Понятие должностного лица по административному праву. Административная ответственность должностных лиц
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 22:32, курсовая работа
Краткое описание
Служба в ОВД является разновидностью государственной службы. Ей присущи все основные черты государственной службы, однако она имеет и свои особенности, обусловленные характером задач и функций, осуществляемых ОВД, их должностными лицами. Исследования особенностей правового статуса должностных лиц этой системы органов имеет теоретическую и практическую значимость для совершенствования действующего законодательства и практики его применения.
Содержание
Введение Глава 1 Должностное лицо как субъект административного правонарушения. 1.1 Понятие должностного лица в административном праве. 1.2 Правовое регулирование ответственности должностного лица в административном праве. Глава 2 Административная ответственность должностных лиц. 2.1 Общие положения об административной ответственности должностных лиц. 2.2 Дисциплинарная и материальная ответственность должностных лиц. Заключение Список литературы
НОУВПО СИБИРСКИй институт бизнеса и информационных
технологий
Курсовая работа
дисциплина Административное право
Тема Понятие должностного лица
по административному праву. Административная
ответственность должностных лиц.
Выполнил
Адрес:
Группа:
Проверил(а):
Оценка:
Дата:
г. Омск -2014
Введение
Глава 1 Должностное лицо как субъект
административного правонарушения.
1.1 Понятие должностного лица
в административном праве.
1.2 Правовое регулирование ответственности
должностного лица в административном
праве.
Глава 2 Административная ответственность
должностных лиц.
2.1 Общие положения об административной
ответственности должностных лиц.
2.2 Дисциплинарная и материальная
ответственность должностных лиц.
Заключение
Список литературы
Введение
Никто не может, быть подвергнут
мере воздействия в связи с административным
правонарушением иначе, как на основаниях
и в порядке, установленных законодательством.
Для того, чтобы полнее раскрыть
понятие административной ответственности,
необходимо дать определение административного
правонарушения, которое влечет меры административной
ответственности.
Административным правонарушением
(проступком) признается посягающее на
государственный или общественный порядок,
права и свободы граждан, на установленный
порядок управления противоправное, виновное
(умышленное или неосторожное) действие
либо бездействие, за которое законодательством
предусмотрена административная ответственность.
Все правонарушения по степени
их общественной опасности подразделяются
на 2 вида: проступки и преступления.
Проступки – это такие правонарушения,
которые характеризуются меньшей
степенью общественной опасности
по сравнению с преступлениями
и посягают на отдельные стороны
правового порядка, существующего
в обществе (к ним относятся
дисциплинарные, административные
и гражданские правонарушения).
Самым опасным видом правонарушения
являются преступления. Они отличаются
от проступков повышенной степенью
общественной опасности и причиняют
более тяжелый вред личности,
государству, обществу.
В зависимости от характера
совершенного правонарушения различают
дисциплинарную, административную, материальную,
гражданскую и уголовную ответственность.
Дисциплинарная ответственность
заключается в наложении на виновное лицо
дисциплинарного взыскания властью руководителя
(начальника). Основными дисциплинарными
мерами являются выговор, замечание, увольнение
с работы и т.д.
Гражданско-правовая ответственность
вытекает из нарушения имущественных
и личных неимущественных прав
граждан и организаций. Результатом
ее наступления будет возмещение
вреда в формах, предусмотренных
санкциями гражданского права.
Уголовная ответственность обладает
наиболее жесткими мерами государственного
воздействия, которая применяется
в судебном порядке к лицу,
виновному в совершении преступления.
Административная ответственность
выражается в применении органами
исполнительной власти мер административного
воздействия к виновным лицам
(предупреждение, штраф, административный
арест).
Административная ответственность
за правонарушения, наступает, если
эти нарушения по своему характеру
не влекут за собой в соответствии
с действующим законодательством
уголовной ответственности.
Актуальность темы исследования: обусловлена
рядом причин. Объективные процессы, происходящие
в жизни российского государства и общества
требуют разработки многих положений
отечественного правоведения. Одной из
таких проблем является исследование
правового статуса должностного лица.
Разработка проблемы института государственной
службы и государственных служащих в юридической
литературе имеет богатую традицию, однако
теоретических работ, посвященных комплексному
изучению особенностей правового статуса
должностного лица практически нет. Вместе
с тем в действующем законодательстве
имеется немало нерешенных вопросов, связанных
с установлением, правовым оформлением
и регулированием государственно-служебных
отношений, что естественно оказывает
отрицательное воздействие на практику
деятельности, в частности, должностных
лиц ОВД.
Служба в ОВД является разновидностью
государственной службы. Ей присущи все
основные черты государственной службы,
однако она имеет и свои особенности, обусловленные
характером задач и функций, осуществляемых
ОВД, их должностными лицами.
Исследования особенностей
правового статуса должностных лиц этой
системы органов имеет теоретическую
и практическую значимость для совершенствования
действующего законодательства и практики
его применения.
Глава 1 Должностное лицо как субъект
административного правонарушения.
1.1 Понятие должностного лица
в административном праве.
Должность - понятие, которое
определяет круг служебных обязанностей,
права и пределы ответственности государственного
служащего, требования к его профессионально-квалификационной
подготовке. Она отображает содержание
выполняемой служащим работы, определяет
его правовое положение.
В Российском законодательстве
нет единого определения понятия должностное
лицо. Определение должностного лица,
данное в уголовном законодательстве
(ст. 285 УК РФ), не имеет универсального
характера. Оно распространяется лишь
на деяния, предусмотренные главой 30 УК
РФ "Преступления против государственной
власти, интересов государственной службы
и службы в органах местного самоуправления:
Должностное лицо в статьях
настоящей главы признаются лица, постоянно,
временно или по специальному полномочию,
осуществляющие функции представителя
власти либо выполняющие организационно-распорядительные,
административно-хозяйственные функции
в государственных органах, органах местного
самоуправления, государственных и муниципальных
учреждениях, а также в вооруженных силах
Российской Федерации, других войсках
и воинских формированиях Российской
Федерации.
Это определение трудно признать
удачным, потому что такие признаки, как
«представитель власти», административно-хозяйственные
обязанности», «организационно-распорядительная
деятельность», через которые раскрываются
данные понятие, сами недостаточно четко
определены.
В данном вопросе важным будет
отметить уточнение Пленума Верховного
Суда СССР от 30 марта 1990 г .:
а) к представителям власти
относятся работники государственных
органов и учреждений, наделенные правом
в пределах своей компетенции предъявлять
требования, а также принимать решения,
обязательные для исполнения гражданами
или предприятиями, учреждениями, организациями
независимо от их ведомственной принадлежности
и подчиненности (народные депутаты, председатели,
их заместители и члены исполнительных
комитетов Советов народных депутатов,
судьи, прокуроры, следователи, арбитры,
работники милиции, государственные инспекторы
и контролеры, лесничие и др.);
б) под организационно-распорядительными
обязанностями следует понимать функции
по осуществлению руководства трудовым
коллективом, участком работы, производственной
деятельностью отдельных работников (подбор
и расстановка кадров, планирование работы,
организация труда подчиненных, поддержание
трудовой дисциплины и т.п.). Такие функции,
в частности, осуществляют руководители
министерств, ведомств, государственных,
кооперативных, общественных предприятий,
учреждений, организаций и их заместители,
руководители структурных подразделений
(начальники цехов, заведующие отделами,
лабораториями, кафедрами, их заместители
и т.п.), руководители участков работ (мастера,
прорабы, бригадиры);
в) под административно-хозяйственными
обязанностями следует понимать полномочия
по управлению или распоряжению государственным,
кооперативным или общественным имуществом:
установление порядка его хранения, переработки,
реализации, обеспечение контроля за этими
операциями, организация бытового обслуживания
населения и т.д. Такими полномочиями в
том или ином объеме обладают начальники
планово-хозяйственных, снабженческих,
финансовых отделов и служб и их заместители,
заведующие складами, магазинами, мастерскими,
ателье, ведомственные ревизоры и контролеры,
заготовители и др.
3. Наряду с лицами, выполняющими
постоянно или временно властные функции
либо организационно-распорядительные
или административно-хозяйственные обязанности
в силу занимаемой должности, субъектом
должностного преступления в соответствии
с законом могут быть также лица, которые
выполняют указанные обязанности в порядке
осуществления возложенных на них правомочными
на то органами или должностными лицами
специальных полномочий (общественные
контролеры и ревизоры, члены добровольных
народных дружин, члены товарищеских судов,
руководители зарегистрированных в установленном
порядке самодеятельных туристских и
экскурсионных групп, тренеры спортивных
обществ и команд и др.).
4. Не являются субъектом
должностного преступления те
работники государственных, кооперативных
и общественных организаций, предприятий,
учреждений, которые выполняют сугубо
профессиональные или технические
обязанности. Если наряду с осуществлением
этих обязанностей на данного
работника в установленном порядке
возложено и исполнение организационно-распорядительных
и административно-хозяйственных
функций, то в случае их нарушения
он может нести ответственность
за должностное преступление (например,
врач - за злоупотребление полномочиями,
связанными с выдачей листков
нетрудоспособности или с участием
в работе ВТЭК, призывных комиссий;
преподаватель - за нарушение обязанностей,
возложенных на него как на
члена квалификационной или экзаменационной
комиссии; учитель или воспитатель
- за неисполнение возложенных
на них обязанностей по обеспечению
порядка и безопасности во время проведения
внеклассных мероприятий или занятий).
5. Заключение договора
между работником и администрацией
о полной материальной ответственности
за сохранность вверенных ценностей
само по себе не может служить
основанием для признания этого
работника субъектом должностного
преступления. Для этого необходимо
также, чтобы наряду с обязанностями
по непосредственному хранению
имущества материально ответственное
лицо выполняло также функции
по управлению или распоряжению
им (организация доставки товаров,
распределение их по другим снабженческим
точкам и т.п.).
6. Судам следует иметь в виду,
что в случаях, когда действия должностного
лица, связанные с нарушением своих служебных
полномочий, были совершены в целях предупреждения
вредных последствий, более значительных,
чем фактически причиненный вред, когда
этого нельзя было сделать другими средствами,
такие действия в соответствии с законодательством
о крайней необходимости не могут быть
признаны преступными.
7. Суды должны иметь
в виду, что лицо, временно исполняющее
обязанности по определенной
должности или осуществляющее
специальные полномочия, может быть
признано субъектом должностного
преступления при условии, если
указанные обязанности или полномочия
возложены на данное лицо в
установленном законом порядке.
В зависимости от характера
полномочий, определяющих роль государственных
служащих в осуществлении государственно-властных
функций, они делятся на должностных лиц
и оперативный состав.
В законе Об основах государственной
службы подобная классификация отсутствует,
хотя она имеет принципиальное и прежде
всего практическое значение. В частности,
понятие должностного лица, о котором
в Законе и не упоминается является одним
из ключевых, поскольку они признаются
специальными субъектами различных отраслей
права, в том числе многих правонарушений.
А между тем до сих пор термин
"должностное лицо" официально употребляется
не в качестве общего, а специального понятия,
часто отражающего наличие противоречий
в законодательстве. Так, в УК РФ 1996 года
оно трактуется, во-первых, применительно
к статьям главы 30 "Преступления против
государственной власти, интересов государственной
службы и службы в органах местного самоуправления";
во-вторых, в смысле, не во всем совпадающим
с положением Закона об основах государственной
службы. В частности, под лицами, занимающими
государственные должности понимаются
лишь лица, занимающие должности, устанавливаемые
конституцией и законами РФ, конституциями
и уставами ее субъектов, для непосредственного
исполнения полномочий государственных
органов.