Понятие признаки и состав административного правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотрение административных правонарушений.
Основные задачи данной работы:
Выявление основных признаков административного правонарушения;
Рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон;
Выявление социально-правовой сущности административного правонарушения, степени его общественной опасности.

Вложенные файлы: 1 файл

административное право полная.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

 

НЕГОСУДАРТСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ  ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)

 

 

Специальность юриспруденция

Специализация –Уголовно-правовая

 

Маракин Александр Александрович

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Административное  правонарушение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………..……………………………………………………………...3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Нарядуосщуголовной, гражданской и дисциплинарной ответственностями административная ответственность – является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемая государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, а также порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.

В административном праве из всех многочисленных мер  административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и т.д.) только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности. Следовательно, административная ответственность — это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

Цель данной работы – рассмотрение административных правонарушений.

Основные задачи данной работы:

    1. Выявление основных признаков административного правонарушения;
    2. Рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон;
    3. Выявление социально-правовой сущности административного правонарушения, степени его общественной опасности.

Актуальность  данной темы заключается в том, что  административные правонарушения затрагивает практически каждое, явление повседневности. И прояснение вопросов, связанных с административными правонарушениями и ответственностью за их совершение представляется нам весьма своевременным.

 

 

I. Административное правонарушение

  1. Понятие и признаки административного правонарушения

Административнымоправонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административнаящответственность.

Классификация административных правонарушений, принятая в Кодексе об административных правонарушениях дана в главах и статьях Особенной части Кодекса.

Всякое правонарушение есть, прежде всего, определенное действие либо бездействие.

Действие в  данном случае представляет собой акт активного противоправного поведения - активное невыполнение обязанности, нарушение запрета и т.д. Например, незаконное производство, поставка или закупка этилового спирта; повреждение электрических сетей; нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов; превышение установленной скорости движения; нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона.

Бездействие признается противоправным деянием, если представляет собой пассивное невыполнение обязанности, требуемой законодательством. Например, непредставление гражданином декларации о своих доходах в случае, когда законодательство требует ее представления; непредставление юридическим лицом компетентным органам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.

Нередко одни и  те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием. Например, продажа подакцизных товаров  без маркировки марками установленных образцов в случаях, когда эта маркировка обязательна; продажа юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике иди продавце.

Административная ответственность за правонарушения наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Поэтому здесь  уместно обратить внимание на различие между данным выше понятием административного проступка и понятием преступления, под которым понимается виновно совершенное общественно опасное деяние (действие, бездействие), запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ). Главная отличительная черта определения административного проступка (в сравнении с преступлением) - отсутствие в нем указания на общественную опасность административного правонарушения. Но, по существу, административный проступок также является общественно опасным, хотя и отличается от преступления по степени этой опасности. Поэтому при решении вопроса об отнесении правонарушения к административному проступку или преступлению иногда требуется тщательный сравнительный анализ соответствующих положений административного и уголовного законодательств.

Как следует  из определения административного  правонарушения, одним из обязательных признаков его является наличие  вины правонарушителя (право регулирует только волевое поведение людей  и рассчитано на ситуации, где у  человека есть выбор поведения).

При этом законодательство различает административные правонарушения совершенные умышленно и совершенные  по неосторожности, хотя виновность деяния присутствует в обоих случаях.

Административное  правонарушение признается совершенным  умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало их наступление.

Административное  правонарушение признается совершенным  по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Лицо, совершившее  административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства об административной ответственности, действующего вовремя и по месту совершения правонарушения.

Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов.

Акты, устанавливающие  или усиливающие ответственность  за административные правонарушения, обратной силы не имеют.

Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего вовремя и по месту рассмотрения дела о правонарушении.

Лицо, совершившее  административное правонарушение, может  быть освобождено от административной ответственности, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия.

При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Не подлежит административной ответственности:

  • Лицо, не достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста;
  • Лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшее в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, государственной или общественной собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред;
  • Лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие душевной хронической болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.

Полный перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении дан во II главе КоАП РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Юридический состав административного правонарушения

 

Понимание состава  административного правонарушения необходимо для отграничения его  от смежных (частично совпадающих) с  ним преступлений. В законодательстве отграничение их производится именно по юридическим критериям элементов их состава.

В законодательстве отсутствует понятие состава  административного правонарушения, но его содержанием обосновываются правомерность и сущность такого понятия. Состав административного  правонарушения – совокупность закреплённых нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность.

Признаками (элементами) состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

1. Объект  административного правонарушения

 

Объект административного  правонарушения представляет собой  подлежащие юридической защите общественно-правовые отношения. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различными. Например, мелкое хулиганство состоит в посягательстве на общественный порядок, но выражаться оно может в совершении действий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия «мелкое хулиганство», изложенной в законе. Причём закон напрямую не устанавливает запрета на их совершение, а делает это путём установления за это административной ответственности.

 

 

2. Объективная  сторона административного правонарушения

 

Объективная сторона  административного проступка сводится к содержанию нормы права –  к «описанию методами законодательной  техники противоправного действия либо бездействия физического или  юридического лица», следствием которых  явилось причинение морального, материального или физического (телесного) вреда интересам граждан, корпоративным образованиям, государству.

Объективная сторона заключается  в действии или бездействии, запрещённом  административным правом. При этом действие или бездействие может посягать как на конкретные общественные отношения, урегулированные многими отраслями права (гражданского, трудового, финансового и др.). Наличие объективной стороны административного правонарушения во многих случаях ставится в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия – неоднократность, повторность, длящееся нарушение.

Законодательство об административных правонарушениях в прямой форме  фиксирует именно эти элементы содержания объективной стороны административного  правонарушения.

Неоднократность однородного  действия или бездействия служит непременным условием для признания его объективной стороной административного правонарушения. Отсутствие однородности исключает возможность его такой характеристики.

Повторность по законодательству об административных правонарушениях означает совершение одним и тем же лицом в течение  года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Повторность необходимо отличать от неоднократного правонарушения, квалифицируемого как единое целое, а не несколько правонарушений.

Длящимся является действие или бездействие, сопряжённое с  последующим длительным невыполнением  обязанностей, возложенных на виновного  законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым, независимо от продолжительности действия или бездействия.

Длящееся административное правонарушение необходимо отличать от продолжаемого, под которым понимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых он подлежит административной ответственности. Например, им может быть нарушение правил содержания и ремонта жилых домов, если оно совершено неоднократно.

В отдельных редких случаях противоправное действие может быть следствием не мотивированной акции, а состояния аффекта. «Очень часто вредоносность правонарушений, а особенно преступлений, совершённых в состоянии сильного душевного волнения (аффекта), многократно превышает вред мотивированного поступка».

В отличие от действия бездействие  физического лица представляет собой  лишённую волевых признаков акцию. Правонарушитель не проявляет должной  реакции на нарушение норм права, т. е. игнорирует юридические предписания  либо не принимает должного действия для их осуществления. Бездействие правонарушителя не может быть связано с аффектацией, поскольку не обусловлена проявлением волевых свойств.

 

3. Субъект  административного правонарушения

 

Субъект административного  правонарушения – физическое или юридическое лицо, виновным действием (бездействием) которого причинён вред потерпевшему или общегосударственным интересам.

Среди физических лиц различаются: а) граждане; б) другие весьма разнообразные категории лиц, признаваемые субъектами административного правонарушения с учётом особенностей их правового положения, выполняемых профессиональных, социальных функций, состояния здоровья, принадлежности к религиозным объединениям.

Информация о работе Понятие признаки и состав административного правонарушения