Правовое положение и организационное построение органов внутренних дел республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования являются разрешение общетеоретических, правовых и практических проблем, касающихся предмета исследования.
Указанная цель определяет задачи исследования:
раскрыть правовое положение органов внутренних дел;
проанализировать деятельность органов милиции;
определить особенности административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4
1.1 Органы внутренних дел как специфический инструмент государственного управления 4
1.2 Правовое положение Министерства внутренних дел 6
ГЛАВА 2 МИЛИЦИЯ – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. ОРГАНЫ МИЛИЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 10
2.1 Организационное построение и правовые основы деятельности милиции в Республике Беларусь 10
2.2 Основные направления деятельности милиции: правовая характеристика 11
2.3 Понятие и основные черты административной деятельности милиции, формы и метода ее осуществления 12
2.4 Организация и деятельность патрульно-постовой службы милиции и подразделений милиции особого назначения 13
2.5 Организация и деятельность Государственной автомобильной инспекции 14
2.6 Организация и деятельность органов внутренних дел на транспорте 16
ГЛАВА 3 АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 18
3.1 Понятие и сущность административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел 18
3.2 Производство по делам об административных правонарушениях – составная часть административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел .
……………………………………………………………………………………….19
ГЛАВА 4 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 21
4.1 Понятие и задачи разрешительной системы 21
4.2 Организация работы органов внутренних дел по осуществлению разрешительной системы, ее правовые основы 22
4.3 Порядок осуществления разрешительной системы 23
4.4 Осуществление контроля за объектами разрешительной системы 25
4.5 Ответственность за нарушение разрешительной системы 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya (1).docx

— 48.97 Кб (Скачать файл)

 

3.2 Производство по делам об административных правонарушениях – составная часть административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел

 

В нормах законодательных  актов определяются задачи производства по делам об административных правонарушениях, решению которых и подчинена  административная юрисдикция. Важнейшей  из них является своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение  обстоятельств каждого дела и  разрешение его в точном соответствии с законом [2, c. 34].

Выяснение обстоятельств  дела предшествует осуществлению юрисдикции и в то же время является одним  из ее этапов. Выяснение фактических  обстоятельств совершенного правонарушения осуществляется в начальной стадии производства по делу об административном правонарушении путем сбора и  оценки доказательств.

В осуществлении этой деятельности участвует широкий  круг сотрудников милиции (других служб  органов внутренних дел). Так, участковые инспектора милиции и другие сотрудники устанавливают личность правонарушителя, опрашивают свидетелей правонарушения, получают объяснения от правонарушителя и потерпевших, изымают вещественные доказательства, (предметы, орудия правонарушения), назначают экспертизы и т.д. Их деятельность по сбору и закреплению доказательств осуществляется в порядке, определяемом законодательными и подзаконными нормативными актами, в соответствующих процессуальных формах [2, c. 36].

Оценив совокупность собранных доказательств, сотрудник  органов внутренних дел приходит к выводу о фактических обстоятельствах  правонарушения, т.е. воспроизводит  своеобразную модель фактически совершенного противоправного деяния, после чего им выбирается норма права, в соответствии с которой квалифицируется это  деяние. Правовым результатом этой деятельности является протокол об административном правонарушении, составляемый сотрудником [6, c. 57].

Таким образом, административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел характеризуется тем, что всегда носит исключительно государственно-властный характер и осуществляется только в официальном порядке. Для ее осуществления органы внутренних дел наделяются широким кругом полномочий, в рамках которых они реализуют принадлежащее им право привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений.

 

 

ГЛАВА 4

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ  ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 

4.1 Понятие и задачи разрешительной системы

 

Разрешительная система  представляет собой урегулированную  правом совокупность  общественных  отношений  субъектов  административной  власти  с гражданами  и  организациями, возникающих  в  связи  с  выдачей  разрешений на занятие определенными  видами деятельности и последующим  надзором за соблюдением  правил и  условий осуществления  разрешенной  деятельности [18, c. 76].

Также разрешительную систему  можно рассматривать  как  особый  вид  государственно-управленческих отношений, содержанием которых  является санкционирование, официальное  признание  допуска  субъектов  в  сферы  деятельности,  где  требуется профессиональное выполнение разнообразных квалификационных и  административных  требований  во  избежание  негативных  последствий [19, c. 43].

Существование разрешительной системы обусловлено  установлением  запретов  в  соответствующей  сфере.

Следует различать абсолютные и относительные  запреты. Абсолютные  запреты  установлены  в  отношении  противоправных деяний и содержатся, как правило, в диспозициях правовых норм, предусматривающих  юридическую  ответственность  за  их  несоблюдение. Они  полностью  запрещают  определенное  поведение  и  исключают  возможность  признания такого поведения соответствующим  требованиям законодательства [18, c. 77].

В то же время осуществление  отдельных видов деятельности связано  с потенциальной опасностью для  жизни и  здоровья  граждан, национальной безопасности и т.п. В подобных случаях  коллизия между общественной потребностью  и  риском  возникновения  негативных  последствий  порождает необходимость  установления  относительных  запретов, которые  допускают существование  исключений  из  запрещенного. Наличие  таких  запретов  обусловило  создание механизма, позволяющего  получить право на  совершение тех действий, в отношении которых действует  запрет. Частью  этого механизма  является разрешительная  система [18, c. 77].

 

4.2 Организация работы органов внутренних дел по осуществлению разрешительной системы, ее правовые основы

 

Задачи органов внутренних дел по обеспечению разрешительной системы:

1. Предупреждение хищений  и утраты предметов и веществ,  являющихся объектами разрешительной  системы, и недопущение использования  их не по назначению или  в преступных целях.

2. Обеспечение строгого  соблюдения правил приобретения, перевозки, хранения и использования  предметов и веществ, являющихся  объектами разрешительной системы.

3. Выявление и устранение  причин и условий, которые могут  вызвать наступление вредных  последствий, нарушение общественного  порядка и общественной безопасности [19, c. 44].

Направления деятельности органов внутренних дел по обеспечению  разрешительной системы:

а) предварительное обследование объектов разрешительной системы;

б) проверка и допуск лиц к работе, связанной с приобретением, хранением, перевозкой и использованием предметов и веществ, подпадающих  под разрешительную систему;

в) выдача лицензий, сертификатов и разрешений на право приобретения, перевозку, использование, хранение и  экспонирование объектов разрешительной системы;

г) регистрация и учет объектов разрешительной системы;

д) проведение профилактических мероприятий по предупреждению и  пресечению нарушений правил разрешительной системы;

е) периодическая проверка работников предприятий, организаций  и учреждений с особыми уставными  задачами на пригодность к действиям, связанным с применением огнестрельного оружия и специальных средств     [19, c. 44].

 

4.3 Порядок осуществления разрешительной системы

 

В соответствии с Законом  Республики Беларусь от 13.11.2001 «Об оружии»  право на приобретение гладкоствольного охотничьего оружия и боеприпасов  к нему имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста и имеющие государственное удостоверение  на право охоты, после получения  соответствующего разрешения в ОВД [11].

Не имеют право  на приобретение гладкоствольного охотничьего  оружия граждане, имеющие судимость  за совершение умышленных преступлений, отбывающие наказание за совершенное  преступление, подвергавшиеся административному  взысканию за правонарушения, посягающие на общественный порядок, правосудие и  установленный порядок управления, не имеющие постоянного места  жительства или условий хранения, обеспечивающих сохранность оружия и боеприпасов [11].

Хранение осуществляется:

по месту постоянного  проживания в запирающихся на замок  сейфах или металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом, в разобранном, разряженном состоянии, со спущенными курками, отдельно от боевых припасов.

К оружию не должны иметь  доступ посторонние лица и дети. Не допускается развешивание огнестрельного оружия и боеприпасов на стенах комнат.

Категорически запрещается  хранение оружия вне мест постоянного  проживания владельца (на дачах, в садовых  домиках, гаражах, сараях, вагончиках, шалашах, чердаках и т.п.), а так  же в общежитиях (за исключением  семейных, где отдельную комнату (комнаты) занимают члены одной семьи), временных вахтовых помещениях, у  родственников и знакомых [11].

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» к разрешительной деятельности органов внутренних дел относятся следующие административные процедуры:

21.1. Выдача разрешения  на приобретение гражданского  оружия гражданам Республики  Беларусь, иностранным гражданам  и лицам без гражданства, постоянно  проживающим в Республике Беларусь

21.2. Продление срока  действия разрешения на приобретение  гражданского оружия гражданам  Республики Беларусь, иностранным  гражданам и лицам без гражданства,  постоянно проживающим в Республике  Беларусь

21.3. Выдача разрешения  на хранение и ношение: 

21.3.1. гражданского оружия  гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам  без гражданства, постоянно проживающим  в Республике Беларусь

21.3.2. наградного оружия  гражданам Республики Беларусь

21.4. Продление срока  действия разрешения на хранение  и ношение гражданского оружия  гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам  без гражданства, постоянно проживающим  в Республике Беларусь

21.5. Выдача разрешения  на приобретение гражданского  оружия иностранным гражданам  и лицам без гражданства, временно  пребывающим или временно проживающим  в Республике Беларусь Государственный  орган (иная организация), в который  гражданин должен обратиться  орган внутренних дел по месту  регистрации

21.6. Продление срока  действия разрешения на приобретение  гражданского оружия иностранным  гражданам и лицам без гражданства,  временно пребывающим или временно  проживающим в Республике Беларусь. Порядок их осуществления четко определен вышеназванным Указом [9].

 

4.4 Осуществление контроля за объектами разрешительной системы

 

Места хранения оружия и  боеприпасов (оружейные комнаты) являются объектами разрешительной системы  и в соответствии с действующими нормативными актами органы внутренних дел имеют право контроля за порядком приобретения, хранения, учета и  использования оружия и боеприпасов.

Осуществление контроля позволяет органам внутренних дел  выявлять нарушения правил оборота  оружия, незамедлительно реагировать  на выявленные нарушения и применять  предусмотренные законом меры административного  и уголовного воздействия [19, c. 44].

Сотрудники органов  внутренних дел при осуществлении  контроля за оборотом оружия имеют  право производить осмотр оружия в местах его хранения. Изымать  и уничтожать оружие и патроны, запрещенные  к обороту на территории Республики Беларусь. Требовать от юридических  лиц и граждан предоставления устной или письменной информации для  выполнения контрольных функция.

При выявлении нарушений  имеют право давать обязательные для исполнения гражданами, должностными лицами письменные предписания об устранении нарушений с указанием конкретного  срока [9, c. 45].

В случае возникновения  обстоятельств, при которых не обеспечивается сохранность оружия, сотрудники милиции  изымают оружие и передают его  на хранение в органы внутренних дел. По фактам нарушений установленных  правил оборота оружия выписываются письменные предупреждения, а при  совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении [9, c. 45].

 

4.5 Ответственность за нарушение разрешительной системы

 

Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях  предусмотрена ответственность  за следующие нарушения разрешительной системы.

Во-первых, за незаконные ношение либо перевозка газового, пневматического или метательного оружия  статьей 23.46 КоАП предусмотрено  наложение штрафа в размере от восьми до десяти базовых величин  с конфискацией предмета административного  правонарушения или без конфискации [4].

Во-вторых, за нарушение  правил учета, хранения, использования, перевозки или пересылки огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывоопасных, легковоспламеняющихся, едких веществ или пиротехнических  изделий частью 1 статьи 23.48 КоАП установлена  административная ответственность  в виде предупреждения или наложения  штрафа в размере до десяти базовых  величин [4].

В-третьих, статьей 23.49 КоАП предусмотрена ответственность  за нарушение установленных сроков регистрации (перерегистрации) огнестрельного или газового оружия либо правил постановки его на учет при изменении места  жительства или места пребывания, что влечет наложение штрафа в  размере от четырех до пятнадцати базовых величин [4].

В соответствии с частью 2 статьи 295 Уголовного кодекса Республики Беларусь незаконные изготовление, приобретение, передача во владение, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение  огнестрельного оружия (кроме охотничьего  огнестрельного гладкоствольного оружия), боеприпасов (кроме боеприпасов  к охотничьему огнестрельному гладкоствольному оружию), взрывчатых веществ, взрывных устройств, либо незаконные изготовление, приобретение, передача во владение, сбыт, перевозка, пересылка или ношение  составных частей или компонентов  огнестрельного оружия (кроме составных  частей и компонентов охотничьего  огнестрельного гладкоствольного оружия), либо незаконные изготовление или сбыт основных частей взрывных устройств  наказываются исправительными работами на срок до двух лет, или арестом  на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или  лишением свободы на срок до семи лет  с конфискацией имущества или  без конфискации [17].

Часть 1 статьи 295-1 предусматривает  уголовную ответственность за незаконные приобретение, передача во владение, хранение, перевозка, пересылка или ношение  охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия или боеприпасов к нему либо незаконные приобретение, передача во владение, перевозка, пересылка или  ношение составных частей или  компонентов охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, совершенные  в течение года после наложения  административного взыскания за такие же действия, в виде штрафа, или исправительных работами на срок до двух лет, или ареста на срок до шести  месяцев [17].

Информация о работе Правовое положение и организационное построение органов внутренних дел республики Беларусь