Понятие и виды административно-правовых методов государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Методы управления находятся в единстве с целями управления. Цель обусловливает специфику использования методов, выбор методов в известной степени определяет реальность достижения поставленных целей. Но, с другой стороны, методы показывают, каким образом достигаются цели управления. Они определяют качественную сторону управления. Их совершенствование означает улучшение управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1 Понятие административно-правовых методов государственного управления……………………………..4-6
2 Классификация административно-правовых методов….7-12
3 Виды административно-правовых методов государственного управления ……………………………………………….13-15
3.1 Метод убеждения………………………………………….....16
3.2 Метод принуждения……………………………………...17-21
Заключение………………………………………………………….22-23
Библиографический список…………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

       Цель  административного принуждения  – заставить конкретных субъектов  права соблюдать определенные предписания  или воздержаться от тех или иных действий.

       Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т.е.выполняет карательную функцию. Однако его значение не исчерпывается только этим. Одновременно меры административного принуждения выполняют и другие функции, т.е. применяются не только в качестве наказания за правонарушение, но и для их предупреждения, пресечения.

       Особенности административного принуждения10:

    • административное принуждение является гарантией и средством защиты общественных отношений в сфере государственного управления от противоправных посягательств, а также средством обеспечения общественной безопасности. Оно используется в целях предупреждения и пресечения правонарушений, привлечения правонарушителей к административной ответственности, наказания виновных.
    • Рассматриваемое принуждение регулируется нормами административного права и является административно – правовым принуждением.
    • Административное принуждение (в отличие от судебного) характеризуется множественностью субъектов его использования. Его уполномочены применять многочисленные органы исполнительной власти и их должностные лица, в предусмотренных законодательством случаях - суды и судьи, а также негосударственные организации и их представители (например, члены некоторых общественных формирований по охране правопорядка).
    • Реализация мер административного принуждения не связана (в отличие от дисциплинарного принуждения) со служебными отношениями сторон правоотношения. Принуждение применяется к тем, кто не находится в непосредственном служебном подчинении у субъекта применения административного принуждения. Оно может применяться к физическим, должностным и юридическим лицам.
    • Меры административного принуждения используются в целях обеспечения соблюдения и защиты тех административно-правовых и иных норм права (финансового, природоохранительного), которые содержат общие правила поведения в сфере государственного управления, например норм законов, предусматривающих административную ответственность. За нарушение норм актов, имеющих ведомственное значение, меры административного принуждения не применяются.

       Административное  принуждение как метод управления, состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей11.

       Психическое принуждение воздействует на волю, эмоции, разум, т.е. на психику личности, формирует ее волю, склоняет к требуемому общественному поведению путем угрозы применения насилия или каких-либо других мер воздействия, могущих повлечь невыгодные последствия для личности. К психическому принуждению относятся, например, официальное требование сотрудника милиции о недопустимости противоправного поведения, предупреждение, вынесенное в установленной форме за совершение административного правонарушения гражданином или должностным лицом.

       Материальное принуждение воздействует на поведение личности, на должностных и юридических лиц через принадлежащие им денежные средства и имущество. Оно выражается в определенных ограничениях владения, распоряжения и пользования имуществом, в лишении некоторых материальных благ, имеющихся в распоряжении владельца, во взыскании с правонарушителя денежных сумм - административного штрафа.

       К физическому принуждению относятся такие меры, которые непосредственно воздействуют на личность, ограничивая ее свободу действий, пресекая противоправное поведение. Так, скажем, производя задержание лица, совершившего административное правонарушение, сотрудник милиции лишает его в течение установленного законом срока свободы передвижения, посредством применения к нарушителю боевых приемов, наручников и других специальных средств, а также оружия.

       Таким образом, принуждение – это один из многих способов управления социального поведением субъектов общественной жизни.

       Принуждение выполняет положительные функции, стимулируя членов общества к социально необходимым действиям и обосновывая необходимость такого поведение субъектов общественной жизни в интересах общества в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

       В заключение своей работы еще раз  хочу отметить актуальность рассмотренной  мной темы проблем административных методов государственного управления. Она обострена в настоящее  время в связи с переходом  к рыночным отношениям, с серьезными изменениями в механизме государственного управления, реформированием его структуры, и сущности органов административного управления.

       Способы и приемы непосредственного управляющего воздействия исполнительных органов (должностных лиц) на управляемые объекты - это и есть методы управления, а необходимость их важность существования и применения этих методов является неотъемлемой частью государственного механизма управления в целом, так как метод управления есть средство практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности, ее целей.

       В качестве основного метода своей деятельности государство, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления используют убеждение граждан в необходимости сознательного и добровольного соблюдения законов и иных правовых актов.

       Принуждение является вспомогательным методом, крайним средством обеспечения правопорядка в сфере государственного управления, так как пока совершаются правонарушения, возникают различные угрозы гражданам, обществу и государству, органы государственного управления, их должностные лица и другие полномочные государственные служащие вынуждены принуждать к соблюдению правовых норм лиц, нарушающих существующий порядок.

       Российское  государство, будучи по самой своей природе демократическим государством, не может строить отношения с населением на каких-либо иных основах, кроме убеждения граждан в правильности своей политики и принуждения в отношении тех, чьи устремления и действия расходятся с волей большинства.

       Таким образом, проблема убеждения и принуждения в современном обществе - это проблема методов социального (государственного и негосударственного) управления экономическими, политическими, социальными и духовными и правовыми процессами, это проблема методов регулирования взаимоотношений между людьми. Убеждение и принуждение как методы государственного управления - явления социальные, ибо они находят свое проявление в характере связей между участниками конкретных общественных отношений. Эти методы, представляя собой систему способов организующего воздействия государства (органа управления, должностного лица) на сознание и поведение людей, являются необходимым условием нормального функционирования общества в целом, любого государственного объединения, любого процесса управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Библиографический список. 

      1. Ю. А Дмитриев, Е. В Трофимов, И. А Полянский. Административное право: учебник – М: Эксмо 2009 год
      2. Ю. М Козлов Административное право: уч. – М: Юристъ, 1999 г.
      3. Конин Н.М. Указ. соч. – С. 282
      4. Административное право России: учебник/ Бахрах Д.Н, В.Г Татарян. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: Эксмо, 2009 г.
      5. Конин Н.М Административное право России. Курс лекций. – М., 2004 г.
      6. Попов Л.Л. Административное право: учебник – М., 2004 г.
      7. Панова И.В. Курс административного права России. – Саратов. 2003.
      8. Махина С.Л. Административный процесс: проблемы теории, перспективы правового регулирования. – Воронеж. 1999г.
      9. Солдатов А.П. (Особенная часть), Мельников В.А. (Общая часть) Административное право Российской Федерации. Учебник. 2006
      10. Бахрар Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. – 3-е изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2007
      11. Агопов А.Б. Административное право.:учебник – М., 2004
      12. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2003.

Информация о работе Понятие и виды административно-правовых методов государственного управления