Стратегические цели и особенности белорусского пути общественного развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 17:58, доклад

Краткое описание

Республика Беларусь, оказавшись в конце XX века в новой для себя геополитической реальности, ветала перед проблемой определения стратегии своего политического и социально-экономического развития в XXI веке. Задача заключается в поиске такой модели организации общества, которая была бы адекватна историческим особенностям страны и тенденциям современного мира.
Место Беларуси в мировой цивилизации будет зависеть, прежде всего, от того, насколько быстро придет осознание её народом собственного пути развития, стратегических целей и задач социально-экономического развития страны на ближайшую и на более длительную перспективу.

Содержание

Введение………………………………………………………………5 мин.
1 вопрос – Понятие общественного развития и его теоретическая интерпретация……………………………………………………….15 мин.
2 вопрос – Стратегические цели и особенности белорусского пути общественного развития……………………………………………25 мин.
3 вопрос – Основные стратегические направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы......................................................................................................40 мин.
Заключение……………………………………………………………5 мин.

Вложенные файлы: 1 файл

Фондовая лекция по идеологии Тема 6.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

«Суть нашей стратегии  либерализации проста: конкуренция  – везде, где возможно, государственное  регулирование – там, где необходимо», - подчеркивает Глава государства [12]. Ее главный принцип: конкуренция на смену монополиям [15].

На стимулирование инициативы и социальной ответственности субъектов  хозяйствования, устранение излишних барьеров направлена Директива Президента Республики Беларусь №4, принятая 31 декабря 2010 года.

Директива – политический документ, определяющий стратегический вектор развития в обозначенном направлении. В соответствии с ним национальной модели экономике будет придан дополнительный импульс за счет встраивания в неё институтов частной собственности и свободного от административных барьеров предпринимательства.

Планируется довести  вклад малого и среднего бизнеса  в ВВП до 30%. [20, с.21]. Беларусь должна быть в тридцатке стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом. [12]

Государство заинтересовано в том, чтобы бизнес ещё активнее шёл в производственный сектор, сферу  услуг, чтобы получило широкое развитие инновационное предпринимательство.

В преимущественной компетенции  частного бизнеса должны быть такие  сферы, как общественное питание, гостиничное дело в малых и средних городах, агротуризм, широкий спектр бытовых услуг.

Малый и средний бизнес как наиболее гибкие, приспосабливающиеся  к запросам рынка, креативные формы  должны постепенно стать полноценными партнерами крупного бизнеса, надежный составляющей экспортного потенциала нашей страны – так, как в Германии, Италии, других передовых странах.

Стратегия всеобъемлющей  информатизации ориентирована на предоставление широкого спектра электронных услуг для граждан и бизнеса. Переход госаппарата на работу по принципу информационного взаимодействия. И имеет для нашего общества огромное как экономическое, так и социальное значение.

Большие перспективы  нашей страны связаны с «электронным правительством».  В так называемом индексе готовности электронного правительства ООН Беларусь в 2008 г. занимала 56-е место из 192 стран. По данным зарубежных экспертов, до 3.4 миллиона жителей Республики так или иначе пользуется Интернетом [21, с.25]

В то же время интернет-технологии пока недостаточно эффективно применяются в системе государственного управления Республики Беларусь для создания обратной связи между человеком и государством.

Сегодня первоочередной задачей государства является создание электронного правительства. [15]. Директивой №2 Президента Республики Беларусь расширение использования интернет-технологий в госуправлении рассматривается как важнейшее направление всей работы по дебюрократизации и построению государства для народа. Люди должны «видеть в Интернете государственное одно окно», которое поможет им получить ту или иную услугу. Необходим единый портал государственных электронных услуг. В этом деле, мы, белорусы, пока отстаем, и постепенно наш индекс электронного развития опускается. Мы в деле создания «электронного государства» за последние годы вперед существенно не продвинулись. Вот почему эта проблема нашла широкое освещение в послании Главы государства белорусскому народу и Национальному собранию от 20 апреля 2010 года.

По плечу ли нам  эти масштабные планы?

Безусловно, если задействовать человеческий потенциал.

Инновационный путь развития экономики базируется, прежде всего, на человеческом потенциале. По оценкам  специалистов, он используется в мире сегодня в среднем не более  чем на 10%. Там же, где его задействовали в полную мощь, успехи налицо. Например, Япония уверенно конкурирует за счёт «силы ума» и «энергии знания» работающего персонала. Во многих компаниях интеллектуальный труд превысил 50% всего объема работ. А в «Hewlett-Packard» и IBM эта цифра приближается к 80-90%. Своеобразное, «соревнование интеллектуалов превращает корпорации в социально-интеллектуальные системы. [22, с. 13-14]

По индексу развития человеческого потенциала (согласно данным Программы ООН), который является обобщающим показателем уровня социально-экономического развития стран, Беларусь занимает 68-е место из 182 государств, опередив все страны СНГ. [13].

Республика, согласно решению четвертого Всебелорусского народного собрания, должна войти в число первых 50 стран мира с наивысшим индексом развития человеческого потенциала [12].

Развитие человеческого  потенциала является ключевым направлением политики белорусского государства, которое  включает:

    • повышение уровня благосостояния,
    • рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни,
    • укрепление здоровья граждан,
    • повышение качества образования [23, с.16]

Целенаправленная государственная политика по повышению уровня благосостояния позволила увеличить реальные денежные доходы населения за истекшее пятилетие в 1.75 раза. Реальная заработная плата возросла на 59 процентов. К концу 2010 года средняя заработная плата составила 500 долларов США.

К 2015 году ее размеры приблизятся  к 1000 долларов. Пенсии за пятилетку увеличены в полтора раза. В следующие пять лет минимальная пенсия будет жестко привязана к прожиточному минимуму пенсионера и расти такими же темпами, как заработная плата [12].

Значительно уменьшилось число малообеспеченного населения с 12.7% в 2005 году до 5.4% в 2010 году. [13].

В нашей стране сформировался средний класс. Сегодня тех, кто считает человеком со средним достатком, - около двух третий, в то время как пятилетку назад таких было наполовину меньше.

У нас нет сильного социального расслоения. Мы входим в десятку стран с наименьшим социальным неравенством. Разница в доходах в Беларуси за последние годы составляет менее пяти раз. Примерно также, как в Германии, Австрии и Швеции. В России она более чем в 20 раз [12].

На европейский уровень  страна ориентируется и в будущем. Это не означает, что будут сдерживаться высокие доходы. Напротив, государственная политика нацелена на то, чтобы состоятельных людей прибавлялось. Но при этом пропорционально подтягивались и остальные слои общества.

В Беларуси созданы все  условия для того, чтобы была обеспечена полная занятость людей. Регистрируемая безработица удерживается в социально-допустимых пределах – 0.8 – 0.9% к экономически активному населению [13]. Это значительно ниже, чем во многих развитых странах мира. Для сравнения: в Германии – 7.5%, Великобритании – более 5, в Японии – 4, в США доходит до 10%, а в Испании – свыше 20. [12].

Приоритетом государственной  политики останется жилищное строительство. Многое сделано в этой сфере. На протяжении нескольких лет по числу построенных квартир на 10 тысяч населения Беларусь лидирует среди всех стран СНГ и входит в группу государств мира с высокими показателями. В будущей пятилетке будут решены вопросы доступности жилья. К 2015 году в стране будет введено 42 млн. кв. метров жилья, что в 1.6 раза больше, чем в предыдущей пятилетке. [12]

Главные задачи демографической политики – повышение ожидаемой продолжительности жизни и рождаемости населения. В стране несколько замедлились темпы сокращения численности населения. Продолжительность жизни увеличилась с 68.8 года в 2005 году до 71 года в 2010 году. Уровень младенческой смерти по сравнению с 2005 годом сократился в 1.7 раза и является самым низким среди стран СНГ [12].

В решении демографических  проблем важное место отводится  вопросам укрепления нравственных основ семьи и брачно-семейных отношений, ориентации общественного сознания на благополучную, крепкую многодетную семью.

Реализация намеченных задач и направлений демографической  политики позволит стабилизировать  численность населения Республики на уровне 9.4 млн. человек, увеличить  ожидаемую продолжительность жизни с 71 года до 72-73 лет в 2015. [13].

Важнейшим стратегическим приоритетом является сохранение и укрепление здоровья нации. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет последнее как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболевания или физического дефекта».

Основными факторами, влияющими на здоровье человека, являются:

  • образ жизни 49-53%,
  • наследственность 18-22%,
  • качество окружающей среды 17-20%,
  • уровень медицинского обслуживания 8-10%,
  • другие 8% [24, с.78].

Таким образом, одной  из главных задач улучшения здоровья населения в стране является формирование у граждан приверженности здоровому  образу жизни. Однако, эффективность  работы, проводимой в этой области  в Беларуси, недостаточна. Не выработаны экономические стимулы бережного отношения к своему здоровью.

Высокий уровень потребления  алкоголя и курение в сочетании  с низкой физической активностью  приводят к высокой смертности граждан, особенно мужчин трудоспособного возраста, от травм, отравлений и болезней сердечно-сосудистой системы. Именно эти негативные стереотипы поведения значительной части мужского населения определяют разницу в средней продолжительности жизни населения Беларуси в сравнении с развитыми странами и наносит стране колоссальный экономический ущерб.

Главной задачей улучшения здоровья нации  на современном этапе выступает:

    • формирование потребностей населения в соблюдении принципов здорового образа жизни и сознательном отказе от саморазрушающего поведения;
    • воспитание личной ответственности человека за сохранение своего здоровья и здоровья его семьи и других членов общества;
    • обоснование и внедрение в стране сбалансированного и высококачественного питания;
    • создание условий труда, обеспечивающих здоровье населения;
    • исследование и укрепление наследственных факторов физического и духовного здоровья белорусского населения;
    • улучшение качества окружающей среды;
    • повышение доступности и уровня медицинской помощи [25, с.79].

«Медицинская помощь, - отмечается в докладе Главы государства на IV Всебелорусском народном собрании, - должна быть оперативной, качественной, доступной независимо от того, живет человек в городе или в деревне».

Состояние и качество медицинской помощи напрямую зависит  от развития материально-технической  базы здравоохранения, использования передовых научных достижении медицины и фармакологии, в том числе в области трансплантологии, кардиохирургии, нейрохирургии, внедрения современных методов диагностики и лечения и др.

В новой пятилетке  будет завершено формирование сети республиканских специализированных медицинских центров, реконструирование и переоснащение учреждений здравоохранения, что позволит оказывать высокотехнологичную помощь всем гражданам Беларуси.

В повышении качества оказываемой медицинской помощи первостепенная роль отводится применению нанотехнологий. Использование достижений науки и инноваций даст возможность лечить на ранних стадиях различные заболевания, представляющие собой наиболее распространенные причины потери трудоспособности. Это позволит продлить жизнь человека, его творческую активность.

Таким образом, здравоохранение было и остается важнейшим приоритетом политики белорусского государства.

Будущее нашей страны определяется духовным здоровьем нации, которое вместе с высокими моральными принципами, патриотизмом, активной гражданской позицией составляет основу общества, гарантирует его устойчивость и является главным источником его развития.

Дух нации формирует культура. Её главное предназначение – консолидировать народ на основе общих традиций и ценностей, воспитывать патриотов, развивать и приумножать творческий потенциал народа, создавать условия для всестороннего развития личности, удовлетворения ее эстетических потребностей, реализации способностей и талантов. [13]

Белорусская культура является неотъемлемой частью государственного суверенитета, гарантом сохранения идентичности и самобытности народа, краеугольным камнем независимости, своего рода «вакциной» против вирусов духовной деградации.

Закрепленные в культуре нравственные установки, модели поведения определяют успешное развитие личности и народа в целом.

Чего государство  ждет от культуры?

Во-первых, произведений, способных поднять патриотический дух народа, ярко и честно показать всему миру прошлое и настоящее Беларуси, создать образы истинных национальных героев.

Во-вторых, бережной и кропотливой работы по сохранению нашего наследия.

В-третьих, обеспечения доступности культурных благ для всех граждан, включая жителей малых городов и села, активного участия в воспитании молодежи.

Сегодня на передний план выдвигается задача нравственного воспитания человека, сохранения и упрочения культурных и идеологических основ государства и общества [12].

В решении этой задачи огромная роль принадлежит литературе и искусству.

Нужны романы, повести, спектакли, кинофильмы о жизни нашей молодой страны, воспитывающие высокие качества гражданина на образе положительного героя.

Президент А. Г. Лукашенко, обращаясь к лауреатам премий «За духовное возрождение» и специальных  премий деятелям культуры и искусства  отметил, что «страна ждет от вас ярких, масштабных произведений, которые бы воспитывали народ в духе традиционных идеалов и ценностей. Отражали те позитивные перемены, которые происходят в нашей жизни». И «от того, какие идеалы утверждаются сегодня, напрямую зависит завтрашний день», - считает Глава государства.

Важнейшим стратегическим ресурсом государства, его приоритетом  является образование. Система образования Беларуси развивается динамично. Сегодня она сопоставима с образовательными системами наиболее развитых государств мира и по эффективности, и по результатам обучения и воспитания. Это подтверждается, к примеру, победами белорусских студентов и школьников на международных предметных олимпиадах, ростом популярности высшего образования в нашей стране. По этому показателю Беларусь занимает 23-ю позицию в индексе мирового рейтинга благосостояния. Это очень высокий показатель.

Информация о работе Стратегические цели и особенности белорусского пути общественного развития