Предмет и метод административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследовательской работы заключается в том, что определение предмета и метода административного достаточно сложно.
Административное право как одна из отраслей правовой системы Российской Федерации объективно связана с таким социальным явлением, которое в общем виде обычно обозначают как управление. Таким образом, термин латинского происхождения (администрация - управление) стал универсальным средством для характеристики определенного вида деятельности, то есть совокупности действий, направленных на достижение определенных общественно значимых целей.

Содержание

Введение.
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА.
1.1.Предмет науки административного права.
1.2.Характеристика предмета административного права.
ГЛАВА 2. МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.
2.1. Понятие и общая характеристика метода административного права.
2.2. Содержание метода административного права.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая полностью.docx

— 62.74 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное образовательное 

учреждение высшего профессионального  образования

«Восточно-Сибирский государственный  университет технологий и управления»

(ГОУ ВПО ВСГУТУ)

Институт экономики и  права

Юридический факультет

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 По дисциплине Административное  право

 

                На тему: ПРЕДМЕТ И МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.

 

Исполнитель: студент дневной  формы обучения группы 572-3

Сидорова Татьяна Андреевна.

 

 

 

                                       Руководитель работы: Протасов Руслан Станиславович.

 

                                                                                                            Дата сдачи _________

   Дата защиты ________

        Оценка _____________

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Введение.

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА.

1.1.Предмет науки административного  права. 
1.2.Характеристика предмета административного права. 
ГЛАВА 2. МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. 
2.1. Понятие и общая характеристика метода административного права.  
2.2. Содержание метода административного права. 
Заключение. 

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность исследовательской  работы заключается в том, что  определение предмета и метода административного  достаточно сложно.

Административное право  как одна из отраслей правовой системы  Российской Федерации объективно связана  с таким социальным явлением, которое  в общем виде обычно обозначают как  управление.  Таким образом, термин латинского происхождения  (администрация - управление) стал универсальным средством  для характеристики определенного  вида деятельности, то есть совокупности действий, направленных на достижение определенных общественно значимых целей.

В настоящей работе будет  дана общая характеристика административного  права как одной из важнейших  отраслей права в России, регулирующего  широкий круг общественных отношений  и не имеющего четко очерченных границ своего воздействия. Целью работы является: предмет административного права: его составляющие, функции административного права, цели административно-правового регулирования, характеристика, права и административно-правовых отношений.

Задачей исследования является детальное изучение предмета и метода административного права.

 Формирование в нашей  стране основ правового государства  требует создания такой правовой  системы, которая не опровергала  бы сама себя в силу внутренних  противоречий. Особое значение в  этом случае имеет применение  принципа системности права в  целом. Системный подход к структуре  права предполагает четкое определение  функций различных отраслей права.  Поэтому в третьем разделе  работы будут рассмотрены задачи  и функции административного  права как одного из элементов правовой системы РФ.

Предметом исследования является административное  право. Объектом исследования является изучение предмета и метода административного права.

Далее в работе приводится краткая характеристика основных источников  российского административного  права и особенностей метода  административно-правового регулирования  общественных отношений, а также  представлено место административного  права в правовой системе Российской Федерации и его взаимосвязь  с другими отраслями права  РФ.

 

Глава 1. ПРЕДМЕТ  АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА.

1.1.Предмет науки административное  право.

В юридической науке утвердилось  мнение о том, что отрасли права  отличаются друг от друга, прежде всего  предметом и методом правового  регулирования. В литературе по поводу содержания и структуры предмета административного права имеются  самые различные мнения.

Так, Д.Н. Бахрах отмечает, что «предметом административного права являются отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных и муниципальных органов, а также в ходе реализации административной власти судьями и общественными организациями»1.

Также имеется и другое мнение по поводу предмета административного  права. Так, по мнению Ю.М. Козлова, «предмет административного права достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, а именно:

а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно  реализуются задачи, функции и  полномочия исполнительной власти;

б) управленческие отношения  внутриорганизационного характера, возникающие  в процессе деятельности субъектов  законодательной и судебной власти, а также органов прокуратуры;

в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов  местного самоуправления;

г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере внутренней жизни общественных объединений  и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешневластных функций и полномочий»2.

Таким образом, Ю.М. Козлов в  качестве предмета административного  права рассматривает круг общественных отношений, складывающийся в сфере  исполнительной власти.

Однако, по мнению Б.Н. Габричидзе, «ограничение предмета административного права только кругом общественных отношений в сфере исполнительной власти сужает и тем самым обедняет и этот предмет, и, в конечном счете, само административное право. Где-то в тени остаются гражданин и исполнительная власть; административно-правовая часть статусов гражданина и общественных обязанностей; ответственность административных органов перед гражданином и общественными объединениями; контроль над деятельностью органов, звеньев и подразделений исполнительной власти, а также иных административных структур и учреждений»3.

Следовательно, в современных  условиях требуется видоизменить подход к предмету административного права  и определять его предмет с  новых демократических позиций.

Необходимо сказать, что  административное право представляет собой отрасль правовой системы  РФ, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность состоит  в том, что они возникают, развиваются  и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы  исполнительной власти на всех национально-государственных  и территориальных уровнях страны.

В этих общественных отношениях соответственно:

а) опосредуется закрепленная в Конституции РФ государственная  политика признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека;

б) непосредственно выражается многообразное содержание подчиненного задачам реализации этой политики особого  вида государственной деятельности по практической реализации исполнительной власти как одной из ветвей единой государственной власти;

в) выражаются приоритет  публично-правовых интересов в регулируемой сфере и соответствующие им государственно-правовые средства воздействия на общественные связи.

Такого рода общественные отношения принято называть управленческими. Они и составляют предмет административного  права.

Эти общественные отношения  непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью, а потому обобщенно  их можно назвать управленческими. Поскольку управление может осуществляться не только по государственной линии, то в данном случае речь пойдет об управленческих отношениях, в которых непосредственно  выражается государственный интерес, государственная управляющая воля.

Из этого следует, что  не все общественные отношения, по своей  природе являющиеся управленческими, можно отнести к предмету административного  права. В частности, отношения, возникающие  в связи с функционированием  негосударственных формирований (общественные объединения, коммерческие структуры  и т.п.), не относятся к предмету административного права. Так, назначение внутрипрофсоюзных, внутрипартийных и подобных им управленческих отношений состоит в обеспечении необходимой самоорганизации (организация собственных дел), а не в выражении интересов государства.

Однако это не означает, что административное право безразлично  к организации и деятельности негосударственных формирований. Его  нормы оказывают определенное регулирующее воздействие на них в тех случаях, когда это прямо предусматривается  действующим законодательством.

Главное, что характерно для регулятивной роли административного  права и в чем в наибольшей степени проявляются его особенности  – это функционирование системы  исполнительной власти. Соответственно, административное право отчетливо  выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или – правом управления).

Свое регулятивное воздействие  административное право оказывает  на управленческие общественные отношения, придавая им упорядоченный, т.е. соответствующий  интересам государства и общества, характер. В центре его внимания находятся отношения, которые непосредственно возникают в связи с практическим выполнением задач и функций государственно-управленческой деятельности.

Соответственно административное право регулирует такие общественные отношения, в рамках которых в  принципе исключено юридическое  равенство их участников. Объясняется  это тем, что в них непременно участвует субъект исполнительной власти, способный в силу предоставленных  ему властных полномочий подчинять  поведение иных участников этих отношений  своим односторонним волеизъявлениям.

Данную область общественных отношений традиционно называют сферой государственного управления, в рамках которой органы и должностные  лица исполнительной власти повседневно  руководят экономическими, социально-культурными  и административно-политическими  процессами свойственными для них методами.

Таким образом, органы и должностные  лица исполнительной власти можно обозначить специальными субъектами, которые повсеместно  участвуют в отношениях, регулируемых административным правом, и отношения  без их участия не могут относиться к предмету административного права.

Субъекты исполнительной власти могут совершать и такие  действия, которые регламентируются другими отраслями права (например, заключение гражданско-правовых сделок). Фактически в сфере государственного управления могут действовать нормы  гражданского, трудового, финансового, земельного и других отраслей права, причем ими регулируются лишь отдельные  стороны деятельности исполнительных органов. Значит, наличие субъекта исполнительной власти в данном общественном отношении  не всегда достаточно для квалификации его в качестве управленческого  и, следовательно, нуждающегося в административно-правовом оформлении. Например, конституционные  нормы регламентируют основы взаимоотношений  Правительства РФ – высшего звена  системы органов исполнительной власти – с Государственной Думой  РФ, т.е. с органом законодательной  власти. Отношения такого рода являются государственно-правовыми, а не управленческими, хотя с внешней стороны они  могут восприниматься в качестве таковых и регулируются нормами  конституционного права.

Административное право  регулирует те отношения с участием соответствующих субъектов исполнительной власти, которые складываются по поводу осуществления ими возложенных  именно на них управленческих функций. В них находит выражение целевое  назначение государственно-управленческой деятельности, а также оснащение  ее субъектов распорядительными, т.е. государственно-властными полномочиями, без которых невозможно практически обеспечить приоритет публично-правовых интересов в регулируемых административным правом управленческих отношениях. Без таковых исполнительный орган не может выступать в роли субъекта исполнительной власти, осуществлять управленческие функции.

Следует особо отметить, что такие категории, как «сфера государственного управления» и  «управленческие отношения», настолько  многозначны, что охватывают все  основные проявления экономической, социально-культурной и административно-политической сфер жизни общества. Соответственно они  обнаруживаются и там, где действуют  нормы иных отраслей права. Иначе  говоря, управленческими по своей  сути могут быть общественные отношения, входящие в предмет иных отраслей права, что, однако, не исключает их из механизма административно-правового  регулирования.

Информация о работе Предмет и метод административного права