Понятие должностного лица по административному праву. Административная ответственность должностных лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Служба в ОВД является разновидностью государственной службы. Ей присущи все основные черты государственной службы, однако она имеет и свои особенности, обусловленные характером задач и функций, осуществляемых ОВД, их должностными лицами.
Исследования особенностей правового статуса должностных лиц этой системы органов имеет теоретическую и практическую значимость для совершенствования действующего законодательства и практики его применения.

Содержание

Введение
Глава 1 Должностное лицо как субъект административного правонарушения.
1.1 Понятие должностного лица в административном праве.
1.2 Правовое регулирование ответственности должностного лица в административном праве.
Глава 2 Административная ответственность должностных лиц.
2.1 Общие положения об административной ответственности должностных лиц.
2.2 Дисциплинарная и материальная ответственность должностных лиц.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

admin_pravo_kursach.docx

— 52.35 Кб (Скачать файл)
- решение о наложении  дисциплинарного взыскания на  должностное лицо военной службы  может быть принято любым из  его командиров (начальником, т.е. вышестоящим  должностным лицом), состав которых  весьма обширен;
- дисциплинарное производство  в отношении должностных лиц  военной службы носит исключительно  внутренний характер, то есть  дисциплинарная ответственность  применяется только по решению  командиров (начальников).
Особый порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности представляет собой установленный законодательством (п. 1 ст. 2.5 КоАП РФ, ст. 28.2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. 76-ФЗ «О статусе военнослужащих») специальный механизм привлечения должностных лиц военной службы и лиц, имеющих специальные звания, к дисциплинарной ответственности в следующих случаях:
- если доказан факт  нарушения воинской дисциплины;
- если деяние (действие  или бездействие) совершено умышленно  или по неосторожности и в  соответствии с законодательством  РФ не влечет за собой уголовной  или административной ответственности;
- если вина при привлечении  должностного лица к дисциплинарной  ответственности доказана в порядке, установленном законом, и установлена  решением командира или вступившим  в законную силу постановлением  судьи военного суда.
Отличие дисциплинарной ответственности от административной ответственности должностных лиц военной служюы состоит в следующих особенностях дисциплинарной ответственности:
а) применяется к членам организационно оформленного коллектива в рамках военно-служебных правоотношений за нарушение воинской дисциплины;
б) фактическим основанием дисциплинарной ответственности выступает дисциплинарный проступок;
в) мерой дисциплинарной ответственности выступает дисциплинарное взыскание, состоящее в оказании психического (морального, материального, организационного) воздействия на правонарушителя, связанного с лишением (ограничением) определенных прав военнослужащего), обусловленных осуществлением соответствующей военно-служебной деятельности;
г) дисциплинарное производство в отношении военнослужащих носит исключительно внутренний характер, то есть дисциплинарная ответственность применяется только по решению командиров (начальников).
В качестве особенностей дисциплинарной ответственности военнослужащих выступают следующие признаки:
- объектом воинского дисциплинарного  проступка являются общественные  отношения, складывающиеся по поводу  соблюдения военнослужащими правил  воинской дисциплины и общественного  порядка;
- в случае нарушения  военнослужащим воинской дисциплины  или общественного порядка командир (начальник) вместо назначения виновному  дисциплинарного взыскания может  ограничиться устным замечанием, напоминанием о воинском долге  военнослужащего;
- решение о наложении  дисциплинарного взыскания на  военнослужащего может быть принято  любым из его командиров (начальников), состав которых весьма обширен;
- дисциплинарное производство  в отношении военнослужащих носит  исключительно внутренний характер, то есть дисциплинарная ответственность  применяется только по решению  командиров (начальников).
Нормативное регулирование дисциплинарной ответственности на примере судей.
Судейская дисциплина является одним из видов специальной (статусной) дисциплины, поскольку связана с профессиональной деятельностью носителей судебной власти. Судейская дисциплина - это социальные правила поведения судей, предъявляемые к ним требования и их фактическая реализация.
Различия между дисциплинарным проступком судьи и дисциплинарным проступком лица, замещающего иную государственную должность Российской Федерации, состоит в том, что досрочное прекращение полномочий судьи не является дисциплинарным взысканием в форме увольнения, поэтому нормы трудового законодательства к нему не применимы.
Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в ст. 12.1. устанавливает специальный порядок досрочного прекращения полномочий судьи. Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения. Порядок и сроки рассмотрения материалов о привлечении судей к дисциплинарной ответственности квалификационными коллегиями судей регулируются нормами главы Федерального закона «Об органах судейского сообщества»
В ст. 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества» и ст. 4 Положения о квалификационных коллегиях судей содержатся поводы привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Полномочия судьи могут быть досрочно прекращены в связи с привлечением его к дисциплинарной ответственности только на основании представления председателя соответствующего или вышестоящего суда либо обращения органа судейского сообщества, в котором содержится просьба о прекращении полномочий судьи, при наличии в представленных материалах доказательств, подтверждающих совершение судьей дисциплинарного проступка.
Прекращение полномочий - крайняя мера дисциплинарного воздействия. В случае недостаточности оснований для прекращения полномочий, но при наличии виновного поведения, к судьям применяется такой промежуточный вид взыскания, как предупреждение, налагаемый за первый незначительный проступок судьи, в полном смысле слова предупреждающий досрочное прекращение полномочий по дискредитирующим основаниям.

 

 

 

 

Заключение

 

   В ходе написания своей курсовой работы я выяснила, что административная ответственность представляет собой применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного наказания к гражданам, а в соответствующих случаях – и к организациям за нарушения законности и государственной дисциплины.
   Основными нормативными актами, устанавливающими административную ответственность, являются Кодекс об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Российской Федерации, Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, Закон «О порядке пересчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях», а также ряд федеральных законов об ответственности юридических лиц за административные правонарушения.
Как было сказано выше, институт административной ответственности представляет собой важнейшую часть административного права, не менее значимую, чем та, которую имеют институты уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности в соответствующих отраслях российского права.
Таким образом, дисциплинарная ответственность должностных лиц - это негативная юридическая ответственность, представляющая собой одну из форм государственного принуждения - дисциплинарное принуждение, выражающееся в применении представителем нанимателя дисциплинарных взысканий к должностному лицу, совершившему дисциплинарный проступок, и влекущее не благоприятные для него последствия. Дисциплинарная ответственность должностных лиц имеет особенности нормативного регулирования. Она регламентирована нормативно-правовыми актами различного уровня, начиная с кодифицированных и кончая актами министерств и ведомств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1."Конституция Российской  Федерации" (принята всенародным  голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках  к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
2."Кодекс Российской  Федерации об административных  правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 11.01.2013)
3."Трудовой кодекс Российской  Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2012)
4."Уголовный кодекс  Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2012)
5.Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О муниципальной  службе в Российской Федерации"
6.Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)
7.Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "О противодействии  коррупции"
8.Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О системе  государственной службы Российской  Федерации"
9.Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О государственной  гражданской службе Российской  Федерации"
10.Указ Президента РФ  от 31.12.2005 N 1574 (ред. от 13.12.2012) "О Реестре  должностей Федеральной государственной  гражданской службы" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)
11.Административная ответственность  должностных лиц. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14 / Бодрова Н.В. - Саратов, 2001. - 145 c.
12.Административная ответственность  юридических лиц (материально-правовое  исследование). Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14 / Аникеенко Ю.Б. - Екатеринбург, 2005
13.Андреева Е.И., Ким Н.И. Административная ответственность  должностных лиц за правонарушения  в области экономической деятельности // Административное право и процесс. - М.: Юрист, 2012, № 5. - С. 30-33
14.Гомонов С.А. Ответственность  должностных лиц как составляющая  часть института административной  ответственности // Административное  право и процесс. - М.: Юрист, 2012, № 3. - С. 58-60
15.Конин Н. М. Административное  право России в вопросах и  ответах. - М.: Проспект, 2010. - 256 стр.
16.Кривопускова В.Е. Административная  ответственность должностных лиц  организации за нарушение трудового  законодательства // Социально-экономические  права человека: практические и  теоретические проблемы: Сборник  научных трудов. Вып. 5: Правовая защита и ответственность. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2009. - С. 132-148
17.Ксенофонтова Е.В. Кадровая  политика как фактор повышения  эффективности парламентской службы // Власть. 2007. № 10. С. 76.
18.Мелехин А.В. Теория государства  и права: учебник. - М.: Маркет ДС корп., 2007
19.Прокопович Г.А. Позитивная  юридическая ответственность как  типичная общая связь личности  и государства [Текст] //Г.А.Прокопович / Научные труды. Орловский государственный  университет. Сборник № 4 (ISBN9708-5-9708-0080-5). 2007. – С. 34-36.
20.Теория государства  и права. Учебник / Гальперин Г.Б., Гревцов Ю.И., Денисов Ю.А., Каск Л.И., и др.; Отв. ред.: Королев А.И., Явич Л.С. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. - 382 c
литература:

 


Информация о работе Понятие должностного лица по административному праву. Административная ответственность должностных лиц