Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 04:01, реферат
Эта тема является актуальной и значимой на данный момент, так как существует проблема доступа граждан к государственным органам. Социальные и экономические преобразования немыслимы без участия граждан в управлении делами государства, без учета их интересов при принятии решений различными органами власти, без обратной связи гражданин – государство.
Введение 3
1.Понятие и содержание права граждан РФ на обращение в государственные органы и органы самоуправления 5
2. Порядок рассмотрения обращений граждан РФ в государственные органы и органы самоуправления 10
3. Гарантии реализации права граждан РФ на обращение в государственные органы и органы самоуправления 23
Заключение 28
Список используемой литературы 30
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1.Понятие и содержание права граждан РФ на обращение в государственные органы и органы самоуправления 5
2. Порядок рассмотрения
обращений граждан РФ в
3. Гарантии реализации
права граждан РФ на обращение
в государственные органы и
органы самоуправления
Заключение 28
Список используемой литературы 30
ВВЕДЕНИЕ
По ст. 32 Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; в ней предусматриваются различные формы этого участия. В то же время следует отметить, что существуют определенные пробелы в механизме реализации этого права.
Эта тема является актуальной и значимой на данный момент, так как существует проблема доступа граждан к государственным органам. Социальные и экономические преобразования немыслимы без участия граждан в управлении делами государства, без учета их интересов при принятии решений различными органами власти, без обратной связи гражданин – государство.
Множество вопросов нашли свое отражение в действующем российском законодательстве, в соответствии с которым граждане имеют право соотноситься с любыми органами государственной власти, и не только в случаях ущемления их законных прав и интересов.
Одной из наиболее распространенных форм и гарантий участия граждан в управлении делами государства – это их обращения в государственные органы. Так, например, в 1999 г. в Правительство Российской Федерации поступило 69 489 письменных обращений граждан (а за три месяца 200 г. – 23 931); значительная их часть (около 25 тыс.) касалась вопросов социального обеспечения и социальной защиты граждан. Более 2 тыс. обращений относилось к вопросам деятельности органов государственной власти, вопросам денежного обращения и ценным бумагам было посвящено приблизительно 3 тыс. обращений.
Обращения – это важное средство реализации и охраны прав личности, укрепления связи органов государственной власти и местного самоуправления с населением. Одной из проблем для граждан остается обеспеченность жильем. Так в 1999 г. в Правительство РФ по вопросам жилищного фонда и его использования обратилось более 5,5 тыс. граждан.
Объект исследования – конституционные права граждан РФ.
Предмет исследования – право граждан РФ на обращение в государственные органы и органы самоуправления.
Цель исследования – дать характеристику права граждан РФ на обращение в государственные органы и органы самоуправления как одного их основных прав гражданина РФ.
Задачи:
- раскрыть понятие и содержание права граждан РФ на обращение в государственные органы и органы самоуправления;
- изучить порядок рассмотрения
обращений граждан РФ в
- охарактеризовать гарантии
реализации права граждан РФ
на обращение в
1.ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН РФ НА ОБРАЩЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ
В международно-правовых актах и конституциях конкретных государств закрепляются основные права и свободы человека и гражданина. Одним из общепринятых критериев их классификации являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В соответствии с данным критерием различают гражданские (личные), политические, экономические, культурные, информационные, социальные и экологические права.
Гражданские (личные) права представляют собой совокупность правомочий, отражающие естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность оригинальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом. К ним относят право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на свободу и личную неприкосновенность, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства и др.
Политические права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом. Сюда относятся право человека на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным, право обращения в государственные органы и др.
Экономические права – это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. Это право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, право на участие в кооперативной, муниципальной, акционерной, государственной собственности, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и т.д.
Культурные права влияют
на духовно-культурные отношения, обусловливают
независимость и самобытность формирования
духовного мира личности. В данную
группу входят право на пользование
родным языком, на свободный выбор
языка общения, свободу совести
и вероисповедания, право на образование,
свободу литературного
Социальные права отражают
уровень материального развития
конкретного государства и
Статьей 33 Конституции РФ
закреплено одно из фундаментальных
начал права, право граждан на
обращение. Обратимся к формулировке
ст. 33 Конституции РФ: №Граждане
Российской Федерации имеют право
обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения
в государственные органы и органы
местного самоуправления». Данное право
является важнейшим элементом правового
статуса граждан в целом и
административно-правового
Конституционное положение
находит конкретизацию в
Статья 2 Закона об обращениях подтверждает и конкретизирует принципиальные положения Конституции РФ, усиливая конституционное право на обращение следующими положениями:
- граждане имеют право
обращаться лично, а также
- граждане реализуют право
на обращение свободно и
- рассмотрение обращений
граждан осуществляется
Обращение может затрагивать как личные вопросы, так и общественные интересы. Обращение в соответствующие органы помогает разрешению многих ситуаций, связанных с нарушением прав граждан, социальными конфликтами, предупреждает массовые акции протеста. Право на обращение (право петиций) обеспечивает двустороннюю связь государства с человеком.
Право на обращение подразумевает
и обязанность адресата рассмотреть
и соответствующим образом
Адресатом обращения может
выступать государственный
Допустимо обращение в
государственный орган любой
ветви власти (судебной, законодательной,
исполнительной), а так же к любым
государственным и
В соответствии с принципом федерализма, государственную власть в Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти Субъекта Федерации.
Органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения. Специфика органом местного самоуправления заключается в большей информации о ситуации «на местах». В пределах своих полномочий органы местного самоуправления действую самостоятельно. В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Обращения граждан являются существенным источником информации, необходимой для принятия решений по вопросам государственного, хозяйственного и социально-0культурного строительства. Так, например, при проектировании и строительстве «третьего кольца» в Москве остро встала проблема сохранения исторических и культурных памятников в центральной части города. Граждане своими коллективными обращениями привлекали внимание правительства Москвы к этим проблемам, и органами власти были приняты соответствующие решения, позволившие сохранить историко-культурное наследие, в частности архитектурные памятники XIV – XVIII вв. 3
К основным нормативным правовым актам, регулирующим порядок реализации гражданами права на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления, относятся: Конституция РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закон г.Москвы «Об обращениях граждан», аналогичные законы, принятые в большинстве субъектов Российской Федерации, а также ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие порядок рассмотрения обращений граждан в конкретных отраслевых системах. 3 декабря 1999 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «Об обращениях граждан»., но в связи с несоответствием ряда норм Конституции РФ, федеральным законам и наличием внутренних противоречий Президент РФ 21 декабря 1999 г. отклонил этот Федеральный закон.
2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ
ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РФ В
Органы и должностные лица, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов, поставленных в предложениях, обязаны рассмотреть их в установленные сроки, объективно оценить, принять мотивированное решение и ответить автору обращения по существу. В случае отказа в принятии или рассмотрении предложения гражданин имеет право обжаловать такие действия в вышестоящую инстанцию.
Рассмотрение обращений граждан должно осуществляться на безвозмездной основе. Недопустимо прямое или косвенное взимание платы за реализацию гражданином своего права. Так, статься 16 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» указывает, что жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной.
В этом плане в полной
мере проявляется специфика исковых
заявлений и иных жалоб вы порядке
гражданского и арбитражного судопроизводства,
а так же некоторых других заявлений.
По общему правилу при подаче искового
заявления уплачивается государственная
пошлина в предусмотренном
К источникам регулирования правоотношений в сфере рассмотрения обращений граждан относятся: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, комментируемый Федеральный закон и иные федеральные законы.