Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 17:58, доклад
Республика Беларусь, оказавшись в конце XX века в новой для себя геополитической реальности, ветала перед проблемой определения стратегии своего политического и социально-экономического развития в XXI веке. Задача заключается в поиске такой модели организации общества, которая была бы адекватна историческим особенностям страны и тенденциям современного мира.
Место Беларуси в мировой цивилизации будет зависеть, прежде всего, от того, насколько быстро придет осознание её народом собственного пути развития, стратегических целей и задач социально-экономического развития страны на ближайшую и на более длительную перспективу.
Введение………………………………………………………………5 мин.
1 вопрос – Понятие общественного развития и его теоретическая интерпретация……………………………………………………….15 мин.
2 вопрос – Стратегические цели и особенности белорусского пути общественного развития……………………………………………25 мин.
3 вопрос – Основные стратегические направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы......................................................................................................40 мин.
Заключение……………………………………………………………5 мин.
Целью второго этапа (2011-2020 гг.) НСУР является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные.
На этом этапе будут формироваться основы нового постиндустриального общества с новым технологических базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу производства.
Постепенное движение к обществу постиндустриального типа на основе новых технологических укладов и формирования всесторонне развитого человека является стратегически долгосрочной целью социально-экономического развития Беларуси [10].
Среднесрочная перспектива
социально-экономического развития Республики
Беларусь находит отражение в Программах
Три предыдущие пятилетки были посвящены восстановлению и частичной модернизации промышленности и сельского хозяйства. Наша страна демонстрировала солидные темпы экономического роста: в среднем почти 7,3%, в каждый из 15 лет [11]. Среднегодовой темп экономического развития Беларуси в истекшей пятилетке составил в среднем около 8% в год. Выше он только у двенадцати стран мира. За пять лет у нас создано 185 новых предприятий, более 320 кардинально модернизированы. Выпуск инновационной продукции увеличился более чем в 4 раза. В целом страна вышла на объемы экспорта товаров и услуг свыше 25 миллиардов в год [12]. Промышленные товары поставляются более чем в 140 стран мира. Объем экспортных товаров увеличился в 2010 году по сравнению в 2005 году в 3 раза [13].
Заметны положительные сдвиги в модернизации электроэнергетики республики. В 2006-2010 годах реализован 21 проект, построено 6 мини-ГЭС и 3 ТЭЦ, введено в эксплуатацию 1,4 тыс. котлоагрегатов на местных видах топлива [12].
Значительные успехи достигнуты в развитии агропромышленного комплекса. Валовый сбор зерна за пятилетие достиг 38 млн.т., что в 1,3 раза больше сбора зерновых за 2001-2005 гг. Урожайность зерновых составила в среднем по стране 30 центнеров с гектара. Сегодня Республика Беларусь по производству продовольствия на душу населения занимает первое место среди стран СНГ и выходит в число мировых лидеров по производству молока, картофеля, льна и другого [12].
Вместе с тем в
ходе реализации Программы социально-
Сохранилась недостаточно
эффективная структура
Снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается объем прямых иностранных инвестиций. Слабой остается восприимчивость предприятий и организаций к инновациям. По-прежнему наблюдается несбалансированность во внешней торговле.
На решение этих и других проблем направляются усилия государства в новой пятилетке.
Республика Беларусь в своей политике исходит из преемственности целей и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы. Национальная модель социально-ориентированной экономики хорошо зарекомендовала себя на протяжении 15 лет и в основном будет сохранена в перспективе.
За прошедшие годы в нашей стране заложен мощный фундамент для долгосрочного, стабильного развития.
Теперь главная задача – перейти от восстановления и сохранения к многократному приумножению всего созданного.
Новое пятилетие станет периодом обновления, нацеленным на качественное развитие Беларуси. Предстоит огромная работа, которая по своим масштабам и сложности не идет в сравнение с тем, что сделано в предыдущие годы.
IV Всебелорусское народное собрание одобрило основные положения программы социально-экономического развития Республики на 2011-2015 годы, утвердило стратегию и определило задачи государственного строительства на ближайшую перспективу.
Смысл этой стратегии состоит в заботе государства о каждом человеке, живущем в Беларуси. [14 с. 6]
Главной целью государства на 2011-2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Реализации данной цели будут способствовать следующие приоритетные направления:
За пять лет предусматривается увеличение ВВП на 62-68%, индекса промышленного производства – на 54-60, продукции сельского хозяйства – на 39-45%, производства услуг – в 1.96 – 2 раза. [13]
Основным ориентиром во всех сферах деятельности является качество. Качество производимых товаров и оказываемых услуг. Качество управления. И самое главное – качество жизни. По качеству жизни мы должны выйти на средний европейский уровень.
В нашей стране жизненно необходим качественный прорыв в экономике. Этот прорыв, считает Президент А. Г. Лукашенко, могут обеспечить пять новых стратегий развития страны: технологическая, транзитная, энергетическая, деловой активности и всеобъемлющей информатизации. [15]
Составными частями новой технологической стратегии являются:
«Наша стратегическая цель, – подчеркивает Глава государства, – вывести Беларусь в число лидеров технологического и интеллектуального развития. Придать белорусской экономике новый облик, модернизируя ее структуру, а также промышленность и сельское хозяйство на основе самых передовых производств и технологий, создавая стимулы для отечественных и иностранных инвестиций» [16].
Беларусь в настоящее время находится в начальной стадии перехода к инновационной модели развития. В общем объеме экспорта белорусских товаров доля высокотехнологических в последние годы составляет 2.7%. Невысоким пока остается количество инновационных предприятий. В промышленности Беларуси они оставляют 16% от общего числа, тогда как в отдельных странах ЕС уровень инновационной активности крупного бизнеса (более 250 занятых) доходит до 60-70%, среднего (50-249 занятых) – до 40-50%. [17, c.3]
Для дальнейшего социально-
Планируется довести долю новой продукции до 25%, сертифицированной – до 73.9%, количество инновационно активных предприятий – до 30.5%, сертифицировать систему менеджмента качество ISO9001 на 3-ех тысячах производств; увеличить финансовые затраты на исследования и разработки за счет средств республиканского бюджета до 1.5% к ВВП [18, с.96]. Показатель наукоемкости ВВП поднимется до 3% [12]. Сейчас у нас этот показатель не соответствует современным требованиям, менее 1% [19, с.49].
В новой пятилетке основное внимание будет сконцентрировано на реализации нескольких национальных проектов технологического прорыва, призванных решить важнейшие государственно значимые задачи.
Для решения этих задач в нашей стране имеются необходимые предпосылки. Беларусь вошла в тридцатку лучших в мире стран по индексу научно-технического потенциала [12]. С 2006 года начал работать белорусский Парк высоких технологий. Он стартовал фактически с нуля, и сегодня мы имеем один из ведущих технологических парков в Центральной и Восточной Европе.
В этом пятилетии мы станем одними из самых заметных игроков на рынке разработки компьютерных программ и информационных технологий не только в нашем регионе, но на всем европейском пространстве.
Транзитная стратегия предусматривает расширение транспортных, коммуникационных и финансовых коридоров. Это должно стать тем основным звеном, которое обеспечит качественный рывок в экономическом развитии страны и позволит, используя географические преимущества Беларуси, занять свою нишу в международном разделении труда.
Мы – центр Европы. На белорусской земле сходятся важнейшие транспортные пути между Европой и Азией.
Президентом поставлены задачи: привлечь грузопассажирские потоки сюда, и от этого получить определенный доход. Повысить конкурентоспособность отечественных транспортных услуг на мировом рынке, расширить перечень транспортных услуг и эффективное использование транспортных коридоров, проходящих через территорию Беларуси.
Энергетическая стратегия должна быть усилена за счет более эффективного использования возобновляемых источников энергии, строительства новых современных энергетических мощностей, а также диверсификации поставок традиционных ресурсов.
В новой пятилетке энергетическая стратегия станет основным направлением деятельности всех органов власти. Это главный фактор обеспечения суверенитета и независимости нашего государства. К 2015 году планируется обеспечить получение более 30% первичной энергии из собственных источников, а оставшиеся 70% диверсифицировать как по поставщикам, так и по видам [12].
Важнейшей задачей экономического развития является энергосбережение и рациональное использование всех видов материальных ресурсов. К этому призывает Директива Президента Республики Беларусь №3. Экономия становится не просто принципом хозяйствования, но и важнейшим требованием национальной безопасности. «Для Беларуси энергобезопасность – понятие не статистическое, а стратегическое. Это вопрос независимости нас как государства и гарантия стабильности нашей экономики», - отмечается в докладе Президента на четвертом Всебелорусском народном собрании. [12]
Сегодня на мировом рынке побеждает тот, кто имеет наиболее низкую материало- и энергоемкость продукции. Беларусь же в два-три раза все ещё отстает от высокоразвитых стран [15]. Поэтому без принятия соответствующих мер, позволяющих преодолеть этот разрыв, успешная конкуренция белорусских товаров на мировых рынках невозможна.
За пять лет энергоемкость валового внутреннего продукта уже сокращена на четверть [12]. Но этого категорически недостаточно. В новом пятилетии по энергоэффективности экономики Беларусь должна войти в клуб европейских стран.
Стратегия деловой активности, либерализация условий осуществления экономической деятельности направляется на создание в стране благоприятного делового климата, стимулирование инвестиционной активности, снижение административной нагрузки на субъекты хозяйствования, устранение иных ограничений, сдерживающих эффективное развитие экономики.
Информация о работе Стратегические цели и особенности белорусского пути общественного развития