Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:19, контрольная работа
Конституция Российской Федерации, впервые разделившая государственную власть на три ее составляющие – исполнительную, судебную, законодательную – была принята 17 лет назад (12 декабря 1993 года). Однако процесс окончательного формирования трех ветвей власти, разграничений функций, определения места Президента РФ в этой системе и др. до сих пор продолжается. В условиях преобразований, проводимых в России в политической, экономической и социальной сферах, перестраивается и исполнительная власть, по-прежнему выполняющая огромный объём работы в сфере управления государственными делами. Об изменениях свидетельствует указы Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», от 24.09.2007 № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти». Количество принятых нормативных правовых актов и вносимых в них изменений, а также статей, рассматривающих исполнительную власть и Правительство РФ как высший орган исполнительной власти, в разных аспектах, говорит о том, что данная тема является актуальной как для правоведов, так и для представителей самой исполнительной власти. Состояние дел в сфере исполнительной власти освещается во всех средствах массовой информации: в политических ток-шоу, на радио, во многих печатных изданиях.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...………. 3
1. Правительство РФ в системе федеральных
органов исполнительной власти РФ …………………………...…… 5
1.1. Конституционные характеристики исполнительной власти РФ…..… 5
1.2. Основы административно-правового статуса Правительства РФ...…. 7
1.3. Компетенция, полномочия, задачи Правительства РФ…………...….. 8
2. ФОРМИРОВАНИЕ И СОСТАВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ…………………..… 14
2.1. Порядок формирования и состав Правительства РФ…………………. 14
2.2. Состав Правительства…………………………………………………… 17
3. ПОРЯДОК И ОРГАНИЗАЦИЯ деятельности
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ…………………………………………………………….. 19
3.1. Порядок работы Правительства РФ……………………………………. 19
3.2. Нормативно-правовые акты Правительства РФ………………………. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………… 27
Список использованных источников……………………………….. 29
Согласно Конституции Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу [1, ст. 113].
Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий или по заявлению Председателя Правительства об отставке. Освобождение Председателя Правительства от должности одновременно влечет за собой отставку Правительства.
В случае временного отсутствия Председателя Правительства его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей.
В случае освобождения от должности Председателя Правительства Президент вправе до назначения нового Председателя Правительства поручить исполнение обязанностей одному из заместителей Председателя на срок до двух месяцев.
Согласно ст. 112 Конституции РФ Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должности и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства.
Срок действия Правительства РФ ограничен сроком полномочий Президента РФ. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Решение о сложении Правительством своих полномочий оформляется распоряжением Правительства в день вступления в должность Президента Российской Федерации. В случае сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.
Правительство может подать в отставку, а Президент принять или не принять ее. Кроме того, Президент сам может принять решение об отставке Правительства.
Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. После того, как Государственная Дума выразит недоверие Правительству, Президент может согласиться с этим решением и объявить об отставке Правительства или же распустить Государственную Думу в случае несогласия с ее решением.
Председатель Правительства вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, то Президент в течение семи дней должен принять решение либо об отставке Правительства, либо о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
В случае отставки Правительство РФ по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства.
Члены
Правительства обязаны
Члены
Правительства РФ не могут быть членами
Совета Федерации, депутатами Государственной
Думы, депутатами представительных органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации и депутатами выборных органов
местного самоуправления. Они не вправе
заниматься предпринимательской деятельностью
лично или через доверенных лиц; заниматься
другой оплачиваемой деятельностью, кроме
преподавательской, научной и иной творческой
деятельности; получать гонорары за публикации
и выступления в качестве члена Правительства;
получать в связи с осуществлением своих
полномочий от физических и юридических
лиц не предусмотренные федеральным законодательством
ссуды, подарки, денежное вознаграждение,
в том числе услуги, оплату развлечений
и отдыха; принимать без разрешения Президента
Российской Федерации почетные и специальные
звания, награды и иные знаки отличия иностранных
государств; выезжать в служебные командировки
за пределы Российской Федерации за счет
физических и юридических лиц.
2.2. Состав
Правительства
В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 (ред. от 27.08.2010) «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Председатель Правительства Российской Федерации имеет девять заместителей, в том числе двух первых заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации.
В состав Правительства включены помимо Председателя и его заместителей только федеральные министры. Руководители иных федеральных органов исполнительной власти (государственных комитетов и других органов исполнительной власти) могут быть включены в состав Правительства только в том случае, если им присвоен ранг федерального министра. В состав Правительства входят федеральные министры, возглавляющие предусмотренные министерства, а также иные должностные лица, имеющие ранг федерального министра. Федеральными министерствами являются министерства: энергетики; экономического развития и торговли; сельского хозяйства; обороны; здравоохранения; финансов; образования; юстиции; культуры; внутренних дел; иностранных дел; путей сообщения; труда и социального развития; по атомной энергетики и ряд других федеральных министерств.
Федеральные
органы исполнительной власти находятся
в ведении Правительства. Однако имеются
исключения, которые служат целям обеспечения
конституционных полномочий Президента
либо предусмотрены в соответствии с законодательными
актами Российской Федерации. Это подведомственные
Президенту России министерства обороны,
внутренних дел, иностранных дел, а также
сеть иных федеральных органов исполнительной
власти – Федеральная служба безопасности
и другие.
3. ПОРЯДОК
И ОРГАНИЗАЦИЯ деятельности ПРАВИТЕЛЬСТВА
РФ
3.1. Порядок
работы Правительства РФ
Одним из важнейших условий обеспечения эффективной деятельности Правительства, решения вопросов, входящих в его компетенцию, является правильная, оптимальная организация его работы.
В Федеральном конституционном законе «О правительстве Российской Федерации» урегулированы вопросы о порядке деятельности Правительства РФ, в том числе организации его деятельности. Можно выделить некоторые важнейшие положения и нормы, касающиеся организации работы данного органа. Прежде всего, к ним относятся вопросы, решения по которым принимаются на заседаниях Правительства, то есть коллегиально. Это находящиеся в рамках конституционно закреплённой компетенции Правительства вопросы, в частности, подготовки и исполнения федерального бюджета, финансовой и кредитной политики, о программах экономического и социального развития; решения о внесении предложений об изменениях в налоговом и таможенном законодательстве, в сфере заключения международных договоров и другие.
Весьма значимым элементом статуса Правительства является полномочие координировать, объединять и направлять (в пределах своей компетенции) деятельность преобладающей части министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. В этих целях Правительство утверждает положения о министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, определяет порядок создания и деятельности территориальных органов названных федеральных органов, назначает и освобождает от должности заместителей: министров и руководителей преобладающей части иных федеральных органов исполнительной власти, утверждает членов коллегий названных органов [10, с. 125].
В ст. 29 Федерального конституционного закона «О правительстве Российской Федерации предусмотрено, что для решения оперативных вопросов Правительство РФ по предложению Председателя Правительства Российской Федерации может образовать Президиум Правительства Российской Федерации.
Заседания Президиума Правительства Российской Федерации проводятся по мере необходимости.
Решения Президиума Правительства Российской Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума Правительства Российской Федерации и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства Российской Федерации.
Правительство РФ вправе отменить любое решение Президиума Правительства Российской Федерации.
Первостепенное значение для эффективной организации деятельности Правительства РФ имеет его Регламент, согласно которому Правительство в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации. Принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.
Рассмотрение в Правительстве вопросов, относящихся к его полномочиям, проводится на заседаниях Правительства, Президиума Правительства Председателем Правительства и его заместителями (в соответствии с распределением обязанностей), на заседаниях образуемых Правительством координационных и совещательных органов с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций.
- Планирование и организация работы Правительства.
Деятельность Правительства осуществляется на основе текущих и перспективных программ и планов. Правительство планирует проведение своих заседаний, законопроектную деятельность и осуществление контроля.
Работа Правительства, а также членов Правительства организуется в соответствии с планами на определённый период. Плановые мероприятия проводятся, как правило, поквартально. Члены Правительства планируют свою деятельность по согласованию с Председателем Правительства, его заместителями с учётом участия в мероприятиях, проводимых Президентом РФ, в заседаниях Правительства, образуемых Правительством координационных и совещательных органов, Палат Федерального Собрания РФ межправительственных комиссий, коллегий федеральных органов исполнительной власти, а также в других мероприятиях.
- Планирование заседаний Правительства.
Вопросы для рассмотрения на заседаниях Правительства определяются исходя из полномочий Правительства в соответствии с решениями Президента РФ и Правительства.
План заседаний Правительства на очередной квартал включает в себя:
· календарь рассмотрения вопросов на заседаниях Правительства;
· перечень законопроектов, подлежащих рассмотрению на заседаниях Правительства в очередном квартале;
· перечень вопросов и законопроектов, намечаемых для рассмотрения в следующем квартале.
По
каждому вопросу и
Федеральные органы исполнительной власти не позднее чем за месяц до начала очередного квартала представляют в Правительство разработанные на основе посланий Президента РФ, программ и планов Правительства предложения, содержащие наименование вопроса и основание необходимости его рассмотрения на заседании Правительства, общую характеристику и основные положения предлагаемого к рассмотрению вопроса, форму решения Правительства, перечень соисполнителей для подготовки вопроса к рассмотрению на заседании Правительства.
-
Организация работы членов
Председатель Правительства систематически проводит совещания с заместителями Председателя Правительства, на которых рассматривает ход выполнения программ и планов, принимает решения по оперативным вопросам и согласовывает проведение членами Правительства мероприятий на текущий период.
Информация о работе Правительство РФ - высший орган исполнительной власти