Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 17:58, доклад
Республика Беларусь, оказавшись в конце XX века в новой для себя геополитической реальности, ветала перед проблемой определения стратегии своего политического и социально-экономического развития в XXI веке. Задача заключается в поиске такой модели организации общества, которая была бы адекватна историческим особенностям страны и тенденциям современного мира.
Место Беларуси в мировой цивилизации будет зависеть, прежде всего, от того, насколько быстро придет осознание её народом собственного пути развития, стратегических целей и задач социально-экономического развития страны на ближайшую и на более длительную перспективу.
Введение………………………………………………………………5 мин.
1 вопрос – Понятие общественного развития и его теоретическая интерпретация……………………………………………………….15 мин.
2 вопрос – Стратегические цели и особенности белорусского пути общественного развития……………………………………………25 мин.
3 вопрос – Основные стратегические направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы......................................................................................................40 мин.
Заключение……………………………………………………………5 мин.
План лекции
Введение…………………………………………………………
1 вопрос – Понятие
общественного развития и его теоретическая интерпретация……………………………………………
2 вопрос – Стратегические
цели и особенности белорусског
3 вопрос – Основные
стратегические направления социально-экономического
развития Республики Беларусь
на 2011 - 2015 годы..........................
Заключение……………………………………………………
Учебная литература
Цель лекции:
- учебная – вооружить курсантов знаниями теории общественного развития, политической стратегии Республики Беларусь
- воспитательная –
сформировать у обучаемых
Введение
Республика Беларусь, оказавшись в конце XX века в новой для себя геополитической реальности, ветала перед проблемой определения стратегии своего политического и социально-экономического развития в XXI веке. Задача заключается в поиске такой модели организации общества, которая была бы адекватна историческим особенностям страны и тенденциям современного мира.
Место Беларуси в мировой цивилизации будет зависеть, прежде всего, от того, насколько быстро придет осознание её народом собственного пути развития, стратегических целей и задач социально-экономического развития страны на ближайшую и на более длительную перспективу.
1.Понятие общественного развития и его теоретическая интерпретация
Термин «развитие» в общенаучном смысле означает направленное изменение какого-либо объекта или явления во времени, переход его от одного качественного состояния к другому.
Развитие может осуществляться эволюционно (путем медленных изменений объекта) и революционно (путем резкого перехода объекта из одного качественного состояния в другое).
Всякий объект в своем развитии проходит ряд стадий – от своего зарождения через внутреннее движение и устойчивое существование к упадку и разрушению. Понятие развития применяется во всех областях науки и практической деятельности людей. [1, с. 479-480]
Понятие «общественное развитие» применятся для характеристики динамики общественной жизни, отражения содержания процесса изменений, происходящих в различных сферах жизнедеятельности людей.
Данным понятием обозначается не любое изменение в системе общественных отношений, а вся совокупность динамических процессов, развертывающихся в данном обществе и определяющих возрастающие способности постоянно адаптироваться к новым усложняющимся условиям. [2, с 336]
Проблема общественного развития – его причины, направления, стадии, результаты – издавна занимала умы мыслителей. Так, в античное время широкую известность получила цикличная теория развития общества, или теория исторического круговорота. В различных модификациях она продержалась в обществоведении практически до конца XVIII века.
В эпоху просвещения появились теории, утвердившие идею поступательного характера общественного развития.
В XIX – XX веках возникают новые теории развития общества: локальных цивилизаций, общественных формаций, постиндустриального общества.
Авторы теории постиндустриального общества (Д.Белл, Э.Тоффлер и др.) исходят из того, что характер общественного устройства определяют техника и технологии. В зависимости от их развития и влияния на жизнь человека выделяются три этапа: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный.
Многие философы новой постиндустриальной волны убеждены в том, что человеческий фактор выходит на первый план в формировании картины новой социальной реальности и что фундаментом исторического прогресса станут не только и не столько информационные, сколько интеллектуальные технологии, напрямую зависящие от человеческого потенциала [4, с.99].
Переход к обществу постиндустриального типа – всеобщая тенденция [2, с.117]. Развитый мир вступил в постиндустриальную эпоху, которая в каком-то смысле, является и «посткапиталистической». Социальная ткань такого общества невероятно усложнилась. Средний класс, а не буржуазия и пролетариат, играет теперь роль заглавной движущей силы общества [5, с.214].
Будущее нашей страны, как и западной цивилизации, также находится на пути формирования общества постиндустриального типа, с сохранением и приумножением традиционных национальных ценностей и приоритетов как важнейшего условия цивилизационной идентичности белорусского народа, восточных славян [4, с.104].
Идеология любого государства предполагает разработку стратегии общественного развития, которая является тем компасом, который указывает путь государству.
Стратегия задает перспективные
цели политической деятельности, а
также долгосрочные цели экономического,
социального и духовного
Цель – это ориентация развития. Общая характеристика цели состоит в интегративном выражении общих интересов, стремлений людей к лучшей жизни, благосостоянию.
В основе стратегии лежит определенный идеальный образ (модель) будущего общества, политической системы, отдельных политических институтов, наиболее фундаментальные политические ценности и идеи [6, c. 137-138]. Её реализация предполагает решение крупномасштабных задач, аналитического, кадрового, финансового обеспечения; мобилизацию ресурсов.
Стратегия воплощается в политическом курсе, определяется идеологической доктриной, политической программой. И в зависимости от того, насколько правильно определены стратегические приоритеты, настолько успешным окажутся усилия народа по достижению поставленных целей.
Стратегия общественного развития Беларуси в XXI веке определяется Конституцией Республики Беларусь, согласно которой Республика Беларусь – это «унитарное демократическое социальное правовое государство» (ст. 1), где «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» (ст. 2).
Стратегические цели Беларуси – построение экономически сильного, социально справедливого, независимого государства на основе поступательного социально-экономического развития страны и всестороннего гармонического развития человека.
Стратегия общественного развития охватывает и определяет динамику всех сфер жизнедельятельности белорусского общества, начиная с социально-экономической и заканчивая духовно-культурной сферами. Тактика её реализации будет развиваться в ногу со временем, с учетом новых задач и потребностей общества.
В идеальном варианте стратегия – это научная теория достижения целей [7, с. 367]. С обретением суверенитета перед страной встала задача: найти такую теоретическую модель общественного развития, которая бы была адекватна историческим особенностям страны и тенденциям развития современного мира.
Общественное сознание и наука подошли к пониманию особенностей Беларуси в современных условиях, получивших определение «белорусская модель развития», основанную на взвешенных, продуманных, эволюционных преобразованиях без обвальной приватизации и «шоковой терапии», с сохранением всего лучшего, что ранее мы имели в нашей экономике и традициях. Но одновременно мы, отмечает Глава государства, учились работать в новых, рыночных условиях, используя весь мировой опыт, учитывая современные тенденции в мировой экономике.
Белорусская модель включает в себя как традиционные принципы функционирования рыночных, так и специфические черты, отражающие историю страны, традиции народа, его менталитет с преобладанием таких, как коллективизм и взаимопомощь, приверженность социальной справедливости.
Белорусская модель даст возможность сочетать свободную частную инициативу, конкуренцию с активной ролью государства, эффективность с высоким уровнем социальной защиты населения.
В нашей стране осуществляется
оптимальное использование
Основными чертами белорусской модели социально-экономического развития являются:
Идеологической основой социально-экономической модели Республики Беларусь является Национальная стратегия устойчивого развития /НСУР/ до 2020 года [9, с. 265], главными составляющими которой являются: человек – окружающая среда – экономика.
В основе Концепции устойчивого развития, принятой на конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992) лежит необходимость переоценки общественного прогресса – переход на новые принципы взаимодействия природы, общества и человека. Самоцелью и богатством общества является не рост производства или техногенных ценностей как таковых, а человек.
В Беларуси идея устойчивого
развития получила признание в силу
сложной социально-
Национальная стратегия устойчивого развития была разработана (1997) на основе глубокого анализа мировых и региональных социально-экономических, общественно-политических и гуманитарных проблем. В ней были определены цели, приоритеты и этапы долгосрочного развития, оценены национальные ресурсы, природный и социально-экономический потенциал республики, механизмы и средства реализации концепции устойчивого развития в целях снижения вредного воздействия на состояние окружающей среды.
Целью первого этапа (1997-2010 гг.) НСУР являлось дальнейшее повышение качества и уровня жизни на основе
На данном этапе осуществлялись меры по созданию необходимой законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамического роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, совершенствования производственного аппарата, обеспечения безопасности страны. Все это требовало усиления политико-управленческого регулирования со стороны государства процесса построения рыночной экономики.
Информация о работе Стратегические цели и особенности белорусского пути общественного развития