Понятие и виды административно-правовых методов государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Методы управления находятся в единстве с целями управления. Цель обусловливает специфику использования методов, выбор методов в известной степени определяет реальность достижения поставленных целей. Но, с другой стороны, методы показывают, каким образом достигаются цели управления. Они определяют качественную сторону управления. Их совершенствование означает улучшение управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1 Понятие административно-правовых методов государственного управления……………………………..4-6
2 Классификация административно-правовых методов….7-12
3 Виды административно-правовых методов государственного управления ……………………………………………….13-15
3.1 Метод убеждения………………………………………….....16
3.2 Метод принуждения……………………………………...17-21
Заключение………………………………………………………….22-23
Библиографический список…………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

       Вместе  с тем, государственное регулирование может реализовываться и путем издания индивидуальных правовых актов управления в отношении определенных субъектов государственной власти. Они, в свою очередь, выполняя эти правовые акты управления, создают условия, стимулирующие необходимое управляющей стороне поведение не участвующей непосредственно в управленческих отношениях третьей стороны. Таким образом, прямого управленческого воздействия управляющей стороны на управляемую третью сторону нет, тогда как цель управления достигается.

       Социально – психологические методы управления заключаются в воздействии на управляемые стороны с учетом особенностей их психологии и проявляются  в системе отношений «руководитель  – коллектив». Их можно охарактеризовать как способ психологического воздействия на управляемую группу людей со стороны руководителей для достижения определенных управленческих целей.

       Социально – психологические методы подразделяются на:

      - социологические (методы управления  социально – массовыми процессами, коллективами и индивидуально – личностным поведением);

      - психологические (методы профессионального  отбора работников по психологическим  характеристикам комплектования  малых групп и коллективов  на основе психологической совместимости  работников, а также методы гуманизации  труда и психологического побуждения).

       В юридической литературе выделяют также  классификацию методов государственного управления по функциям субъектов управления. По этому признаку методы государственного управления подразделяются:

      - на общие методы, используемые на всех важнейших стадиях управленческого процесса (метод убеждения, наблюдения, контроля и разработки, методы косвенного и прямого воздействия на управляемый объект, регулирование, общее руководство и непосредственное управление);

      - специальные методы, применяемые при осуществлении отдельных функций на стадиях процесса управления (методы выполнения отдельных функций, выработка и принятие решений, программно-целевой метод, гласные и негласные методы).

       Кроме того, выделяется уже упомянутая классификация  методов прямого и косвенного воздействия управляющей стороны на волю управляемой стороны, а также правовых и неправовых методов государственного управления.

       Для методов прямого воздействия  характерны следующие признаки:

    • прямое воздействие на волю;
    • директивность, приказной характер;
    • однозначность команд, которые, как правило, не оставляют подчиненным возможности выбора вариантов и обязывают делать как приказано;
    • поскольку жизнь разнообразна, а приказы однозначны, их приходится издавать много, что обуславливает существование многих норм и указаний, которыми стремятся, как можно полнее регулировать деятельность подчиненных;
    • наличие большого аппарата, контролирующего выполнение команд;
    • стимулирование осуществляется по усмотрению руководителя за выполнение команд, а то и просто за послушание, готовность выполнять любой приказ;
    • широкое использование внеэкономического принуждения. Прямое воздействие во многих случаях позволяет быстро добиться результатов. Часто без него не возможно обойтись.

       Методам косвенного воздействия присущи следующие особенности:

    • руководящее воздействие осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении, через интересы, потребности исполнителей;
    • у подвластных существует возможность выбора одного или даже нескольких вариантов поведения;
    • юридическими нормами и обычаями закреплен автоматически  действующий механизм стимулирования;
    • наличие развитого механизма правосудия, решения споров, обеспечивающего защиту законных интересов граждан и их коллективов, цивилизованные процедуры разрешения противоречий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Виды административно-правовых методов государственного управления 

       В соответствии с базовой классификацией методов государственного управления существуют два вида административно  – правовых методов государственного управления: убеждение, опирающееся чаще всего на манипулирование механизмами сознания и установками поведения граждан, и принуждение, в целом, основывающееся на использование силы, а иногда и крайних форм насилия.

       Эти два «идеальных типа» образуют двухполюсную шкалу «принуждение – убеждение», на которой располагаются все промежуточные оттенки применения инструментов руководства людьми со стороны государственной администрации. На базе этих типов возможна масса комбинаций различных приемов и методов в государственном управлении.

       Выделяемые  наряду с указанными методами в качестве самостоятельного метод стимулирования4, по нашему мнению, является лишь разновидностью метода убеждения, поскольку характеризуется теми же принципами управленческого воздействия.

       Вместе  с тем четкое разграничение методов  государственного управления на убеждение  и принуждение имеет важное практическое значение (особенно в повседневной деятельности соответствующих должностных  лиц, уполномоченных применять меры административного принуждения).

       Исследование методов убеждения и принуждения в государственном управлении, учитывая большую практическую значимость вопроса, представляется целесообразным использовать определение государственного управления как вида подзаконной, исполнительно – распорядительной деятельности специально уполномоченного на то субъекта (органа государственного управления).

       Обозначение двухполюсной шкалы «убеждение –  принуждение» показательно для раскрытия  сути функционирования механизма государственного управления, но вряд ли достаточно для  четкого разграничения метода убеждения  и метода принуждения.

       Убеждение является главным методом деятельности. Проявляется оно в использовании средств воспитания, разъяснения, пропаганды лучших примеров, поощрения за добросовестную работу, материальное стимулирование. Принуждение традиционно характеризуется как вспомогательный метод, используемый тогда, когда средства убеждения оказываются нерезультативными, т. е когда нарушаются требования правил, действующих в сфере государственного управления.5

       В административно – правовых методах  получают свою конкретизацию средства убеждения и принуждения с учетом специфики государственно-управленческой деятельности.

       Можно выделить следующие три вида методов  в зависимости от конкретных целей  соответствующих действий.

    1. методы управляющего воздействия; в них находят свое непосредственное выражение все качества, присущие отношениям между субъектами и объектами управления.
    2. методы организации работы исполнительных органов. Они имеют чисто аппаратное значение, так как создают условия, необходимые для эффективного управляющего воздействия. Они включают как юридические средства (например, методы определения персональной ответственности между работниками центрального аппарата министерства, распределения компетенции между его структурными подразделениями), так и средства неправового характера. Это математические, графические, социологические, исследовательские методы. Главное в содержании такого рода методов – их использование вне рамок непосредственного управляющего воздействия.
    3. методы совершения управленческих действий. Они носят процедурный характер  (например, существуют определенные методы принятия управленческих решений, совершения контрольно – надзорных действий).

       Таким образом, следует признать, что убеждение  и принуждение как наиболее общие  методы государственного управления могут  проявляться в различных способах и приемах, разнообразных сочетаниях и разновидностях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.1 Метод убеждения 

       Метод убеждения – это способ воздействия, когда управляемый объект совершает  социально требуемые действия в  результате принятия самостоятельного решения, вызванного определенными соображениями морального и материального порядка, не связанными с опасениями применения юридических санкций. Таким образом, основа данного метода – создание предпосылок для возникновения у управляемых ощущения (сознания) необходимости проведения тех или иных мероприятий, правильности и целесообразности совершения определенных действий6.

       Метод убеждения должен быть основным методом  деятельности органов государственного управления, что предполагает систематическую работу по убеждению масс в необходимости должного поведения участников управленческих отношений, строгого соблюдения ими установленных государством правил. Разъяснение целей государства, проектов законов, правительственных программ, проводимых властью мероприятий необходимо потому, что они затрагивают интересы большинства граждан и должны быть им поняты. Убеждение выступает как средство профилактики правонарушений, укрепления государственной дисциплины7.

       Убеждение – это процесс последовательно  осуществляемых действий, который включает в себя следующие элементы: овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, разжигание интереса, возбуждение желания.

       Существуют  различные формы убеждения: обучение, правовая пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом, своевременное реагирование на обращение, личный пример, моральное и материальное стимулирование.

       3.2 Метод принуждения 

       Вторым  методом государственного управления является метод принуждения. В основном он применяется к тем людям, которые  уклоняются от соблюдения требований законности и дисциплины, нарушают установленные правовые нормы, правила поведения. В редких случаях принуждение может применяться не в связи с противоправным поведением какого - либо субъекта права, а в связи с государственной необходимостью. Принуждение, как правило, применяется в тех случаях, когда меры убеждения не дают должного результата.

       Метод принуждения – это психическое, физическое или материальное воздействие  на сознание и поведение людей, добровольно  не желающих соблюдать установленные  нормы поведения, в целях понуждения их к должному поведению путем применения специальных мер8.

       Принуждение – это центральный метод государственного управления, сообщающий свойства императивности методу правового регулирования  административного права9.

       На  принуждение основано построение и функционирование всего государственного организма. Его наиболее ярким проявлением является административная ответственность как негативное последствие неправомерных действий, нарушающих властные предписания административного законодательства и субъектов государственного управления.

       Опыт  использования методов государственного управления свидетельствует, что принуждение  должно носить вспомогательный, вторичный  характер. Без него право перестало  бы быть правом, однако очевидно, что  добиться социально положительных результатов методом принуждения очень трудно, особенно когда это касается экономических, культурных, социальных интересов и потребностей личности. Так, общепризнанно, что:

       - принуждение эффективно лишь  в том случае, когда оно применяется к меньшинству при применении к большинству метода убеждения;

       - метод убеждения является первичным,  а принуждение используется  крайнем  случае, при невозможности достижения  управленческих целей другими  способами;

       - принуждение должно всегда основываться на нормах закона, произвольное применение принудительных способов воздействия недопустимо.

       В обществе существуют различные виды принуждения: административное, уголовное, экономическое, гражданско-правовое, дисциплинарное, медицинское, педагогическое.

       Из всех видов принуждений основным является административное принуждение, так как именно оно в большинстве случаев применяется органами государственного управления. Именно административное принуждение может использоваться в отношении широкого круга объектов административного права.

       Административное – является вспомогательным методом государственного управления, сочетается с убеждением и применяется в тех случаях, когда убеждение оказывается недостаточно для достижения цели, поставленной перед органом государственного управления (его должностным лицом).

Информация о работе Понятие и виды административно-правовых методов государственного управления