Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 10:26, курсовая работа
Главной задачей курсовой работы является изучение, изложение, обоснование выводов и предложений по вопросам курсовой работы. Нами были рассмотрены следующие вопросы:
1. Социальная миссия потребительской кооперации;
2. Повышение роли пайщиков в деятельности потребительской кооперации;
3. Расширение функций магазинов потребительской кооперации. Магазин - заготовительный пункт;
4. Рекомендации Российской научно-технической конференции "Усиление борьбы с бедностью - стратегия и социальная миссия потребительской кооперации" (20-21 июня - г. Воронеж и Тамбов; 19-23 июля 2002 года - г. Белгород и Курск; 25 июля 2002 года - г. Орел)
- выстраивание партнерских отношений потребительских обществ с властными структурами и т. д.
Таким образом, стратегия развития потребительской кооперации, в основе которой лежит борьба с бедностью, безработицей, бездуховностью на селе, а также повышение роли кооперативных организаций в продовольственной безопасности страны - все это в полной мере способствует социальной политике государства и придает потребительской кооперации авторитет и вес в обществе.
Весь круг интересов потребительской кооперации может быть поделен на две части (таблица 2) :
а) направление хозяйственной деятельности;
б) социальные функции (ее миссия) .
Таблица 2
Потребительская кооперация как система (организация)
Хозяйственная деятельность |
Социальная миссия |
1 |
2 |
торговля; |
пайщик (хозяин потребкооперации); |
общественное питание; |
борьба с бедностью; |
закупки сельскохозяйственной продукции; |
обучение пайщиков, повышение их информированности; |
капитальное строительство; |
формирование общественного сознания; |
сельскохозяйственное производство; |
пропаганда идей кооперации и кооперативных принципов; |
транспорт; |
моральная и материальная помощь; |
образовательные, санаторно - курортные и медицинские услуги; |
содействие развитию личных подсобных хозяйств; |
производство товаров; |
выполнение требований закона о потребкооперации, уставов потребительских обществ; |
платные услуги. |
привлечение в потребкооперацию молодежи; |
повышение роли женщин в органах управления и контроля. |
Забота о человеке - в этом социальная идея, гуманистическая миссия, нравственная сущность и истина потребительской кооперации. Работа для людей, как раз и есть предназначение потребительской кооперации, ее социальная миссия.
Следовательно, по данному вопросу курсовой работы можно сделать следующие выводы. Потребительская кооперация осуществляет свою деятельность, главным образом, в селе. В социальной сфере села происходят существенные изменения. В настоящее время российская деревня переживает не лучшие времена. Начало XXI века ознаменовано безработицей, резким падением жизненного уровня, нарастанием социальной напряженности, расслоением общества, демографическим кризисом, утратой у населения доверия к власти, нравственной и моральной деградацией. Главное кооперативное преимущество потребительской кооперации - сочетание социальной миссии с хозяйственно-финансовой деятельность при приоритете социальных целей над экономическими. На первое место кооперативы ставят людей, являющихся собственниками кооперативного имущества. Приоритет социальной миссии, а предлагаемые меры нацелены на сохранение кооперативной самобытности, использование кооперативных преимуществ, а также на социальную поддержку обслуживаемого населения.
2.Повышение роли пайщиков в деятельности потребительской кооперации
Потребительские общества создаются пайщиками и призваны служить удовлетворению материальных и духовных потребностей пайщиков Экономическая деятельность потребкооперации нацелена на достижение максимальной пользы для широких слоев населения.
М. Туган-Барановский в своей книге «Социальные основы кооперации» цель кооперативов определил как наибольшую степень благосостояния своих членов. Он же и подчеркивал стремление кооперативов к увеличению трудовых доходов своих членов или уменьшение расходов этих членов на их потребительские нужды[9, c. 89-95]. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» признал пайщика самой важной фигурой не только в своем потребительском обществе, но и в системе потребительской кооперации. Через весь Закон красной нитью проходит одна основная идея: организации потребительской кооперации созданы пайщиками и должны верно служить интересам этих пайщиков.
Потребительские общества работников и работодателей – консолидация потребителей работников и членов их семей на системообразующих предприятиях.
Цель: повышение покупательной способности работников и привлекательности рабочих мест, формируемых работодателями.
Территориальные потребительские общества – консолидация потребителей в муниципальных образованиях:
- В сфере ЖКХ
- В социальной инфраструктуре предприятий
- По конфессиональному принципу
Цель: внебюджетная социальная поддержка населения на основе самоорганизации, самоуправления, самофинансирования.
Рисунок 2. Самоуправление потребительского общества[10, c. 8]
Как видно из рисунка 2, все вопросы текущего и дальнейшего развития потребительских организаций решает общее собрание пайщиков. Именно принцип самоуправления позволяет участникам кооперативного общества решать дальнейшую судьбу своего предприятия. Являясь долевыми собственниками кооперативов, пайщики имеют полное право принимать участие в управлении ими.
Рисунок 3. Баланс интересов пайщиков и общества [10, c. 9]
В результате реализации принципа «Пайщик системы РОСЭВ участник строительства социального государства» получается следующее:
- Возрождение
духовно-нравственных
- Формирование
гражданского общества
- Развитие малого и среднего предпринимательства
- Формирование среднего класса
- Преодоление
негативных социальных
Взаимодействие пайщиков и потребительских обществ
Согласно «Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2010 года» система взаимоотношений с пайщиками должна отвечать следующим требованиям[2]:
«1. Пайщики заинтересованы в деятельности организаций потребительской кооперации. Заинтересованность обеспечивается за счёт лояльности пайщика к потребительскому обществу: в части торговой деятельности - на основе постоянного приобретения товаров в магазинах потребительской кооперации; в части заготовительной деятельности - на основе постоянной сдачи продукции в организации потребкооперации.
2. Налажен учёт пайщиков, в том числе их возможностей по приобретению товаров и услуг, сдаче сельскохозяйственной продукции, изготовлению собственной продукции, которая может реализовываться потребкооперацией».
«Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2010 года» также подразумевает и совершенствование деятельности пайщиков в потребительских обществах. Это сказано в пункте 3 документа[2]:
«3. Оптимизация работы с пайщиками:
3.1. Налаживание
сплошного учёта пайщиков и
системы поддержания
3.2. Включение
в программы развития
3.3. Обновление
форм осуществления
- увеличение
размеров кооперативных выплат
при наличии экономически
- выплата пайщикам
начисленных кооперативных
- предоставление
пайщикам возможности
3.4. Повышение
информированности пайщиков о
деятельности потребительских
Участие пайщиков в деятельности потребительского общества в основном связано с экономической деятельностью общества.
Основными формами экономического участия пайщиков являются:
-покупка товаров и услуг в предприятиях потребительского общества;
-внесение паевых взносов и вкладов в потребительское общество;
-поставка сельскохозяйственной и другой продукции в потребительское общество;
-труд в потребительском обществе[8, 131-134].
Пайщики могут принимать и другое участие в хозяйственных операциях потребительского общества.
Механизм взаимодействия экономических интересов пайщиков и потребительского общества осуществляется на основе баланса интересов (рис. 4).
Рисунок 4. Механизм взаимодействия между пайщиками и потребительским обществом на основе баланса интересов[8, c. 138]
Интересы пайщиков как членов потребительского общества заключаются в следующем:
—покупке в предприятиях потребительского общества качественных товаров и услуг на более выгодных условиях;
—получении дополнительных доходов от экономического участия в деятельности потребительского общества;
—сбыте потребительскому обществу сельскохозяйственной и другой продукции, произведенной в хозяйствах пайщиков-товаропроизводителей;
—предоставлении потребительским обществам рабочих мест и заработной платы в размере, обеспечивающем пайщикам достойную жизнь;
—социальной защите (в ней заинтересованы как пайщики-работники, так и пайщики, не работающие в потребительском обществе).
Потребительское общество, стремясь выполнить социальную миссию, заинтересовано в том, чтобы пайщики активно участвовали в экономической деятельности потребительского общества:
—покупали товары и услуги в предприятиях потребительского общества;
—вносили паевые взносы и вклады для пополнения денежных средств общества;
—поставляли (сдавали) потребительскому обществу сельскохозяйственную и другую продукцию[8, c. 137].
Потребительское общество также заинтересовано в том, чтобы работающие пайщики были квалифицированными работниками и добросовестно трудились в хозяйственных предприятиях—торговых, заготовительных, производственных, по оказанию услуг населению и др.
Таким образом, экономическое участие пайщиков и экономическая деятельность потребительского общества осуществляются с учетом взаимных интересов.
Взаимоотношения, обеспечивающие баланс экономических интересов между пайщиками и их потребительскими обществами, регулируются законодательством и органами самоуправления потребительских обществ.
Повышение экономического участия пайщиков в значительной степени зависит от условий, созданных государственными органами и организациями потребительской кооперации для установления взаимовыгодных экономических отношений между пайщиками и потребительскими обществами.
Потребительское общество заинтересовано в активном экономическом участии пайщиков, так как это участие способствует более эффективной работе потребительского общества и получение дохода от хозяйственной деятельности.
По экономическому участию всех пайщиков можно разделить на пайщиков-вкладчиков, пайщиков-покупателей, пайщиков-поставщиков, пайщиков-работников.
Все пайщики принимают участие в формировании собственного имущества потребительского общества путем внесения имущественных паевых взносов (паев), поэтому каждый пайщик вправе ожидать получения дохода на внесенный пай (дивиденд).
Пайщики-вкладчики. Пайщики вносят денежные вклады в потребительское общество, т. е. предоставляют ему кредиты. Такие пайщики являются пайщиками-вкладчиками. Они получают доход, установленный в процентах к сумме вклада. Значит, внесение вклада приносит пайщику дополнительный доход.
Потребительское общество имеет от пайщика-вкладчика выгоду в том, что в виде пая и вклада получает денежные средства, которые использует в хозяйственном обороте. В связи с этим потребительское общество привлекает меньше заемных средств от банков и коммерческих структур[3, c. 76-79].
Пайщики-покупатели. Пайщики проживают на той же территории, на которой расположены хозяйственные предприятия потребительского общества (магазины, столовые и др.). Поэтому пайщики являются покупателями товаров и услуг у потребительского общества. Это выгодно пайщикам. Им не нужно выезжать за покупкой товаров в другие населенные пункты. Кроме того, торговые предприятия и предприятия услуг потребительского общества стараются обеспечить пайщиков нужными товарами и услугами по доступной цене и хорошего качества.
Информация о работе Социальная миссия потребительской кооперации