Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 17:23, курсовая работа
Актуальность исследовательской работы заключается в том, что определение предмета и метода административного достаточно сложно.
Административное право как одна из отраслей правовой системы Российской Федерации объективно связана с таким социальным явлением, которое в общем виде обычно обозначают как управление. Таким образом, термин латинского происхождения (администрация - управление) стал универсальным средством для характеристики определенного вида деятельности, то есть совокупности действий, направленных на достижение определенных общественно значимых целей.
Введение.
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА.
1.1.Предмет науки административного права.
1.2.Характеристика предмета административного права.
ГЛАВА 2. МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.
2.1. Понятие и общая характеристика метода административного права.
2.2. Содержание метода административного права.
Заключение.
Список литературы.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное бюджетное образовательное
учреждение высшего
«Восточно-Сибирский
(ГОУ ВПО ВСГУТУ)
Институт экономики и права
Юридический факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине
На тему: ПРЕДМЕТ И МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.
Исполнитель: студент дневной формы обучения группы 572-3
Сидорова Татьяна Андреевна.
Руководитель работы: Протасов Руслан Станиславович.
Дата защиты ________
Оценка _____________
Улан-Удэ 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение.
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА.
1.1.Предмет науки
1.2.Характеристика предмета административного
права.
ГЛАВА 2. МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.
2.1. Понятие и общая характеристика метода
административного права.
2.2. Содержание метода административного
права.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Актуальность
Административное право как одна из отраслей правовой системы Российской Федерации объективно связана с таким социальным явлением, которое в общем виде обычно обозначают как управление. Таким образом, термин латинского происхождения (администрация - управление) стал универсальным средством для характеристики определенного вида деятельности, то есть совокупности действий, направленных на достижение определенных общественно значимых целей.
В настоящей работе будет дана общая характеристика административного права как одной из важнейших отраслей права в России, регулирующего широкий круг общественных отношений и не имеющего четко очерченных границ своего воздействия. Целью работы является: предмет административного права: его составляющие, функции административного права, цели административно-правового регулирования, характеристика, права и административно-правовых отношений.
Задачей исследования является детальное изучение предмета и метода административного права.
Формирование в нашей
стране основ правового
Предметом исследования является административное право. Объектом исследования является изучение предмета и метода административного права.
Далее в работе приводится
краткая характеристика основных источников
российского административного
права и особенностей метода
административно-правового
Глава 1. ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА.
1.1.Предмет науки
В юридической науке утвердилось
мнение о том, что отрасли права
отличаются друг от друга, прежде всего
предметом и методом правового
регулирования. В литературе по поводу
содержания и структуры предмета
административного права
Так, Д.Н. Бахрах отмечает, что «предметом административного права являются отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных и муниципальных органов, а также в ходе реализации административной власти судьями и общественными организациями»1.
Также имеется и другое
мнение по поводу предмета административного
права. Так, по мнению Ю.М. Козлова, «предмет
административного права
а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной и судебной власти, а также органов прокуратуры;
в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;
г) отдельные управленческие
отношения организационного характера,
возникающие в сфере внутренней
жизни общественных объединений
и других негосударственных
Таким образом, Ю.М. Козлов в качестве предмета административного права рассматривает круг общественных отношений, складывающийся в сфере исполнительной власти.
Однако, по мнению Б.Н. Габричидзе, «ограничение предмета административного права только кругом общественных отношений в сфере исполнительной власти сужает и тем самым обедняет и этот предмет, и, в конечном счете, само административное право. Где-то в тени остаются гражданин и исполнительная власть; административно-правовая часть статусов гражданина и общественных обязанностей; ответственность административных органов перед гражданином и общественными объединениями; контроль над деятельностью органов, звеньев и подразделений исполнительной власти, а также иных административных структур и учреждений»3.
Следовательно, в современных условиях требуется видоизменить подход к предмету административного права и определять его предмет с новых демократических позиций.
Необходимо сказать, что
административное право представляет
собой отрасль правовой системы
РФ, которая призвана регулировать
особую группу общественных отношений.
Главная их особенность состоит
в том, что они возникают, развиваются
и прекращаются в сфере государственного
управления, т.е. в связи с организацией
и функционированием системы
исполнительной власти на всех национально-государственных
и территориальных уровнях
В этих общественных отношениях соответственно:
а) опосредуется закрепленная в Конституции РФ государственная политика признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
б) непосредственно выражается многообразное содержание подчиненного задачам реализации этой политики особого вида государственной деятельности по практической реализации исполнительной власти как одной из ветвей единой государственной власти;
в) выражаются приоритет публично-правовых интересов в регулируемой сфере и соответствующие им государственно-правовые средства воздействия на общественные связи.
Такого рода общественные отношения принято называть управленческими. Они и составляют предмет административного права.
Эти общественные отношения
непосредственно связаны с
Из этого следует, что не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управленческими, можно отнести к предмету административного права. В частности, отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественные объединения, коммерческие структуры и т.п.), не относятся к предмету административного права. Так, назначение внутрипрофсоюзных, внутрипартийных и подобных им управленческих отношений состоит в обеспечении необходимой самоорганизации (организация собственных дел), а не в выражении интересов государства.
Однако это не означает,
что административное право безразлично
к организации и деятельности
негосударственных
Главное, что характерно
для регулятивной роли административного
права и в чем в наибольшей
степени проявляются его
Свое регулятивное воздействие
административное право оказывает
на управленческие общественные отношения,
придавая им упорядоченный, т.е. соответствующий
интересам государства и
Соответственно
Данную область общественных
отношений традиционно называют
сферой государственного управления,
в рамках которой органы и должностные
лица исполнительной власти повседневно
руководят экономическими, социально-культурными
и административно-
Таким образом, органы и должностные лица исполнительной власти можно обозначить специальными субъектами, которые повсеместно участвуют в отношениях, регулируемых административным правом, и отношения без их участия не могут относиться к предмету административного права.
Субъекты исполнительной власти могут совершать и такие действия, которые регламентируются другими отраслями права (например, заключение гражданско-правовых сделок). Фактически в сфере государственного управления могут действовать нормы гражданского, трудового, финансового, земельного и других отраслей права, причем ими регулируются лишь отдельные стороны деятельности исполнительных органов. Значит, наличие субъекта исполнительной власти в данном общественном отношении не всегда достаточно для квалификации его в качестве управленческого и, следовательно, нуждающегося в административно-правовом оформлении. Например, конституционные нормы регламентируют основы взаимоотношений Правительства РФ – высшего звена системы органов исполнительной власти – с Государственной Думой РФ, т.е. с органом законодательной власти. Отношения такого рода являются государственно-правовыми, а не управленческими, хотя с внешней стороны они могут восприниматься в качестве таковых и регулируются нормами конституционного права.
Административное право
регулирует те отношения с участием
соответствующих субъектов
Следует особо отметить,
что такие категории, как «сфера
государственного управления» и
«управленческие отношения», настолько
многозначны, что охватывают все
основные проявления экономической, социально-культурной
и административно-политической сфер
жизни общества. Соответственно они
обнаруживаются и там, где действуют
нормы иных отраслей права. Иначе
говоря, управленческими по своей
сути могут быть общественные отношения,
входящие в предмет иных отраслей
права, что, однако, не исключает их
из механизма административно-