Социальная миссия потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 10:26, курсовая работа

Краткое описание

Главной задачей курсовой работы является изучение, изложение, обоснование выводов и предложений по вопросам курсовой работы. Нами были рассмотрены следующие вопросы:
1. Социальная миссия потребительской кооперации;
2. Повышение роли пайщиков в деятельности потребительской кооперации;
3. Расширение функций магазинов потребительской кооперации. Магазин - заготовительный пункт;
4. Рекомендации Российской научно-технической конференции "Усиление борьбы с бедностью - стратегия и социальная миссия потребительской кооперации" (20-21 июня - г. Воронеж и Тамбов; 19-23 июля 2002 года - г. Белгород и Курск; 25 июля 2002 года - г. Орел)

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная миссия потребительской кооперации 2.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

- выстраивание партнерских отношений потребительских обществ с властными структурами и т. д.

Таким образом, стратегия развития потребительской кооперации, в основе которой лежит борьба с бедностью, безработицей, бездуховностью на селе, а также повышение роли кооперативных организаций в продовольственной безопасности страны - все это в полной мере способствует социальной политике государства и придает потребительской кооперации авторитет и вес в обществе.

Весь круг интересов потребительской кооперации может быть поделен на две части (таблица 2) :

а) направление хозяйственной деятельности;

б) социальные функции (ее миссия) .

 

Таблица 2

Потребительская кооперация как система (организация)

Хозяйственная деятельность

Социальная миссия

1

2

торговля;

пайщик (хозяин потребкооперации);

общественное питание;

борьба с бедностью;

закупки сельскохозяйственной

продукции;

обучение пайщиков, повышение их информированности;

капитальное строительство;

формирование общественного сознания;

сельскохозяйственное производство;

пропаганда идей кооперации и кооперативных принципов;

транспорт;

моральная и материальная помощь;

образовательные, санаторно -

курортные и медицинские услуги;

содействие развитию личных подсобных хозяйств;

производство товаров;

выполнение требований закона о потребкооперации, уставов потребительских обществ;

платные услуги.

привлечение в потребкооперацию

молодежи;

 

повышение роли женщин в органах управления и контроля.


 

Забота о человеке - в этом социальная идея, гуманистическая миссия, нравственная сущность и истина потребительской кооперации. Работа для людей, как раз и есть предназначение потребительской кооперации, ее социальная миссия.

Следовательно, по данному вопросу курсовой работы можно сделать следующие выводы. Потребительская кооперация осуществляет свою деятельность, главным образом, в селе. В социальной сфере села происходят существенные изменения. В настоящее время российская деревня переживает не лучшие времена. Начало XXI века ознаменовано безработицей, резким падением жизненного уровня, нарастанием социальной напряженности, расслоением общества, демографическим кризисом, утратой у населения доверия к власти, нравственной и моральной деградацией. Главное кооперативное преимущество потребительской кооперации - сочетание социальной миссии с хозяйственно-финансовой деятельность при приоритете социальных целей над экономическими. На первое место кооперативы ставят людей, являющихся собственниками кооперативного имущества. Приоритет социальной миссии, а предлагаемые меры нацелены на сохранение кооперативной самобытности, использование кооперативных преимуществ, а также на социальную поддержку обслуживаемого населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Повышение роли пайщиков в деятельности потребительской кооперации

Потребительские общества создаются пайщиками и призваны служить удовлетворению материальных и духовных потребностей пайщиков Экономическая деятельность потребкооперации нацелена на достижение максимальной пользы для широких слоев населения.

М. Туган-Барановский в своей книге «Социальные основы кооперации» цель кооперативов определил как наибольшую степень благосостояния своих членов. Он же и подчеркивал стремление кооперативов к увеличению трудовых доходов своих членов или уменьшение расходов этих членов на их потребительские нужды[9, c. 89-95]. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» признал пайщика самой важной фигурой не только в своем потребительском обществе, но и в системе потребительской кооперации. Через весь Закон красной нитью проходит одна основная идея: организации потребительской кооперации созданы пайщиками и должны верно служить интересам этих пайщиков.

Потребительские общества работников и работодателей – консолидация потребителей работников и членов их семей на системообразующих предприятиях.

Цель: повышение покупательной способности работников и привлекательности рабочих мест, формируемых работодателями.

Территориальные потребительские общества – консолидация потребителей в муниципальных образованиях:

- В сфере ЖКХ

- В социальной  инфраструктуре предприятий

- По конфессиональному  принципу

Цель: внебюджетная социальная поддержка населения на основе самоорганизации, самоуправления, самофинансирования.

 

Рисунок 2. Самоуправление потребительского общества[10, c. 8]

Как видно из рисунка 2, все вопросы текущего и дальнейшего развития потребительских организаций решает общее собрание пайщиков. Именно принцип самоуправления позволяет участникам кооперативного общества решать дальнейшую судьбу своего предприятия. Являясь долевыми собственниками кооперативов, пайщики имеют полное право принимать участие в управлении ими.

 

 

Рисунок 3. Баланс интересов пайщиков и общества [10, c. 9]

 

В результате реализации принципа «Пайщик системы РОСЭВ участник строительства социального государства» получается следующее:

- Возрождение  духовно-нравственных ценностей  российского общества

- Формирование  гражданского общества Социально-экономическое  развитие России

- Развитие малого  и среднего предпринимательства

- Формирование  среднего класса

- Преодоление  негативных социальных последствий  глобализации[10, c.10]

Взаимодействие пайщиков и потребительских обществ

 

Согласно «Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2010 года» система взаимоотношений с пайщиками должна отвечать следующим требованиям[2]:

«1. Пайщики заинтересованы в деятельности организаций потребительской кооперации. Заинтересованность обеспечивается за счёт лояльности пайщика к потребительскому обществу: в части торговой деятельности - на основе постоянного приобретения товаров в магазинах потребительской кооперации; в части заготовительной деятельности - на основе постоянной сдачи продукции в организации потребкооперации.

2. Налажен учёт  пайщиков, в том числе их возможностей  по приобретению товаров и  услуг, сдаче сельскохозяйственной  продукции, изготовлению собственной  продукции, которая может реализовываться потребкооперацией».

«Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2010 года» также подразумевает и совершенствование деятельности пайщиков в потребительских обществах. Это сказано в пункте 3 документа[2]:

«3. Оптимизация работы с пайщиками:

3.1. Налаживание  сплошного учёта пайщиков и  системы поддержания достоверности  и полноты данных и сведений, своевременности их обновления.

3.2. Включение  в программы развития кооперативной  торговли, заготовительной деятельности и других видов деятельности мер по повышению заинтересованности пайщиков через приобретение товаров в торговых точках потребительской кооперации, участие в заготовительной деятельности организаций потребительской кооперации. Такая заинтересованность должна основываться на преимущественных правах пайщиков по сравнению с любыми третьими лицами при соблюдении ими общих условий взаимодействия. При этом должен соблюдаться принцип взаимной заинтересованности пайщиков и потребительских обществ в экономическом взаимодействии.

3.3. Обновление  форм осуществления кооперативных  выплат, направленное на укрепление  связей между пайщиками и потребительскими  обществами, в частности:

- увеличение  размеров кооперативных выплат  при наличии экономически обоснованных  возможностей и в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;

- выплата пайщикам  начисленных кооперативных выплат  в денежном выражении;

- предоставление  пайщикам возможности оставления  сумм кооперативных выплат в  распоряжении потребительского  общества в обмен на получение дополнительных льгот при оплате товаров и услуг потребительского общества в счёт этих сумм.

3.4. Повышение  информированности пайщиков о  деятельности потребительских обществ  и их союзов, в первую очередь, с целью вовлечения в деятельность кооперативных организаций.»[2]

Механизм взаимодействия экономических интересов пайщиков и потребительского общества.

Участие пайщиков в деятельности потребительского общества в основном связано с экономической деятельностью общества.

Основными формами экономического участия пайщиков являются:

-покупка товаров и услуг в предприятиях потребительского общества;

-внесение паевых взносов и вкладов в потребительское общество;

-поставка сельскохозяйственной и другой продукции в потребительское общество;

-труд в потребительском обществе[8, 131-134].

Пайщики могут принимать и другое участие в хозяйственных операциях потребительского общества.

Механизм взаимодействия экономических интересов пайщиков и потребительского общества осуществляется на основе баланса интересов (рис. 4).

 

 

Рисунок 4. Механизм взаимодействия между пайщиками и потребительским обществом на основе баланса интересов[8, c. 138]

 

Интересы пайщиков как членов потребительского общества заключаются в следующем:

—покупке в предприятиях потребительского общества качественных товаров и услуг на более выгодных условиях;

—получении дополнительных доходов от экономического участия в деятельности потребительского общества;

—сбыте потребительскому обществу сельскохозяйственной и другой продукции, произведенной в хозяйствах пайщиков-товаропроизводителей;

—предоставлении потребительским обществам рабочих мест и заработной платы в размере, обеспечивающем пайщикам достойную жизнь;

—социальной защите (в ней заинтересованы как пайщики-работники, так и пайщики, не работающие в потребительском обществе).

Потребительское общество, стремясь выполнить социальную миссию, заинтересовано в том, чтобы пайщики активно участвовали в экономической деятельности потребительского общества:

—покупали товары и услуги в предприятиях потребительского общества;

—вносили паевые взносы и вклады для пополнения денежных средств общества;

—поставляли (сдавали) потребительскому обществу сельскохозяйственную и другую продукцию[8, c. 137].

Потребительское общество также заинтересовано в том, чтобы работающие пайщики были квалифицированными работниками и добросовестно трудились в хозяйственных предприятиях—торговых, заготовительных, производственных, по оказанию услуг населению и др.

Таким образом, экономическое участие пайщиков и экономическая деятельность потребительского общества осуществляются с учетом взаимных интересов.

Взаимоотношения, обеспечивающие баланс экономических интересов между пайщиками и их потребительскими обществами, регулируются законодательством и органами самоуправления потребительских обществ.

Повышение экономического участия пайщиков в значительной степени зависит от условий, созданных государственными органами и организациями потребительской кооперации для установления взаимовыгодных экономических отношений между пайщиками и потребительскими обществами.

Потребительское общество заинтересовано в активном экономическом участии пайщиков, так как это участие способствует более эффективной работе потребительского общества и получение дохода от хозяйственной деятельности.

Обоснование преимуществ экономического участия пайщиков в деятельности потребительского общества

По экономическому участию всех пайщиков можно разделить на пайщиков-вкладчиков, пайщиков-покупателей, пайщиков-поставщиков, пайщиков-работников.

Все пайщики принимают участие в формировании собственного имущества потребительского общества путем внесения имущественных паевых взносов (паев), поэтому каждый пайщик вправе ожидать получения дохода на внесенный пай (дивиденд).

Пайщики-вкладчики. Пайщики вносят денежные вклады в потребительское общество, т. е. предоставляют ему кредиты. Такие пайщики являются пайщиками-вкладчиками. Они получают доход, установленный в процентах к сумме вклада. Значит, внесение вклада приносит пайщику дополнительный доход.

Потребительское общество имеет от пайщика-вкладчика выгоду в том, что в виде пая и вклада получает денежные средства, которые использует в хозяйственном обороте. В связи с этим потребительское общество привлекает меньше заемных средств от банков и коммерческих структур[3, c. 76-79].

Пайщики-покупатели. Пайщики проживают на той же территории, на которой расположены хозяйственные предприятия потребительского общества (магазины, столовые и др.). Поэтому пайщики являются покупателями товаров и услуг у потребительского общества. Это выгодно пайщикам. Им не нужно выезжать за покупкой товаров в другие населенные пункты. Кроме того, торговые предприятия и предприятия услуг потребительского общества стараются обеспечить пайщиков нужными товарами и услугами по доступной цене и хорошего качества.

Информация о работе Социальная миссия потребительской кооперации