Правительство РФ - высший орган исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:19, контрольная работа

Краткое описание

Конституция Российской Федерации, впервые разделившая государственную власть на три ее составляющие – исполнительную, судебную, законодательную – была принята 17 лет назад (12 декабря 1993 года). Однако процесс окончательного формирования трех ветвей власти, разграничений функций, определения места Президента РФ в этой системе и др. до сих пор продолжается. В условиях преобразований, проводимых в России в политической, экономической и социальной сферах, перестраивается и исполнительная власть, по-прежнему выполняющая огромный объём работы в сфере управления государственными делами. Об изменениях свидетельствует указы Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», от 24.09.2007 № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти». Количество принятых нормативных правовых актов и вносимых в них изменений, а также статей, рассматривающих исполнительную власть и Правительство РФ как высший орган исполнительной власти, в разных аспектах, говорит о том, что данная тема является актуальной как для правоведов, так и для представителей самой исполнительной власти. Состояние дел в сфере исполнительной власти освещается во всех средствах массовой информации: в политических ток-шоу, на радио, во многих печатных изданиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...………. 3
1. Правительство РФ в системе федеральных
органов исполнительной власти РФ …………………………...…… 5
1.1. Конституционные характеристики исполнительной власти РФ…..… 5
1.2. Основы административно-правового статуса Правительства РФ...…. 7
1.3. Компетенция, полномочия, задачи Правительства РФ…………...….. 8
2. ФОРМИРОВАНИЕ И СОСТАВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ…………………..… 14
2.1. Порядок формирования и состав Правительства РФ…………………. 14
2.2. Состав Правительства…………………………………………………… 17
3. ПОРЯДОК И ОРГАНИЗАЦИЯ деятельности
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ…………………………………………………………….. 19
3.1. Порядок работы Правительства РФ……………………………………. 19
3.2. Нормативно-правовые акты Правительства РФ………………………. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………… 27
Список использованных источников……………………………….. 29

Вложенные файлы: 1 файл

Правительство РФ.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

      Заместители Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей) рассматривают  конкретные вопросы деятельности Правительства, координируют и контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, участвуют при необходимости в заседаниях коллегий этих органов.

      Председатель  Правительства и его заместители  рассматривают разногласия, возникающие  при подготовке решений Правительства. В случае необходимости Председатель выносит рассмотрение таких разногласий на заседание Правительства.

      - Порядок подготовки и проведения  заседаний Правительства.

      Очередные заседания Правительства проводятся по утверждённому плану в определённый день недели, но не реже одного раза в  месяц. Внеочередные заседания проводятся по мере необходимости.

      Заседание Правительства считается правомочным, если на нём присутствует не менее  половины членов Правительства.

      Вопросы на заседаниях рассматриваются с  обязательным участием федерального министра, иного руководителя федерального органа исполнительной власти, к ведению которого относится данный вопрос, а при невозможности  его участия – лица, его замещающего.

      Заседания Правительства проводятся под руководством Председателя Правительства. В его отсутствие заседания проводит один из заместителе Председателя. Заседания Правительства и его Президиума могут проходить под председательством Президента Российской Федерации.

      На  заседаниях Правительства решения  принимаются, как правило, общим  согласием. По решению председательствующего  может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов Правительства. При равенстве голосов решающим является голос Председателя Правительства.

      На  заседании Правительства время  для докладов устанавливается председательствующим, как правило, в пределах до 15 минут, для содокладов – до 10 минут, для выступлений в прениях - до 5 минут.

      - Порядок оформления решений, принятых  на заседаниях Правительства.

      Решения Правительства, принятые на заседаниях Правительства, оформляются протоколом.

      В случае необходимости доработки  проектов постановлений и распоряжений Правительства, иных рассмотренных на заседании актов, по которым высказаны предложения и замечания, Правительство даёт распоряжения соответствующим федеральным органам исполнительной власти и при необходимости образует в установленном порядке рабочие группы.

      Руководители  федеральных органов исполнительной власти или лица, возглавляющие указанные рабочие группы, организуют и обеспечивают доработку проектов и их внесение в Правительство в установленные сроки. Если эти сроки официально не оговариваются, то доработка проектов осуществляется в срок до 10 дней.

      - Координационные и совещательные  органы, образуемые Правительством.

      Координационные органы, образуемые Правительством для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти при решении определённого круга задач, именуются комиссиями.

      Совещательные органы, образуемые Правительством для  предварительного рассмотрения вопросов и подготовки соответствующих предложений рекомендательного характера, именуются советами.

      Образование, реорганизация и ликвидация советов  и комиссий, утверждение их руководителей, состава и определение задач осуществляется Правительством.

      Решения комиссий и советов оформляются протоколами, а при необходимости реализуются в виде проектов постановлений и распоряжений Правительства, которые вносятся в Правительство в установленном порядке.

      - Законопроектная деятельность Правительства.

      Законопроектная деятельность Правительства осуществляется в соответствии с утверждаемыми им планами законопроектных работ. Программами деятельности Правительства, иными актами Правительства, предусматривающими разработку законопроектов.

      Планы законопроектной деятельности формируются Правительством на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных и иных организаций.

      Предложения по планам законопроектной деятельности, а также сопроводительные материалы к проектам иных актов, предусматривающих разработку законопроектов, должны содержать по каждому из них:

a) основания необходимости принятия закона;

б) концепцию  законопроекта, включающую в себя его  общую характеристику и основные положения;

в) этапы  подготовки законопроекта и перечень соисполнителей - разработчиков законопроекта.

      Чрезвычайно важен Аппарат Правительства Российской Федерации. Он действует на основании Положения об Аппарате Правительства Российской Федерации.

      Аппарат Правительства РФ является государственным органом, образованным для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых им решений.

      Аппарат Правительства работает под руководством Председателя Правительства и возглавляется Руководителем Аппарата Правительства - заместителем Председателя Правительства или федеральным министром. 

3.2. Нормативно-правовые  акты Правительства РФ 

      Свои полномочия Правительство Российской Федерации реализует посредством своих актов – постановлений и распоряжений, которые издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации. Исполнение этих актов обеспечивает само Правительство. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации.

      Существует  две формы актов Правительства  Российской Федерации: 1) акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений; 2) акты по оперативным и иным текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений [11, ст. 12].

      Порядок принятия актов Правительства Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации.

      Согласно  Положению о подготовке проектов постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.01.93, проекты актов Правительства могут быть внесены в Правительство его членами, руководителями центральных органов федеральной исполнительной власти, главами исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения. Поступающие в Правительство предложения граждан, организаций и предприятий о принятии решений Правительства направляются для предварительного рассмотрения указанным органам исполнительной власти.

      К проектам актов Правительства РФ, которые вносятся в Правительство, прилагается пояснительная записка, содержащая обоснования и прогнозы ожидаемых социально-экономических и иных последствий их реализации. Такие проекты подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами представительной и исполнительной власти, государственными, общественными и другими организациями. Проекты актов Правительства РФ нормативного характера должны обязательно согласовываться с Министерством юстиции РФ.

      Если  в Правительство вносятся предложения, требующие принятия закона Российской Федерации или решения Президента РФ, то одновременно с предложением представляются проекты соответствующих актов и необходимые документы к ним.

      Президент Российской Федерации определяет порядок  опубликования и вступления в  силу актов Правительства РФ. Акты Правительства Российской Федерации подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Официальным опубликованием актов Правительства РФ считается публикация их текстов в «Российской Газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации».

      Постановления Правительства, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

      Постановления правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства вступают в силу со дня их подписания, если само постановление не предусматривает иной порядок их вступления в силу.

      Акты  Правительства Российской Федерации  могут быть обжалованы в суд.

      Постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом.  
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ       

Подводя итог работе на тему «Правительство РФ – высший орган исполнительной власти», можно сделать следующий выводы.

      Согласно  Конституции исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Основу статуса и деятельности Правительства Российской Федерации составляют конституционные положения – глава 6, ст. 110 – 117 и Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

      Правительство Российской Федерации – коллегиальный  орган. Его постановления принимаются на заседаниях Правительства, коллегиях и ответственность Правительства – коллегиальная (с Председателем уходит весь состав Правительства). В состав Правительства входят заместители Председателя – первые и курирующие отдельные сферы общественной жизнедеятельности, а также федеральные министры. Правительство имеет аппарат.

      Полномочия  Правительства Российской Федерации  как высшего органа исполнительной власти общей компетенции достаточно широки. Прежде всего в сфере формирования государственного аппарата и руководства его деятельностью. Правительство направляет и координирует деятельность госаппарата через министерства, департаменты и другие ведомства.

      Участие в законодательной деятельности, исполнение законов, нормотворческая деятельность, составление и исполнение бюджета, осуществление внешней политики – основные направления деятельности Правительства Российской Федерации.

      Подводя итог, следует отметить, что оптимальное сочетание структуры и задач Правительства является залогом успешного функционирования не только Правительства Российской Федерации, но и исполнительной власти в целом. Последнее в свою очередь предопределяет нормальное развитие государства и общества.

     Таким образом, цель и поставленные задачи контрольной работы достигнуты: определен административно-правового статуса Правительства РФ, его компетенции, полномочия и задачи; охарактеризован порядок формирования Правительства, рассмотрен его состав; проанализирован порядок деятельности Правительства Российской Федерации а также нормативно-правовые акты, издаваемые Правительство РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
  2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года № 2.
  3. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ.
  4. Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года № 314.
  5. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12 мая 2008 года № 724
  6. Журнал «Конституционное и муниципальное право», № 3, 2004.
  7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. - 585 с. 
  8. Ноздрачев А. Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ // Государство и право. 1996. №1, с. 12.
  9. Исполнительная власть в Российской Федерации: Науч.-практ. пособие / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев, Ю.А. Тихомиров. М.: БЕК, 1996.
  10. Чепунов О.И. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты. М., 1999.
  11. Хренов Ю. Правительство РФ: новые лица, новая структура, работа по-новому // Российская Федерация. 1996. N 19.

Информация о работе Правительство РФ - высший орган исполнительной власти