Понятие и виды административно-правовых методов государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Методы управления находятся в единстве с целями управления. Цель обусловливает специфику использования методов, выбор методов в известной степени определяет реальность достижения поставленных целей. Но, с другой стороны, методы показывают, каким образом достигаются цели управления. Они определяют качественную сторону управления. Их совершенствование означает улучшение управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1 Понятие административно-правовых методов государственного управления……………………………..4-6
2 Классификация административно-правовых методов….7-12
3 Виды административно-правовых методов государственного управления ……………………………………………….13-15
3.1 Метод убеждения………………………………………….....16
3.2 Метод принуждения……………………………………...17-21
Заключение………………………………………………………….22-23
Библиографический список…………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования 

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДРАЦИИ» 
 
 

БАЛАКОВСКИЙ ФИЛИАЛ

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

на тему: «Понятие и виды административно-правовых методов государственного управления» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студентка 3 курса

                                                                                                   заочной формы обучения

                              Специальности 030501.65

                              «Юриспруденция»

                               Хомякова Алена        

                                                                                  Александровна 

                              Руководитель:

                              Абушев Расим Исламович 
                   
                   

Балаково 2011 г.

Содержание. 

       Введение…………………………………………………………………3

      1. Понятие административно-правовых методов государственного управления……………………………..4-6
      2. Классификация административно-правовых методов….7-12
      3. Виды административно-правовых методов государственного управления ……………………………………………….13-15

    3.1          Метод убеждения………………………………………….....16

    3.2          Метод принуждения……………………………………...17-21

    Заключение………………………………………………………….22-23

    Библиографический список…………………………………………...24 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение. 

       Говоря  о методах государственного управления, следует вспомнить определение  управления. Любое управление представляет собой организующее целенаправленное воздействие управляющей стороны на управляемую. Следовательно, каждое управленческое отношение должно преследовать какую-либо цель. Однако достижение одной и той же цели возможно различными путями. Рассмотрим, какими же способами возможно достижение управляющей стороной стоящей перед ней цели управления в государственном управлении.

       Метод государственного управления – определенный прием властного воздействия  субъекта на объект управления, посредством  которого реализуется государственное  управление1.

       Административно - правовые методы - это способы реализации задач и функций исполнительной власти, средства непосредственного воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты.

       Методы  управления всегда производны от политического  режима государства.

       В сфере исполнительной власти имеются различные группы общественных отношений, требующих различного подхода для их урегулирования с учетом формы собственности, ведомственной принадлежности.

       Методы  управления находятся в единстве с целями управления. Цель обусловливает специфику использования методов, выбор методов в известной степени определяет реальность достижения поставленных целей. Но, с другой стороны, методы показывают, каким образом достигаются цели управления. Они определяют качественную сторону управления. Их совершенствование означает улучшение управления. 

    1. Понятие административно-правовых  методов государственного  управления. 

       Под методами государственного управления понимаются способы  (приемы) воздействия  субъекта управления на объект управления, которые используются для достижения поставленных целей и задач управления, для реализации функций управления. Методы дают ответ на вопрос о том, как, каким способом наиболее рационально можно достичь целей управления.

       Метод административного права – средство правового регулирования управленческих общественных отношений, т.е функция самого административного права2.

       Административно – правовой метод – средство практического решения всех задач, стоящих перед субъектами исполнительной власти, включая и регулирование. Это функция субъекта административного права, но не любого, а того, кто наделен полномочиями, необходимыми для практической реализации задач и функций исполнительной власти в порученной ему сфере деятельности.

       Конечно, эти два понятия могут совпадать в тех случаях, когда полномочный орган исполнительной власти издает нормативные правовые акты. Но их изданием не исчерпывается весь управленческий «инструментарий», используемый в процессе государственно–управленческой деятельности.

       Да, правовое регулирование всегда нормативно. Поэтому его методы (предписания, запреты, дозволения) распространяются на всех участников регулируемых общественных отношений. Методы же управленческой деятельности используются только теми, кто ее уполномочен практически осуществлять, т. е исполнительными органами (должностными лицами). К тому же у них еще есть одна примечательная черта – они индивидуализированы.

       Для методов управления характерно:

      - прямая связь с целями практической  реализации исполнительной власти;

      - в них находит свое непосредственное  выражение связь между субъектами и объектами государственно-управленческой деятельности;

      - они используются исполнительными  органами (должностными лицами) для  реализации закрепленной за ними  компетенции;

      - своим адресатом метод всегда имеет конкретный индивидуальный или коллективный объект;

      - в них воплощается управляющее  (упорядочивающее) воздействие на  поведение участников управленческих  отношений;

      - они выражают публичный интерес  в регулируемых административным правом общественных отношениях;

      - метод управления содержит в  себе силу этого ту или иную  «долю» юридически властных полномочий

       Методы  управления – категория чрезвычайно  актуальная. Именно по ним судят  о состоянии и эффективности  управленческого механизма. В связи с переходом к рыночным отношениям, с усилением самостоятельности регионов, с разгосударствлением множества хозяйственных и иных объектов возникла необходимость в сокращении базы прямого распорядительства сверху. А ведь именно в управленческих методах такого рода распорядительство получает свое наглядное проявление. Действительно, в административно – правовых методах наиболее полно и откровенно  воплощается односторонняя юридическая властность.

       Без труда на данной основе может быть сформулирован следующий вывод: метод управления представляет собой предоставленную субъектам государственно – управленческой деятельности нормами административного права возможность результативно решать стоящие перед ним задачи.

       В силу этого обоснованно именовать  их административно – правовыми методами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Классификация административно-правовых  методов. 

       В юридической литературе существуют различные классификации методов  государственного управления.

       В зависимости от того, кому адресовано то или иное управленческое воздействие, различают методы управленческой деятельности:

      - направленные на организацию  аппарата управления;

      - выражающиеся в осуществлении  воздействия на внешние объекты.

       Наиболее  распространенная классификация методов  государственного управления приводит к выделению в их системе экономических и административных методов государственного управления. Сразу же отметим, что эта классификация некорректна, поскольку все применяемые в процессе государственного управления методы являются административными, т.е. управленческими. Другое дело, что из числа этих методов методы экономического воздействия выделяются своей ограничностью с природой человеческой натуры, правилами человеческого общежития, опорой на убеждение как ключ к социально адаптированному поведению объектов управления.

       По  характеру воздействия административно  – правовые методы государственного управления подразделяются на:

      * административные;

      * экономические;

      * социально – психологические;

       Под административными методами понимается прямое воздействие управляющей стороны на поведение управляемых сторон. Этот метод прямых и односторонних юридически властных предписаний органов государственного управления. Невыполнение данных предписаний влечет наступление соответствующей юридической ответственности.

       Собственно  административные методы обычно представляются в виде совокупности способов и средств  внеэкономического или прямого  управляющего воздействия со стороны  субъектов государственного управления, т.е. применение указанным методов  не связано со симулированием поведения посредством влияния на экономические интересы управляемых объектов. Властный субъект отдает распоряжение, совершает иное исполнительно-распорядительное действие, санкционированное, силой государственного аппарата, юридически обязательное для управляемого объекта в силу прямого предписания закона.

       Административные  методы, в свою очередь, по форме  выражения подразделяются на:

      - административно – правовые;

      - административно – организационные.

       По  юридическим свойствам:

      - на нормативные;

      - на индивидуальные.

       По  способу воздействия:

      - на обязывающие;

      - управомочивающие и поощряющие.

       По  форме предписания на:

      - категорические;

      - поручительные;

      - рекомендательные.

       Под экономическими методами понимается использование  косвенных способов и средств воздействия на интересы управляемых сторон отношений, стимулирующих на материальную заинтересованность в выполнении поставленных перед ним задач3.

       Суть  экономических методов государственного управления такова: в природе человека свойственно стяжательство, т.е. естественное стремление к улучшению своего материального благосостояния, основанное на желании обеспечить себя и свою семью всем необходимым для наиболее комфортного существования.

       Непосредственными средствами выражения экономических  методов управления могут выступать: распределение прибыли, материальное поощрение, имущественные льготы и кредит, соответствующее налогообложение, угроза материальных санкций или донесение материального ущерба.

       Безусловно, экономические методы государственного управления предпочтительны в силу своей убеждающей силы, однако их существование без методов прямого управления невозможно.

       С экономическими методами тесно связан и такой способ государственного воздействия на состояние и поведение  управляемой стороны, как государственное регулирование. Этот способ заключается преимущественно в создании нормативно – правовых механизмов, регулирующих отношения и поведение субъектов административного права и позволяющих управляемой стороне самостоятельно ориентироваться в сфере их деятельности. Нормативно – правовой механизм в этих случаях лишь создает условия, стимулирующие (чаще всего экономическими методами) необходимое управляющей стороне поведение управляемой стороны административно – правовых отношений.

Информация о работе Понятие и виды административно-правовых методов государственного управления