Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:36, курсовая работа
Местное самоуправление по природе своей предназначено для удовлетворения местных нужд населения, т.е. для решения вопросов местного значения. Отсутствие местного самоуправления ведет к тому, что этими местными вопросами придется заниматься государству, его органам, что оно вряд ли сможет делать эффективно, как показывает весь предшествующий опыт и российской, и зарубежной истории. Из этого следует, что при построении взаимоотношений с местным самоуправлением государство должно создать условия для его развития и активной деятельности.
Введение ……………………………………………………………… ……….... 3
1. История формирования этапов местного самоуправления …..………..4
2. Система местного самоуправления ……………...……………...…….…. 8
3. Основные понятия и принципы местного самоуправления …..............14
Заключение……………………………… ………………………………........19
Список источников и литературы ……………………………...................21
Конституционное законодательство Российской Федерации, больше тяготеет к общественной теории местного самоуправления. Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление определяют как признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Определение понятия местного
самоуправления во многом обусловлено
избранной государством теорией
или совокупностью теорий этого
института публичной власти. Сама
же теория местного самоуправления формируется
на основе имеющегося практического
опыта как отдельно взятого государства,
так и группы государств. В свою
очередь на основе теорий местного
самоуправления формируются концепции
местного самоуправления. В научной
и учебной литературе обосновываются
различные точки зрения относительно
концепций местного самоуправления.
Если рассматривать эти точки
зрения с позиций взаимоотношений
между органами местного самоуправления
и органами государственной власти,
а также участия местного самоуправления
в осуществлении
1) Англо-саксонская модель муниципального управления (модель существует в Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии и т.д.). Муниципальное управление освобождается от влияния государственных органов и осуществления государственных функций. Концепция построена на общественной теории местного самоуправления, объединившей теорию свободной общины, хозяйственную теорию, а также частично юридическую теорию. Применительно к англо-саксонской концепции местное самоуправление целесообразно определить следующим образом. Местное самоуправление - это местная публичная власть, реализуемая в рамках закона на территории соответствующего муниципального образования непосредственно, а также формируемыми ими органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления без вмешательства центральных органов власти на основе реальной материально-финансовой базы в целях решения задач местного значения. Надо отметить, что система местного самоуправления по конституции Российской Федерации очень много “впитала” в себя черт англо-саксонской модели муниципального управления.
2) Европейская континентальная модель муниципального управления. Муниципальное управление ориентировано на реализацию государственных функций, построена на основе государственной теории самоуправления. Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством. Местное самоуправления - это установленная государством в законах местная публичная власть, реализуемая в рамках закона на территории соответствующего муниципального образования, органами и должностными лицами местного самоуправления на основе реальной материально-финансовой базы, в целях решения задач местного значения и выполнения значительной части государственных дел с учетом интересов населения.
Термин “самоуправление" появился в Англии в XVII века и означал, прежде всего, состояние английского народа, самоуправляющегося с помощью парламента и местных представительных органов.
Для осуществления местного самоуправления на территории нужны определенные условия:
Возможность и необходимость
создания органов местного самоуправления
предусмотрена Конституцией РФ (ст.131,
п.1) и федеральным законом “Об
общих принципах организации
местного самоуправления в РФ” (ст.14,
п.6). Причем как принцип местного
самоуправления федеральное законодательство
закрепляет норму, в соответствии с
которой структура органов
Местнoе самоуправление - это самостоятельная деятельность граждан (под свою ответственность и в соответствии с законодательством) по регулированию, управлению и решению непoсредственно или через формируемые ими органы местного самоуправления, значительной части вопросов местного значения в интересах населения данной территории, с учетом развития всего общества.
3.2 Принципы местного самоуправления
Принципы местного самоуправления - это закрепляемые Конституцией РФ, федеральными законами, обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами и обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных образований.
Основополагающим актом, закрепляющим принципы местного самоуправления, является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 18).
Под общими принципами местного самоуправления понимаются принципы деятельности населения и его представителей (органов местного самоуправления) по решению вопросов местного значения, реализации иных полномочий, отнесенных к ведению местного самоуправления Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также актами, принятыми в соответствии с ними.
В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Для них характерно следующее:
1) они предопределяют единые
основы построения и
2) являясь теоретической основой
муниципального строительства,
3) они выступают в качестве
критерия оценки действующей
системы местного
4) отражая сущностные признаки
и черты местного
Принципы местного самоуправления получили правовое закрепление в Европейской Хартии местного самоуправления, которая служит правовым фундаментом для муниципального законодательства стран - членов Совета Европы.
Конституция Российской Федерации, Федеральный
закон «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
федерации», основываясь на положениях
Европейской Хартии о местном самоуправлении,
закрепляют общие принципы местного
самоуправления, присущие
всей системе местного самоуправления
в Российской Федерации.
В рамках данных принципов
осуществляется регулирование
особенностей организации
местного самоуправления в приграничных
территориях, закрытых административно-
Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов муниципальной работы.
Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов муниципальной работы.
Системный и взаимосвязанный
анализ соответствующих
Первая из них призвана
гарантировать реализацию закрепленных
в Конституции основ
Вторая группа норм должна обеспечить осуществление ряда положений Конституции, составляющих основы конституционного строя Российской Федерации и гарантирующих права и свободы человека и гражданина. К ней относятся конституционные положения об обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст.2); о праве народа осуществлять свою власть через органы местного самоуправления (ч.2 ст.3); о запрете кому бы то ни было присваивать власть в Российской Федерации (ч.4 ст.3); о праве граждан Российской Федерации участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей (ч.1 ст.32); о праве граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ч.2 ст.32).
К общим принципам местного самоуправления относятся:
1) самостоятельность решения населением вопросов местного значения;
2) организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;
3) сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан;
4) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;
5) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
6) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;
7) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
8) законность в организации и деятельности местного самоуправления;
9) гласность деятельности местного самоуправления;
10) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;
11) государственная гарантия местного самоуправления.
Принципы местного самоуправления — это обусловленные природой местного самоуправления, коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.
Заключение
Местное самоуправление по природе
своей предназначено для
Реальное, а не фиктивное местное
самоуправление оказывает позитивное
воздействие на государственную
власть. Во-первых, формируемые непосредственно
населением и из "своего круга"
органы и должностные лица местного
самоуправления знают все местные
проблемы, принимают на себя обязательства
по их решению и несут
Информация о работе Понятие, виды и административно-правовой статус органов местного самоуправления