Понятие, виды и административно-правовой статус органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Местное самоуправление по природе своей предназначено для удовлетворения местных нужд населения, т.е. для решения вопросов местного значения. Отсутствие местного самоуправления ведет к тому, что этими местными вопросами придется заниматься государству, его органам, что оно вряд ли сможет делать эффективно, как показывает весь предшествующий опыт и российской, и зарубежной истории. Из этого следует, что при построении взаимоотношений с местным самоуправлением государство должно создать условия для его развития и активной деятельности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………… ……….... 3
1. История формирования этапов местного самоуправления …..………..4
2. Система местного самоуправления ……………...……………...…….…. 8
3. Основные понятия и принципы местного самоуправления …..............14
Заключение……………………………… ………………………………........19
Список источников и литературы ……………………………...................21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по ГМУ и администр. праву.docx

— 56.40 Кб (Скачать файл)

Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным  законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов  Российской Федерации, законами субъектов  Российской Федерации. Законодательное  регулирование субъектами Российской Федерации вопросов местного самоуправления осуществляется в соответствии с  Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции Российской Федерации и настоящему Федеральному закону, ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления. В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, положениям Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона применяются положения Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона.

Граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. Граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

                                         

2.2 Органы местного самоуправления

 

1. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Численный состав представительного  органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

В исключительном ведении  представительных органов местного самоуправления находятся:

    1. принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
    2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
    3. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
    4. установление местных налогов и сборов;
    5. установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
    6. контроль над деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.    

В отдельных поселениях уставом  муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена  возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.5

2. Исполнительный орган  - уставом муниципального образования  могут быть предусмотрены должность  главы муниципального образования  - выборного должностного лица, возглавляющего  деятельность по осуществлению  местного самоуправления на территории  муниципального образования, а  также должности иных выборных  должностных лиц местного самоуправления. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно, а также представительному органу местного самоуправления.

В уставе муниципального образования  помимо представительных органов и  выборных должностных лиц местного самоуправления могут быть предусмотрены  и иные органы местного самоуправления, и должностные лица местного самоуправления.

Наименование органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления, порядок  формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных  образований в соответствии с  законами субъектов Российской Федерации.

Образование органов местного самоуправления, назначение должностных  лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и  виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных  актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с  законами субъектов Российской Федерации.

                                       

2.3 Организация  местного самоуправления

 

Местное самоуправление осуществляется населением в пределах муниципального образования. Муниципальное образование - это городское, сельское поселение, в пределах которого осуществляется местное самоуправление, имеются  муниципальная собственность, местный  бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Территории муниципальных  образований устанавливаются с  учетом исторических и иных местных  традиций. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к  ним земли общего пользования, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности  и целевого назначения. Изменение  и установление границ муниципального образования осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной  власти субъекта Российской Федерации. При изменении границ муниципального образования обязателен учет мнения населения соответствующих территорий.

Важным условием для осуществления  местного самоуправления в муниципальном  образовании является наличие устава муниципального образования. Федеральный  закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает  круг вопросов, которые должны обязательно  содержаться в уставе муниципального образования:

1) границы и состав  территории муниципального образования;

2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального  образования;

3) формы, порядок и гарантии  непосредственного участия населения  в решении вопросов местного  значения;

4) положения, касающиеся  органов местного самоуправления  и их должностных лиц: структура  и порядок формирования, наименование, срок полномочий, основания и  виды ответственности, порядок  отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения; статус, социальные гарантии должностных лиц; условия и порядок организации муниципальной службы;

5) экономическая и финансовая  основа осуществления местного  самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной  собственностью;

6) другие положения об  организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления в соответствии  с законами Российской Федерации  и законами субъектов Российской  Федерации.

 

 

3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

3.1 Понятие местного самоуправления

 

    Местное или  муниципальное самоуправление возникло  из родовой общины, то есть  первичной ячейки человеческого  общества. Объединенные своими суровыми  условиями жизни, люди были  вынуждены добывать пищу и  выполнять ряд других функций  совместно. Отсюда и возникли  определенные правила организации  совместной жизни, ограничивающие  интересы каждого человека во  имя групповых совместных интересов.  Объединение диктовалось также  необходимостью передачи знаний  и навыков от поколения к  поколению. И в таких условиях  власть получили старейшины родов  (общин), обладающие знаниями и  жизненным опытом. Такая подобная  организация людей и начала  означать своеобразный зачаток  самоуправления. Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления устанавливать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках действующего закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Как мы знаем, это право  осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов. Также у советов  или собраний могут быть подотчетные  им исполнительные органы. Это положение  не исключает обращения к собраниям  граждан, референдуму или любой  другой форме прямого участия  граждан там, где закон это  допускает.            Из вышесказанного можно сделать  вывод, что местное самоуправление в Российской Федерации является признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная  и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно  или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

В Российской Федерации местное  самоуправление является формой осуществления  народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность  решение населением непосредственно  и через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

В отличие формулировок российских законов от Европейской хартии местного самоуправления состоит в том, что  в Хартии особо выделяется деятельность органов местного самоуправления с  возможностью обращений к собраниям  граждан и другим формам прямой демократии,6 тогда как российское законодательство упоминает, прежде всего, само население и уж затем - органы местного самоуправления. В то же время Европейская хартия говорит не только о праве, но и о реальной способности органов местного самоуправления решать местные вопросы. Именно реальная способность, прежде всего экономическая и финансовая, служит главным слабым местом в российском местном самоуправлении.

       Как мы знаем, что в демократическом правовом государстве разделение властей происходит не только по горизонтали - на законодательную, представительную и судебную ветви, но и по вертикали - на центральную и местную власть. В федеративном государстве такое разделение еще более дифференцируется: выделяются три уровня власти - центральная (федеральная), региональная (субъектов федерации) и местная власть. Так вот наличие местных органов власти обусловливается тем, что центральная власть не в состоянии эффективно решать разноуровневые местные проблемы. Централизованный подход в управлении не может учесть всех особенностей и трудностей большого количества местных сообществ, поэтому общепринятым в настоящее время является предоставление местным сообществам определенной автономии в решении внутренних дел. Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Также существует два главных  подхода к определению местного самоуправления. Теория местного самоуправления исходит из полного отделения  друг от друга государственной власти и местного самоуправления. Содержанием  деятельности местного самоуправления являются местные интересы и задачи - неотъемлемое право населения соответствующих  территорий. Как мы узнали из источников, что общественная теория местного самоуправления была характерна для первой половины XIX в. Во второй половине XIX в. возобладала «государственная» теория местного самоуправления, согласно которой местное самоуправление - это форма децентрализации государственной власти, осуществление по поручению государства в рамках, установленных государством, управления «местными делами» с использованием органов, которые формируются при непосредственном участии жителей соответствующих территорий. А вот государственная теория получила широкое значение в конституционно-правовом регулировании местного самоуправления в различных странах. Данный подход нашел свое отражение и в принятой Советом Европы Европейской хартии местного самоуправления как документе, отражающем современные общедемократические стандарты регулирования местного самоуправления.

Информация о работе Понятие, виды и административно-правовой статус органов местного самоуправления