Содержание
Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Локальное регулирование
трудовых отношений………………5
1.1 Понятие и роль локального
регулирования трудовых отношений…5
1.2 Виды локальных нормативно-правовых
актов……………………….9
Глава 2. Принятия локальных
нормативно-правовых актов…………...14
2.1 Порядок принятия локальных
нормативно-правовых актов……….14
2.2 Процедуры принятия
локальных нормативно-правовых актов……20
2.3
Недействительность локальных нормативных
актов
Заключение………………………………………………………………..26
Список использованной литературы…………………………………….27
Введение
На современном этапе развития
нашего государства, очевидно, что его
правовая система претерпела существенные
изменения. Изменился подход к пониманию
роли государства в обществе в целом и
экономике в частности. В системе социальных
регуляторов нормы права выделяются общеобязательным
характером своих предписаний. Эта особенность
правовых норм обусловлена формой их выражения.
Одной из разновидностей правовых
норм являются локальные правовые нормы,
которые имеют конкретизирующий, детальный
характер.
Актуальность данной работы
связана с тем, что в результате конкретизации
и детализации формируется целостная
система регулирования хозяйственных
отношений, в которой общие принципы и
нормы дополняются и детализируются локальными
нормами и механизмами, обеспечивающими
реализацию общих принципов и норм на
уровне хозяйствующего субъекта.
Государство со своей стороны
не предписывает специального поведения
для хозяйствующего субъекта, оно лишь
формирует правила, так сказать устанавливает
рамки, которым это поведение должно подчиняться.
Локальное нормотворчество
имеет характерную особенность: по своему
содержанию оно распространяется лишь
на определенных участках общественных
отношений. Обладая конкретизирующим
свойством, оно компенсирует несовершенство
законодательства.
Общее понятие «нормативно-правовые
акты» включает широкий комплекс актов
правотворчества, издаваемых органами
законодательной, исполнительной, а нередко
и судебной власти. Нормативно-правовыми
они называются потому, что содержат нормы
права. По существу, данное понятие является
синонимом понятия «законодательство»
в широком смысле. Это основной источник
права в странах романо-германской правой
системы. Немаловажную роль играют нормативно-правовые
акты и в странах англо-американского
права.
Данная тема, имеет большое
практическое значение, так как нормативно-правовые
акты в правовом регулировании имеют ряд
существенных преимуществ в сравнении
с другими источниками права: это, в частности,
общий характер содержащихся в них предписаний,
рассчитанных на многократное применение,
возможность охвата широких сфер общественной
жизни, относительная быстрота процедуры
их принятия, изменения или отмены, высокая
техника систематизации и кодификации
нормативно-правовых актов.
Следует особо отметить, что
представления об источниках права, так
же, как и их видах, никогда не оставались
неизменными. Некоторые из них (правовой
обычай, закон, прецедент), совершив значительную
эволюцию с древнейших времен, сохранились
в правовых системах и поныне. Другие бесследно
исчезли. Третьи же, утратив какую-либо
практическую значимость, сохранили лишь
историческую ценность. Среди последних
выделяются, например, сочинения римских
юристов, которые некогда были практически
значимыми, а в настоящее время сохранили
лишь свою теоретическую и практическую
значимость.
Локальные правовые нормы представляют
собой одну из разновидностей правовых
норм. Они разрабатываются органами управления
корпорации и адресуются ее членам (учредителям,
акционерам, служащим и т.д.). Локальные
правовые нормы регулируют наиболее важные
отношения, складывающиеся на предприятии,
и поэтому они весьма значимы.
Объектом являются общественные
отношения по разработке, применению и
совершенствованию локальных нормативных
актов, правовых норм, опосредующих внутренний
трудовой распорядок организации.
Предметом исследования настоящей
работы являются локальные нормативные
акты, локальные нормы, которые определяют
внутренний трудовой распорядок организации,
их система, функциональная направленность,
порядок разработки, специфика содержания
и применения в рыночных условиях хозяйствования.
Целью данной работы является
анализ регулирования процесса труда,
трудовых отношений.
К задачам проведенного исследования
можно отнести следующие:
- Дать представление о понятии
и роли локального регулирования трудовых
отношений;
- Определить направления, по
которым осуществляется взаимодействие
централизованного и локального правового
регулирования;
- Определить виды локальных
нормативно-правовых актов и определить
порядок и процедуры их принятия.
- Структура работы традиционна.
Она состоит из 2 глав, позволяющих в полном
объеме реализовать поставленные цели
и задачи.
Глава 1. Локальное
регулирование трудовых отношений
1.1 Понятие и
роль локального регулирования
трудовых отношений
В условиях перехода к рыночной
организации труда резко возрастает роль
локального правового регулирования трудовых
отношений — это самостоятельная форма
реализации законов и иных нормативных
правовых актов. В отличие от других форм
предполагает осуществление нормотворческих
функций работодателем самостоятельно
либо с учетом мнения представительного
органа работников и связана с принятием
таких нормативных правовых актов, которые
действуют только на предприятии, в учреждении,
организации.
Использование данного метода
регулирования позволяет, с одной стороны,
работодателю оперативно принимать внутренние
акты, направленные на обеспечение реализации
внешних нормативных правовых актов, а
с другой — дает возможность работникам
через выборные представительные органы
участвовать в управлении.
Локальные нормативно-правовые
акты, принятые на предприятии, определяют
его особый внутренний правопорядок. Они
ближе к опосредуемым общественным отношениям,
чем централизованные, быстрее улавливают
их динамику, более полно учитывают особенности
и специфику регулирования применительно
к конкретной организации.
Взаимодействие централизованного
и локального правового регулирования
осуществляется по следующим направлениям:
1. Признание за работодателями
и представителями работников
прав и обязанностей на локальное
нормотворчество. Статья 8 Трудового
кодекса в систему трудового
законодательства включает и
локальные акты, содержащие нормы
трудового права.
Пределы локального правового
регулирования устанавливаются государством
путем издания государственными органами:
а) управомочивающих норм, которыми
работодателю и представителю работников
предоставляется возможность принимать
по многим вопросам «свои» правовые установления.
Происходит это с использованием
таких терминов, как «могут устанавливаться»,
«допускается», «имеет право» и т.д.
Так, в коллективном договоре,
с учетом финансового экономического
положения работодателя, могут устанавливаться
льготы и преимущества для работников,
условия труда, более благоприятные по
сравнению с закрепленными в законах,
иных нормативных актах, соглашениях;
перечень должностей работников с ненормированным
рабочим днем определяется коллективным
договором, соглашением или правилами
внутреннего трудового распорядка; работодатель
до истечения года со дня применения дисциплинарного
взыскания имеет право снять его с работника
по собственной инициативе, по просьбе
работника, его непосредственного руководителя
или представительного органа работников
и т.п.;
б) норм, которые предписывают
работодателю издать или принять локальный
нормативный акт самостоятельно, но с
соблюдением соответствующих процедур
(очередность предоставления оплачиваемых
отпусков должна определяться ежегодно
в соответствии с графиком отпусков, утвержденным
работодателем с учетом мнения выборного
профсоюзного органа данной организации);
в) норм, содержащих запреты
и ограничения в сфере локального регулирования
и определяющих область централизованного
правового регулирования (тарифная система
оплаты труда работников предприятий,
финансируемых из бюджета всех уровней,
устанавливается на основе единой тарифной
сетки по оплате труда работников бюджетной
сферы, утверждаемой в порядке, установленном
федеральным законом; не допускается закрепление
в коллективных договорах или индивидуальных
трудовых договорах условий труда инвалидов
(оплата труда, режим рабочего времени
и времени отдыха, продолжительность ежегодного
и дополнительного оплачиваемых отпусков
и др.), ухудшающих их положение по сравнению
с другими работниками).
2. Закрепления за работодателем
и представительными органами
работников обязанностей по осуществлению
локального правового регулирования
отдельных трудовых отношений (по
выплате заработной платы, установлению
рабочего времени и времени отдыха
и др.)
3. Официального признания
локальных нормативных актов
правовой основой для решения
дел в суде.
4. Установления на федеральном
уровне минимума правовых гарантий
(минимальной заработной платы, минимальной
продолжительности отпуска), который
не может снижаться в локальном
порядке; определения желательного
варианта правового регулирования
отдельных видов трудовых отношений
посредством выработки соответствующих
рекомендаций или примерных типовых
правовых актов (заключение трудовых
договоров, связанных с допуском
к государственной тайне, договоров
о полной материальной ответственности,
формирование представительных
органов работников и т.д.).
5. Установления процедуры
разработки и принятия локальных
правовых актов.
6. Юридического обеспечения
прав работодателей и работников
в области локального регулирования.
7. Закрепления в федеральных
нормативных актах правовых норм,
локального нормотворчества, широко
применяемых на практике.
Анализ взаимодействия централизованного
и локального регулирования свидетельствует
о том, что последнее является подзаконным
и носит дополнительный, вторичный характер,
но играет существенную роль в обеспечении
трудовых прав работников [3].
Под законность локальных правовых
актов и норм предполагает:
- соответствие их содержания
положениям федеральных и региональных
законов, иных правовых актов, принятых
на этих уровнях регулирования;
- соблюдение требуемого порядка
принятия (издания) локальных актов или
норм;
- правильное определение пределов
локального нормотворчества[6].
Государственное регулирование
процедуры разработки и принятия локальных
нормативных актов трудового и трудового
процедурно-процессуального права включает:
- определение сферы их действия,
порядка принятия наиболее важных (коллективных
договоров, правил внутреннего трудового
распорядка) и разрешения возникающих
разногласий;
- соответствующей регистрации
некоторых из них.
В современных условиях роль
локального регулирования трудовых и
смежных с ними отношений резко возрастает.
Эта потребность нашла отражение в Трудовом
кодексе, который:
- значительно расширил пределы
договорного и локального правового регулирования;
- распространил их на все организации;
- усовершенствовал локальное
регулирование отдельных видов трудовых
отношений;
- предоставил работодателям
широкие полномочия в этой области [3].
Итак, регулирование может осуществляться
в рамках предприятия в целом, в филиале,
представительстве, ином обособленном
структурном подразделении. Оно осуществляется
либо работодателем самостоятельно, либо
с участием работников или их представительных
органов и направлено на упорядочение
правового регулирования трудовых отношений.
Основное значение этого регулирования
заключается в том, что оно предоставляет
возможность работодателям и работникам
самостоятельно вырабатывать правила
поведения, объективно необходимые в конкретных
условиях предприятия, побуждает конкретных
субъектов правотворчества на локальном
уровне к действиям.
1.2 Виды локальных
нормативно-правовых актов
Исходя из положений, записанных в Трудовом
кодексе Российской Федерации, различают
два вида локальных нормативных актов.
Первый -
акты, разрабатываемые и принимаемые работодателем
самостоятельно (документы технологического
процесса).
Второй -
акты, принимаемые совместно (коллективный
договор) или с учетом мнения выборного
представительного (обычно профсоюзного)
органа, представляющего интересы работников
организации.
Работодателю, необходимо учитывать
мнение выборного органа первичной профсоюзной
организации. К ним, в частности, относятся:
а) изменение определенных сторонами условий
трудового договора по причинам, связанным с изменением
организационных или технологических
условий труда, когда эти причины могут
повлечь за собой массовое увольнение
работников (в этих случаях работодатель
в целях сохранения рабочих мест имеет
право с учетом мнения выборного органа
первичной профсоюзной организации и
в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ, вводить
режим неполного рабочего дня (смены)
и (или) неполной рабочей недели на срок
до шести месяцев (ст. 74 ТК РФ);
б) отмена режима неполного
рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели
ранее срока, на который они были установлены в порядке,
предусмотренном ст.
74 ТК РФ;
в) привлечение к сверхурочным
работам (ст.99 ТК РФ);
г) регулирование вопросов, связанных с
разделением рабочего дня на части (ст.105
ТК РФ);
д.) определение размера
и порядка выплаты вознаграждения за работу в нерабочие
праздничные дни (ст.
112 ТК РФ);
е) привлечение к работе в
выходные и нерабочие праздничные дни
(ст.113 ТК РФ);
ж) порядок и условия предоставления дополнительных
отпусков (ст.116 ТК РФ);
З.) утверждение графика предоставления
оплачиваемых отпусков
(ст. 123 ТК РФ);