Понятие признаки и состав административного правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотрение административных правонарушений.
Основные задачи данной работы:
Выявление основных признаков административного правонарушения;
Рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон;
Выявление социально-правовой сущности административного правонарушения, степени его общественной опасности.

Вложенные файлы: 1 файл

административное право полная.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Для одних категорий лиц  эти факторы обусловливают дополнительные основания для административной ответственности, для других – ограничением применения её мер.

К числу первой группы относятся  должностные лица, водители транспортных средств и др. Так, должностные  лица подлежат административной ответственности  в случае совершения ими административных правонарушений в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом должностные лица подлежат административной ответственности не только за собственные действия или бездействия, но и подчинённых работников, нарушающих соответствующие правила. За другие административные правонарушения они несут ответственность на общих основаниях.

Кодекс РФ об административных правонарушениях второй группе относятся  лица, которые за административные правонарушения несут ответственность в основном в соответствии с дисциплинарными уставами, специальными положениями о дисциплине, правовыми актами, регламентирующими прохождение государственной службы в определённых органах, а в прямо предусмотренных КоАП РФ случаях – административную ответственность на общих основаниях (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и др.). К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде применения административного ареста, а к военнослужащим, проходящим службу по призыву, также в виде административного штрафа.

КоАП в общей форме  определяет, что административной ответственности  подлежат вменяемые лица, достигшие  к моменту совершения административного  правонарушения 16-летнего возраста.

В Общей части Кодекса  РФ об административных правонарушениях нет упоминания если гражданах как субъектах административной ответственности, но они со всей очевидностью выделяются в статьях его Особенной части.

Отсутствует и понятие  субъекта административного правонарушения. Из закона вытекает необходимость различий между субъектами административной ответственности и административного правонарушения. Не всегда субъект административного правонарушения подлежит административной ответственности. Например, военнослужащие за такие правонарушения, как правило, подлежат не административной, а дисциплинарной ответственности. Следовательно, круг субъектов административного правонарушения и круг субъектов административной ответственности не совпадают.

По КоАП РФ юридические  лица подлежат административной ответственности  за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных КоАП и законами субъектов РФ.

В случаях, если в статьях КоАП РФ не указано, что  установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу, или только к юридическому лицу, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся или могут быть применены только к физическому лицу (например, самовольное оставление места отбывания административного ареста и т. п.).

Наложение административного  взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные  юридические лица подлежат административной ответственности на общих основаниях за совершённые административные правонарушения: а) на территории РФ, б) континентальном шельфе, исключительной экономической зоне РФ в случаях, предусмотренных частью 2 ст. 8.16, ст. 8.17-8-20, частью 2 ст. XIX.4 КоАП РФ.

Таким образом, при определении субъекта административного правонарушения необходимо учитывать наличие специальных признаков, которые могут существенно повлиять на квалификацию проступка.

 

4. Субъективная  сторона административного правонарушения

 

Субъективная  сторона административного правонарушения – психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности. Лицо, совершившее противоправное действие или бездействие, в указанных формах, при наличии других признаков состава правонарушения, признаётся виновным в его совершении.

Умышленное  действие или бездействие означает, что лицо, совершившее его, предвидело возможность наступления вредных  последствий и желало наступления  таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

Неосторожное  административное правонарушение имеет  место в случае, если лицо, его  совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В Особенной  части КоАП форма вины чаще всего  не обозначается. Обычно большинство  из них могут быть совершены в любой её форме. Формулировка ряда правонарушений предполагает, что оно может быть совершено только в форме умысла (мелкое хулиганство, мелкое хищение и т. д.); в редких случаях форма вины указывается в текстах статей Кодекс РФ об административных правонарушениях, законах субъектов РФ, устанавливающих ответственность за те или иные правонарушения.

Наряду с  обязательными признаками субъективной стороны, каковыми является умысел и  неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признаётся административным правонарушением, если они совершены по мотивам и в целях, прямо указанных в законе. Характеристика вины физического лица как субъекта административного правонарушения не может быть применена к юридическому лицу как особому субъекту права. Поскольку правоспособность юридического лица реализуется его уполномоченными должностными лицами (иногда – участниками), а фактическая деятельность реализуется его работниками, то в конечном счёте о вине юридического лица можно говорить применительно к ним. Во-первых, вина юридического лица может выражаться в деяниях должностного лица (участника), чьи действия признаются законом действиями самого юридического лица, во-вторых, в деятельности других лиц, ведущей к противоправному для юридического лица результату фактического характера.

Согласно Кодекс РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ и законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Только при  наличии состава административного  правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Административная ответственность

  1. Понятие и систем административных взысканий

 

Административная  ответственность выражается в виде различных мер взыскания. Каждая их этих мер имеет свое назначение и применяется в особом установленном законом порядке.

Меры взыскания  всегда связаны с правонарушением. Они выражаются в определенной мере наказания лица, совершившего правонарушение.

Меры взыскания  применяются в следующих целях:

1) наказание  виновных;

2) предупреждение  правонарушений со стороны правонарушителя;

3) воспитание  правонарушителя и окружающих  его лиц в духе уважения  закона.

Административные  взыскания являются карательными санкциями. Они состоят либо в ограничении  субъективных прав гражданина, либо в  возложении на него дополнительных обязанностей.

Административные  взыскания выражаются, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые  административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное  осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав правонарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы и другие).

Все административные взыскания делятся на три группы:

I. Взыскания  морального характера:

1) предупреждение.

II. Денежные и имущественные взыскания:

1) штраф;

2) конфискация;

3) возмездное изъятие.

III. Взыскания,  обращенные на личность правонарушителя:

1) исправительные работы;

2) административный арест;

3) временное лишение специальных прав.

Несмотря на различия, все административные взыскания имеют общие признаки:

1) они носят  наказательный характер, в отличие  от предупредительных мер и  мер пресечения;

2) они устанавливаются  широким кругом органов;

3) применение  административного взыскания влечет  юридические последствия, т.е. у лица появляется состояние наказанности. Это обстоятельство приобретает особое значение, при решении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности.

Система мер  административного взыскания включает в себя различные по своему характеру  и тяжести санкции. Это позволяет при назначении наказания учесть личность правонарушителя, его имущественное положение, степень общественной опасности совершенного проступка, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Административные  взыскания налагаются путем издания специальных индивидуальных актов.

Административные  взыскания делятся на:

1. единовременные;

2. длящиеся.

К единовременным относятся:

- штраф;

- предупреждение;

- конфискация;

- возмездное  изъятие. 

К длящимся относятся:

- административный арест;

- лишение специальных  прав;

- исправительные  работы.

Кроме того, административные взыскания делятся на:

1. основные;

2. дополнительные.

Предупреждение, штраф, лишение специального права, исправительные работы и административный арест относятся к основным.

Конфискация и  возмездное изъятие могут быть основными  и дополнительными.

За конкретное административное правонарушение может  быть назначено только одно основное или одно основное и одно дополнительное взыскание.

  1. Виды административных взысканий

 

За совершение административных правонарушений могут  устанавливаться и применяться  следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный  штраф;

3) возмездное  изъятие орудия совершения или  предмета административного правонарушения;

4) конфискация  орудия совершения или предмета  административного правонарушения;

5) лишение специального  права, предоставленного физическому  лицу;

6) административный  арест;

7) административное  выдворение за пределы Российской  Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное  приостановление деятельности.

Говоря об ответственности  и применении административного  взыскания, для примера рассмотрим, административные правонарушения в области дорожного движения, к ним применимы следующие наказания:

  1. Предупреждение;
  2. Административный штраф;
  3. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  4. Административный арест;

Предупреждение - это взыскание морального характера, мера воспитательного воздействия. Ее суть заключается в официальной отрицательной оценке поведения правонарушителя.

Предупреждение  применяется при совершении незначительного  правонарушения, при недостаточной  осведомленности правонарушителя  о нормах, которые им нарушаются. Также по отношению к лицам, которые впервые совершили правонарушение и при этом положительно характеризуются.

Предупреждение  выносится в письменной форме  или оформляется иным установленным  способом. Устное предупреждение не является административным взысканием. Хотя предупреждение является самой мягкой мерой административного взыскания, но оно влечет за собой те же юридические последствия, как и все другие основные административные взыскания, в частности, оно может иметь значение для определения правонарушения повторным, влекущим соответствующие последствия. Применяется в качестве альтернативного основного наказания в большинстве норм главы 12. Например, ч. 1 ст. 12.2, с. 12.3 и др.

Информация о работе Понятие признаки и состав административного правонарушения