………………………… ……….... 3 

1. История формирования этапов местного самоуправления …..………..4

2. Система  местного самоуправления ……………...……………...…….…. 8

3. Основные понятия и принципы местного самоуправления …..............14

Заключение………………………………  ………………………………........19

Список источников и литературы ……………………………...................21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами. Президент России В.В. Путин обозначил работу по развитию местного самоуправления в качестве одной из приоритетных задач государства – «местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху».

Конституция Российской Федерации 1993 года признала и гарантировала  местное самоуправление, за прошедшее  с тех пор время были созданы  законодательные основы местного самоуправления (принятие федеральных законов в 1995 и 2003 гг.), сформирована его финансово-экономическая  база, накоплен огромный общественно-политический опыт работы муниципальных образований.

Самоуправление, являясь  средством вовлечения каждого индивида в социально-экономическое регулирование  посредством самоорганизации субъектов  хозяйствования и населения, позволяет  учитывать, координировать и реализовывать  многообразие их интересов, удовлетворять  социально-культурные и социально-бытовые  потребности за счет средств и  ресурсов хозяйствующих субъектов, территориальных образований, а  также государства. Местное самоуправление, повышая активность населения в  решении важных проблем жизнедеятельности, способно придать развитию общества дополнительные внутренние стимулы  самодвижения, ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса.

Сейчас правовое положение  исполнительных органов местного самоуправления определяется: общепризнанными принципами и нормами международного права  и международными договорами Российской Федерации; нормативно-правовыми актами федерального уровня; нормативными правовыми  актами субъектов РФ; нормативными правовыми актами, принимаемыми населением и органами местного самоуправления.

Принципиально новый подход к государственному устройству России поставил и значительное число новых  вопросов. Недостаточная урегулированность взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления относится к числу наиболее острых проблем формирования государственного устройства Российской Федерации, соответствующего требованиям действующей Конституции РФ. В рамках названной проблемы одним из самых серьезных и актуальных является вопрос реализации органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, которые, наряду с вопросами местного значения, и формируют компетенцию муниципальной власти в Российской Федерации.

Формирование всех систем муниципального управления связано  с двумя основными общественными  проблемами: '' вертикальной'' организацией власти и ее взаимосвязями с различными городскими и сельскими общинами, с местным населением различных  видов поселения. В классовом  обществе местное самоуправление (муниципальное  управление) является тем звеном государственно-административных отношений, которое обеспечивает исполнение государственных правовых актов  в интересах местного населения  и самими населением в различных  организационно-правовых формах. Местное  самоуправление - это автономная деятельность само организовавшегося населения.

 

  1. ИСТОРИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

В той или иной мере самоуправление в России существовало на всем протяжении ее истории. При этом немаловажным обстоятельством  является то, что, как и в настоящее  время, государство сознательно  шло на возрождение самоуправления в периоды кризиса государственной  власти, принуждаемое неизбежной необходимостью проведения реформ. Обращаясь к истории  Российского государства, мы можем  проследить основные этапы становления  и развития самоуправления в России для учета и дальнейшего использования  исторического опыта при определении  и уточнении целей и задач, которые должны решаться сегодня  государством и обществом.

Вся история местного самоуправления в России может быть разделена  на два больших периода: Первый охватывает время становления и развития общинного строя у славян, объединение производственных общин в союзы общин и городские поселения, разделение власти на центральную и местную. Второй период связан с образованием и развитием государства и принятием христианства на Руси.

Этапы формирования местного самоуправления в России.

Местное самоуправление Древней  Руси: в это время имели место до государственные формы развития самоуправления, то есть речь идет о зарождении общинного местного самоуправления. Самоуправление существовало у древних славян еще при родовом устройстве. Местное же самоуправление зарождается там и тогда, где и когда появляются союзы общин, объединившихся на основе экономических и политических интересов на определенной территории и образовавших вертикальное соподчинение власти.1

 Местное самоуправление в 988-1785 годах: данный период начинается с принятия христианства на Руси и продолжается до конца XVIII в. В это время местное самоуправление в России существовало в форме производственных и территориальных общин. Люди, объединившиеся в общины на основе трудовой деятельности, собственности и несения повинностей, принимали непосредственное участие в управлении общественными делами. Ремесленные цехи, купеческие гильдии, товарищества, другие корпоративные единицы, характеризуются сословным, производственным, территориальным единством, выступают в качестве первичных ячеек, являются самой органичной и естественной основой местного самоуправления.

Местное самоуправление в 1785-1917 г. г.: данный период охватывает местное самоуправление городов, крестьянское и земское самоуправление, развившиеся в период становления в России капитализма. Самым большим его недостатком было сохранение сословного принципа формирования.

Местное государственное  управление в 1917-1990 г. г.: в советский период отечественной истории под органами местного самоуправления необходимо понимать местные государственные органы публичной власти, обладавшие независимостью в решении вопросов местного значения по отношению к центральным органам государственной власти.

Местное самоуправление современной  пореформенной России в период с 1990 по 1995 г. г.: с принятием в 1993 году новой Конституции РФ, закрепившей право населения на осуществление местного самоуправления, в стране начался реальный процесс его реформирования.2 Сейчас можно с уверенностью сказать, что в основных чертах этот институт народовластия у нас создан. На федеральном уровне и практически во всех субъектах Федерации имеется законодательная база, устанавливающая статус и правовой режим самоуправления. Определены территории местных сообществ, уточнена система муниципальных образований. Фактически завершено структурирование органов местного самоуправления.

                       

 

2.СИСТЕМА МЕСНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Система местного самоуправления представляет собой совокупность форм прямого  волеизъявления граждан, органов местного самоуправления, других организационно-правовых форм осуществления местного самоуправления, посредством которых население  муниципального образования реализует  признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ власть, решает вопросы местного самоуправления, исходя из своих собственных  интересов, исторических и местных  традиций.3

Существуют следующие  формы непосредственного осуществления  населением местного самоуправления:

1) местный референдум;

2) муниципальные выборы;

3) голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного  должностного лица местного самоуправления;

4) голосование по вопросам изменения  границ, преобразования муниципального  образования;                                                                                                                                             5) сход граждан и др.

Формами участия  населения в осуществлении местного самоуправления являются:

1) правотворческая инициатива граждан;

2) территориальное общественное  самоуправление;

3) публичные слушания;

4) собрание граждан;

5) конференция граждан (собрание  делегатов);

6) опрос граждан;

7) обращения граждан в органы  местного самоуправления и др.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:

    1. представительный орган муниципального образования;
    2. глава муниципального образования;
    3. местная администрация;
    4. контрольный орган муниципального образования;
    5. избирательная комиссия муниципального образования;
    6. депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления;
    7. иные органы местного самоуправления.

В соответствии с федеральным законом существуют следующие основные варианты структуры  органов местного самоуправления:

    1. представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту;
    2. представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию;
    3. представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту.

В муниципальном районе допускается  такой вариант структуры органов  местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется  из глав и делегатов представительных органов поселений.

В сельских поселениях глава муниципального образования может независимо от способа его избрания возглавлять  и местную администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования является главой местной  администрации и избирается населением, а функции представительного органа осуществляются сходом граждан.

Таким образом, систему местного самоуправления составляют различные формы волеизъявления граждан в совокупности с осуществлением населением своей власти через органы местного самоуправления, а также  другие организационно-правовые формы  его осуществления.

                    

2.1 Структура местного  самоуправления

 

Федеральный закон “Об  общих принципах организации  местного самоуправления” от 06.10.2003 № 131-ФЗ в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и осуществляющая под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.4

Информация о работе Понятие, виды и административно-правовой статус органов местного самоуправления