Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 13:59, курсовая работа
Цель курсовой работы: анализ государственной правоохранительной службы.
Для достижения поставленной цели курсовой работы были определены следующие задачи:
–проанализировать место правоохранительной службы в системе государственной службы РФ, её принципы и задачи;
–раскрыть особенности прохождения правоохранительной службы;
–перечислить правоохранительные органы и структуры в РФ;
Введение 3
Глава 1. Правоохранительная служба как вид государственной службы РФ 6
1. 1 Понятие, признаки, принципы правоохранительной службы 6
1.2 Задачи и функции правоохранительной службы 11
Глава 2. Виды правоохранительной службы в РФ 15
2.1 Правоохранительные органы РФ 15
2.2 Функции правоохранительных органов 18
Глава 3. Деятельность правоохранительной службы 20
3.1 Основные направления правоохранительной деятельности 20
3.2 Контроль над деятельностью правоохранительных органов 24
Заключение 29
Список литературы 30
Словосочетания «
Характеризуя понятие
«правоохранительная
Еще правоохранительную деятельность можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком смысле - это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. В узком смысле правоохранительная деятельность - это деятельность специально управомоченных (компетентных) органов обеспечения законности и правопорядка, которые существуют только или главным образом для выполнения задач обеспечения безопасности и охраны правопорядка
В связи с этим важно подчеркнуть, что правоохранительная служба во всех странах создается для решения не ведомственных или местнических, а, прежде всего, общегосударственных, общенародных задач. Она служит интересам общества, обеспечивает выполнение конституционных требований о поддержке социальной сферы, создании условий для свободного развития каждого, о реализации обязательств государства по поддержанию определенного уровня жизни народа, удовлетворению его материальных и духовных потребностей, повышению благосостояния населения.
Рассматривая и анализируя роль участников правоохранительной деятельности, нетрудно убедиться, что для многих из них она не является единственной. Исключением, скорее всего, являются суд, прокуратура, нотариат, арбитраж, другие чисто юридические учреждения. Не являются исключением в этом плане и органы исполнительной власти, осуществляющие главным образом или в основном правоохранительную деятельность. Например, для органов внутренних дел (ОВД) правоохранительная деятельность — лишь часть их многофункциональной деятельности, связанной с решением многочисленных хозяйственно-тыловых, кадровых вопросов, регулированием движения, выполнением вахтерских, сторожевых функций, наведением элементарного порядка, в том числе санитарного, скажем, в общественных местах, на улицах, без применения норм права. Целый ряд из перечисленных направлений деятельности ОВД характерен и для остальных органов исполнительной власти, осуществляющих правоохранительную работу (в частности, финансовое, хозяйственное обеспечение, кадровая, штабная работа).
Итак, среди ученых существуют
разные определения понятия
Основные направления деятельности правоохранительных органов необходимо отличать от функций. Эти категории находятся в разных плоскостях и взаимно дополняют общую характеристику организации и деятельности правоохранительных органов. Если функции связаны с задачами, которые решают правоохранительные органы в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями, то основные направления определяют цели деятельности правоохранительных органов, которые вытекают из правовой политики государства19.
Прежде чем рассмотреть эти основные направления, необходимо уяснить, участвуют ли правоохранительные органы в политике, и если участвуют, в чем это участие заключается20. Данный вопрос возникает в связи с тем, что в последние годы много говорится о деполитизации правоохранительных органов. Во времена тоталитарного режима правоохранительные органы рассматривались в качестве проводника политики коммунистической партии. В связи с ликвидацией однопартийной монополии и утверждением в обществе многопартийности стало очевидно, что правоохранительные органы не могут находиться под влиянием какой-то одной или даже нескольких партий. В последнем случае они просто потеряли бы способность выполнять возложенные на них функции и превратились в арену межпартийных дискуссий или борьбы различных партийных интересов. Поэтому единственно верным выходом оказалась деполитизация правоохранительных органов – они должны служить государству, которое провозглашено всенародно утвержденной Конституцией Российской Федерации, и, следовательно, руководствоваться в своей деятельности его правовой политикой как частью социальной политики.
Исходя из сказанного следует, что правоохранительные органы должны находится вне политики различных партий и остальных политических групп. Но это вовсе не означает, что они не должны принимать участие в осуществлении правовой политики государства, которая в настоящее время определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, другими законами и иными нормативными актами, принятыми в установленном порядке, в целях создания правового государства и гражданского общества в России (перспективная цель), сокращения преступности и всех правонарушений (ближайшая цель) путем:
Таковы основные направления организации и деятельности правоохранительных органов, которые детализируются в различных системах правовой политики государства (гражданско-правовой, уголовно-правовой, административно-правовой, процессуальной и др.) в переходный от тоталитаризма к демократии период, к сожалению, воспринятый многими гражданами как обретение неограниченной свободы действий, включая игнорирование законов, определяющих рамки законопослушного поведения.
Участие граждан и государственных структур в контроле и оценке эффективности деятельности правоохранительных органов является одним из признаков социальной ориентированности деятельности правоохранительной службы. В литературе нередко отмечается, что необходимость гражданского или общественного контроля крайне важна для Российской действительности21.
Государственный контроль вытекает из сущности власти и государства. Но, как всякий элемент этих категорий, он имеет свое место в государственном управлении, которое определяется функциями государственного управления, целями и иерархией государственной власти и общественно необходимым разделением труда. В этой связи рассмотрим сущность каждого из этих аспектов и их взаимосвязь с государственным контролем.
В процессе государственного
управления как, впрочем, и всякого
другого, осуществляется ряд функций
управления, которые обеспечивают замкнутый
цикл управления. К ним относятся:
планирование, предполагающее установление
цели и мероприятий по ее достижению;
мотивация (стимулирование), обеспечивающая
заинтересованность людей в достижении
цели; контроль, определяющий степень
достижения целей и позволяющий
переходить к новому циклу управления
- корректировке целей или
Таким образом, контроль, являясь
завершающей стадией цикла
В настоящее время отечественное законодательство опирается на две модели организации контроля и взаимодействия правоохранительных органов - централизованную и децентрализованную.
Централизованная модель опирается на концентрацию неограниченных контрольных функций у высших органов власти и управления, таких как Президент РФ, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека и т.д. Безусловно, что эти полномочия крайне необходимы. Однако в силу своей специфики и места в системе правления указанные органы и должностные лица не могут и не должны в принципе участвовать в тотальном контроле подчиненных структур. В свою же очередь, те подчиненные правоохранительные структуры, которые уполномочены разрешать непосредственные задачи, вытекающие из контрольных функций, не всегда обладают достаточной силой принуждения.
Децентрализованная модель
контроля компенсирует недостаточность
полномочий привлечением общественности
в управление интересами по правовой
охране. С этой целью формируются
различные структуры, например, при
Общественной палате при Президенте
РФ создан комитет по контролю над
деятельностью
Однако мы полагаем, что
в силу специфики правоохранительной
деятельности, вряд ли стоит допускать
всех желающих к обсуждению принимаемых
решений в сфере
Таким образом, на данный момент
конституционным и
Начало административной
реформы в части
Немаловажную роль играет информированность граждан об органе власти и основных проводимых им мероприятиях. Следует признать, что проблема гласности в правоохранительной деятельности, несомненно, существует. Многие решения должностных лиц не являются объяснимыми как с точки зрения логики обывателя, так, порою, и с точки зрения проверяющих работников. Все это порождает сомнения в искренности работников правоохранительных органов, вызывает упреки в коррупции, а, следовательно, подрывает доверие граждан к государству. Но необходимость повышения качества правоохранительной деятельности следует решать не только за счет расширения и без того объемного списка контрольных структур, а, прежде всего, за счет повышения социокультурного и нравственного уровня сотрудников правоохранительной службы.
Соответствующая информированность достигается путем обеспечения прав граждан и организаций на доступ к информации о деятельности Правительства РФ, федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Однако созданные информационные порталы федеральных органов исполнительной власти в большинстве случаев не отражают всех аспектов их деятельности, нередко содержат устаревшую информацию, не указывают каналы возможной связи с гражданами и организациями.
Более эффективным в современных
условиях является внедрение института
общественных инспекторов правоохранительных
структур (внештатных сотрудников). Эффективность
применения их труда возрастает потому,
что законодательством
В плане совершенствования централизованной модели в литературе высказано мнение о целесообразности создания органа координации контроля (в плане правоохранительных задач), например Координационного Совета при Президенте. Однако при этом забывается, что совещательные полномочия подменяют, но не заменяют принудительного воздействия, суть которого составляет компетенцию правоохранительных органов.
В ряде научных разработок основное внимание уделено анализу практических аспектов деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в процессе осуществления ими функций государственного контроля и предлагаются действенные рекомендации23. Но основная, на наш взгляд, проблема контроля над реализацией предоставленных работникам правоохранительной службы полномочий не решена. По сути дела, существующая ныне система правового регулирования правоохранительной службы носит дифференцированный характер в зависимости от видов правоохранительных органов: служба в органах суда, прокуратуры, милиции, таможенных органах, органах уголовно-исполнительной системы, служба судебных приставов и т.д.