Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 12:52, контрольная работа
Особенности труда государственного служащего, а именно то, что он не производит материальных ценностей непосредственно, но помогает государству реализовывать собственные функции и задачи обязывает государство обеспечивать служащего.
Целью настоящей работы является исследование системы государственной службы кадровой политики и найма государственных служащих.
Объектом выступают государственно служебные отношения. Предметом - процедура найма и отбора государственных служащих.
ВВЕДЕНИЕ
1 Понятие, содержание и особенности государственной службы……5
2 Государственная должность и способы ее замещения…………..…12
3 Правовые основы статуса государственного служащего и прохождения государственной службы ……………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………
* ответственности
* внепартийности
* стабильности кадров государственных служащих в государственных органах [9].
Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы по ФЗ-58 являются:
* федерализм, обеспечивающий
единство системы
* законность;
* приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие действие, обязанность их признания соблюдения и защиты;
защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических, и юридических лиц.
К государственным должностям государственной службы в государственных органах относятся следующие группы должностей: высшие государственные должности, главные государственные должности, ведущие государственные должности, старшие государственные должности, младшие государственные должности.
Квалификационные требования по конкретным государственным должностям устанавливаются:
в группах высших и главных государственных должностей — Президентом РФ;
— в остальных группах государственных должностей — Правительством РФ или по его поручению соответствующим государственным органом.
В федеральную государственную службу входят, например, Федеральная служба безопасности (ФСБ России); Служба внешней разведки РФ (СВР России) и другие федеральные службы.
Государственная служба субъектов Российской Федерации — это второй основной вид государственной службы. Статус государственной службы субъектов РФ устанавливается законодательством каждого субъекта Федерации (республики в составе Федерации, края, области, городов федерального значениями и др.) и имеет сходные черты и особенности.
Согласно ст. 8 ФЗ от 27 мая 2003 г. должности государственной службы определяются так:
1. Должности государственной
службы учреждаются
2. Должности государственной службы подразделяются на: должности федеральной государственной и гражданской службы; должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
3. В федеральном государственном
органе могут быть учреждены
должности государственной
4. Должности государственной службы распределяются оп группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.
Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется указом Президента Российской Федерации.
Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации определяется федеральным законом или указом Президента Российской Федерации
5. Квалификационные требования
к гражданам для замещения
должностей государственной
6. В федеральном государственном
органе и государственном
Эффективность государственной службы в немалой степени зависит от существующих в аппарате государства способов замещения государственных должностей. В прошлом известны разнообразные способы такого рода. В частности, можно выделить занятие должности по жребию; получение по наследству; путем купли-продажи; на основании дарения и ряд других.
Назначение как способ замещения государственных должностей. Вопреки изменениям в законодательстве о государственной службе, которые произошли с начала 90-х годов и были направлены на демократизацию комплектования кадрового корпуса государственного аппарата, в практике российской государственной службы доминирующим способом замещения государственных должностей де-факто продолжает оставаться назначение. Это наиболее распространенный и прочно укоренившийся способ замещения государственных должностей. Однако по закону его применение строго ограничено.
Прежде всего, по назначению замещается значительная часть государственных должностей категории «А». Так, согласно п. «д» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров. Государственные должности категории «А», замещаемые по назначению, установлены только законом. По назначению также замещаются государственные должности категории «Б». Не случайно в юридической науке государственные должности категории «Б» получили название «патронатных». Они тесно связаны с государственными должностями категории «А» не только по характеру деятельности лиц, их замещающих, но и по сроку полномочий. Как отмечалось выше, согласно части 2 ст. 2 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ» государственная служба на государственных должностях категории «Б» ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории «А». В правовых актах о назначении на должность содержится соответствующая норма.
В советский период государственного строительства о замещении должностей в государственном аппарате по конкурсу говорить не приходилось, поскольку господствовавшая идеология отрицала саму необходимость профессиональной бюрократии, которая признавалась атрибутом буржуазного государства.
В постсоветской России к введению конкурсного порядка замещения государственных должностей также пришли не сразу. Политическое руководство страны первоначально стало рассматривать конкурсное замещение государственных должностей как средство борьбы с коррупцией, резкий всплеск которой произошел в начале 90-х и сопровождал процесс приватизации и перераспределения собственности.
Следует уточнить перечень государственных должностей, которые руководитель государственного органа имеет право замещать по личному усмотрению. Возможно, это потребует временного перевода части государственных должностей из категории «В» в категорию «Б». Кроме того, структуру центрального аппарата должно утверждать Правительство РФ, а не руководитель федерального органа исполнительной власти. Наконец, государственные служащие, которые замещают должности по конкурсу, не должны увольняться с государственной службы в результате организационно-штатных мероприятий на общих основаниях. Государственный служащий не должен быть связан лишь с одним регионом, он мог бы перемещаться во всей системе государственной службы.
Статус конкурса как способа замещения государственных должностей принципиально изменился после принятия Конституции РФ от 12 декабря 1993 года и вступления в силу Федерального закона от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы РФ». Как известно, в части 4 ст. 32 Конституции РФ закреплено право граждан РФ на равный доступ к государственной службе. Именно реализацию этого права в соответствии с частью 1 ст. 22 указанного федерального закона должен обеспечить конкурс. Предусматриваются две формы конкурса. На замещение старших государственных должностей категории «В» (2-я группа) проводится конкурс документов, на ведущие, главные и высшие (соответственно, 3-я, 4-я, 5-я группы) — конкурс-испытание. Единственным обязательным условием проведения конкурса является вакантность государственной должности соответствующей группы. Иными условиями и ограничениями проведение конкурса по закону не обставляется.
Вакантной государственной должностью в государственном органе признается не замещенная федеральным государственным служащим государственная должность, предусмотренная в структуре аппарата государственного органа. Если принято решение проводить конкурс, то руководитель государственного органа должен направить сведения о его проведении в Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ, который публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе. В объявлении указываются: наименование вакантной государственной должности; требования, предъявляемые к гражданину, претендующему на замещение государственной должности; условия прохождения федеральной государственной службы. Документы для участия в конкурсе предоставляются в государственный орган в течение месяца со дня объявления об их приеме.
Процедуру конкурса можно разделить на два этапа. На первом, подготовительном этапе, решаются организационные вопросы. Руководитель государственного органа утверждает численный и персональный состав конкурсной комиссии. В случае проведения конкурса на замещение высшей и главной групп государственных должностей численный и персональный состав конкурсной комиссии в обязательном порядке подлежит согласованию с Советом по вопросам государственной службы при Президента РФ. Руководитель государственного органа не позднее, чем за неделю до начала второго этапа конкурса сообщает о дате, времени и месте его проведения государственным служащим и гражданам, допущенным в участию в конкурсе. На втором этапе проводится оценка профессиональных и личностных качеств кандидатов. В качестве методов оценки используются: индивидуальное собеседование; анкетирование; проведение групповых дискуссий; написание реферата по вопросам, связанным с выполнением обязанностей и полномочий по государственной должности. Заседание конкурсной комиссии правомочно, если на нем присутствовало не менее двух третей ее численного состава, утвержденного в установленном порядке. Конкурсная комиссия принимает решение простым большинством голосов присутствующих членов, тайным или открытым голосованием. Если при тайном голосовании голоса разделились, проводится открытое голосование. Если и тогда голоса разделились поровну, принятым считается решение, за которое проголосовал председатель конкурсной комиссии. Участникам конкурса сообщается о его результатах в письменной форме в течение месяца со дня его завершения. Решение конкурсной комиссии является основанием для вынесения решения о назначении лица на соответствующую государственную должность либо отказа в назначении. Оно может быть обжаловано в суде.
Замещение любой государственной должности государственной службы подлежит юридическому оформлению. В соответствии с частью 6 ст. 21 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ» гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. Таким образом, на государственной службе фактически существует контрактная система. Правда, после вступления в законную силу с 1 февраля 2002 года Трудового кодекса РФ понятие «контракт» более не употребляется. Трудовой кодекс РФ (ст. 58) предусматривает заключение трудового договора на неопределенный срок, на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор). При этом срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
Применение трудового законодательства в отношении государственных служащих имеет важную особенность. Согласно части 3 ст. 4 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ» законодательство РФ о труде распространяется на государственных служащих с особенностями, предусмотренными этим федеральным законом. Таким образом, есть достаточные правовые основания для заключения со всеми государственными служащими исключительно срочных трудовых договоров на срок до 5 лет. В данном случае нет оснований связывать заключение трудового договора с невозможностью его заключения на неопределенный срок, т.к. из Федерального закона «Об основах государственной службы РФ» следует, что выбор формы трудового договора — прерогатива руководителя государственного органа, который может по своему усмотрению выбрать, какой трудовой договор заключать: на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. Это не противоречит нормам Трудового кодекса РФ, который позволяет заключать трудовой договор именно на определенный срок в случаях непосредственно предусмотренных законом. Федеральный закон «Об основах государственной службе РФ» как раз устанавливает такой случай.
В Федеральном законе
«Об основах государственной
службы Российской Федерации»
от 31 июля 1995 г. регулируется статус
федерального государственного
служащего. Федеральным государственным
служащим (далее — государственный
служащий) является гражданин Российской
Федерации, занимающий в порядке,
установленном настоящим
О роли и значении этого института в системе государственной службы свидетельствует и тот факт, что одна из первых статей ФЗ - 119 «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ст. 3) посвящена концентрированной и обобщенной характеристике государственного служащего. Согласно этой статье:
1. Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального) бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
2. Государственные служащие
федеральных органов
Информация о работе Понятие, содержание и особенности государственной службы