Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 10:38, лекция
Основной целью административного права, как и иных отраслей правовой системы любого государства, является обеспечение интересов проживающих в нем граждан. В свою очередь достижение этой социально важной задачи невозможно без определенного государственно-правового механизма, отражающего объективно складывающуюся в конкретном государстве систему общественных отношений. Все это выдвигает перед правом, в том числе и административным, как своеобразным «нормативным зеркалом» очень серьезные требования.
Целью работы является анализ административного права как отрасли права.
Введение 3
Управленческое административное право как отрасль права 4
Заключение 33
Список использованных источников 35
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Управленческое административное право как отрасль права 4
Заключение 33
Список использованных источников 35
Введение
Актуальность исследования темы «Управленческое административное право как отрасль права» заключается в том, что в каждом обществе и государстве всегда уделялось огромное внимание управлению и регулированию повседневной жизни. Без этого трудно поддержать ее устойчивость и обеспечить развитие. Велись и продолжаются поиски соотношения публичного и частного интересов и их выражения в правовых системах, в структуре деятельности государства. Изыскиваются способы эффективного воздействия на общественные процессы. Административно-правовое регулирование в современном государстве имеет довольно широкую сферу. Подтверждается это и административно-правовой практикой. Граждане, предприятия, организации и иные общественные формирования в повседневной жизни и деятельности постоянно вступают между собой в общественные отношения, регулируемые нормами административного права. Нормы административного права распространяют свое действие на отношения, возникающие в процессе реализации гражданами и организациями ряда своих прав и свобод, скажем, при обращении их в соответствующие государственные органы. Отношения административно-правового характера возникают и при обеспечении компетентными административными органами своих правоохранительных функций, например, в случаях нарушения гражданами возложенных на них обязанностей. Административно-правовые отношения иногда имеют и договорной характер, например при заключении административных договоров между субъектами органов публичной администрации и т.д. Административное право обслуживает сегодня наиболее важную и динамично развивающуюся сферу общественных отношений, связанных с реализацией государством исполнительских и управленческих функций. Основной целью административного права, как и иных отраслей правовой системы любого государства, является обеспечение интересов проживающих в нем граждан. В свою очередь достижение этой социально важной задачи невозможно без определенного государственно-правового механизма, отражающего объективно складывающуюся в конкретном государстве систему общественных отношений. Все это выдвигает перед правом, в том числе и административным, как своеобразным «нормативным зеркалом» очень серьезные требования.
Целью работы является анализ административного права как отрасли права.
Управленческое административное право как отрасль права
На основе анализа содержания административно-правовых отношений исследователи приходят к выводу о том, что в качестве предмета административного права выступают общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти. Предмет административного нрава включает две группы общественных отношений управленческого характера: 1) отношения, непосредственно связанные с осуществлением государственного управления, т.е. с реализацией исполнительной власти; 2) иные отношения, в частности внутриорганизационные, возникающие в процессе деятельности других государственных органов [7, с. 23].
Административное право называют правом организационным, правом управления. управление есть целенаправленное, упорядочивающее воздействие на организованные системы различной природы - технические, биологические, социальные. Управление обеспечивает целостность этих систем и служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами. Управление - внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления). Управляющее воздействие в силу своего назначения и характера предполагает подчинение объекта субъекту. Такое подчинение обеспечивается управленческими командами, которые выдает субъект управления. Государственное управление является, прежде всего, одним из видов управления как общественно необходимой категории, т.е. его понятие производно от управления вообще. В этом смысле под государственным управлением следует понимать осуществление организационных (управленческих) функций от имени государства и в масштабе государства. Место и роль государственного управления в механизме государственной деятельности определяется следующими характерными чертами: государственное управление — конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющей компетенционную и функциональную направленность; государственное управление по своему назначению и характеру является исполнительно-распорядительной деятельностью. Основным направлением ее является претворение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов; государственное управление является непосредственно организующей деятельностью. В процессе его осуществления повседневно реализуются функции государства в сферах межотраслевой (финансы, госстандарты, налоги, статистика и т.д.), социально-политической (оборона, внутренние дела, государственная безопасность, юстиция и др.), социально-культурной (образование, наука, культура, здравоохранение и др.), хозяйственной (промышленность, строительство, транспорт, связь и др.) деятельности; государственное управление осуществляется специально уполномоченными на то субъектами, которые именуются в законодательстве органами государственного управления (органы исполнительной власти). Именно они непосредственно решают вопросы общего управления, руководят сферами и отраслями, управляют государственными предприятиями, объединениями, учреждениями, организациями, оказывают управленческое воздействие на негосударственные объекты. Субъекты государственного управления наделены государственно-властными полномочиями и выступают от имени государства. Они наделены полномочиями по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения. Государственное управление и осуществляющие его функции, государственные органы есть составная часть единого механизма государственной власти. Поэтому элементы государственного управления присущи и другим видам государственной деятельности - законодательной, судебной, осуществлению прокурорского надзора. Однако органы государства, осуществляющие эти виды деятельности, оперативного управления не осуществляют. Для органов законодательных, судебных, органов прокуратуры управленческие функции являются вспомогательными, внутриорганизационными. Они направлены на обеспечение успешного выполнения возложенных на них основных функций - осуществление законотворчества, правосудия, прокурорского надзора, т.е. функций, для выполнения которых они образованы. Особенностью государственного управления является повседневность и непрерывность исполнительной деятельности, ее прямая направленность на руководство соответствующими подчиненными объектами. В их числе следует различать: области государственного управления - сгруппированные на базе единства основного назначения (профиля) отрасли государственного управления (например, область социально-культурного строительства); сферы государственного управления - комплексы организационных отношений, связанных с осуществлением межотраслевых функций специального характера (например, учетно-статистических, финансовых); отрасли государственного управления - системы различного рода звеньев и отношений, объединяемых общностью профиля объектов и их конкретного назначения (например, промышленность, образование, наука, оборона и т. д.); комплексы внутриотраслевого и межотраслевого характера (например, фирмы, концерны); трудовые коллективы - производственные, научные; отдельная личность - ее действия, поведение [6, с. 36-37].
Таким образом, государственное управление есть подзаконная юридически властная организующая деятельность аппарата управления, состоящая в практическом исполнении законов в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Исполнительная власть - это ветвь единой государственной власти, она практически реализуется через государственное управление и не может отождествляться с данным видом государственной деятельности. Исполнительная власть представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти (государственного управления). Исполнительная власть в значительной степени категория политико-правовая, в то время как государственное управление - организационно-правовая. Государственное управление по своему назначению представляет собой не что иное, как вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть [6, с. 38].
Таким образом, административное право представляет собой отрасль правовой системы Республики Беларусь, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Эти отношения складываются главным образом в сфере государственного управления, исполнительной деятельности. В сферу регулирования административного права включается широкий круг общественных отношений, складывающихся в социально-политической, социально-культурной, экономической жизни страны [6, с. 39].
В зависимости от субъектов управленческих отношений представляется возможным выделить их следующие виды: между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, т.е. определяемые подчиненностью одних звеньев аппарата управления другим (например, между Советом Министров Республики Беларусь и любым министерством); между различными органами государственного управления, не связанными со сношениями подчиненности (например, между двумя министерствами); между органами государственного управления и подчиненными, а также и не подчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями; между органами государственного управления и гражданами; между органами государственного управления и негосударственными организациями. В зависимости от конкретных целей возникновения можно выделить: внутренние, или внутриорганизационные, внутрисистемные (например, в связи с формированием управленческих структур, определением взаимодействия между ними, их подразделениями и т.д.); внешние – отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на граждан, на общественные объединения, коммерческие структуры). Нормами административного права регулируются управленческие отношения и внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры. Соответственно административное право имеет определенные границы правового регулирования — прежде всего сферу деятельности органов государственного управления и возникающие здесь общественные отношения управленческого характера. Основными условиями отнесения общественных отношений к управленческим, т.е. составляющим предмет административного права, являются следующие: во-первых, наличие в них, как правило, соответствующего органа государственного управления или его представителя и, во-вторых, связь с исполнительно-распорядительной деятельностью. Одновременно, как уже подчеркивалось, существует и второй тип управленческих отношений, связанных с внутриорганизационной деятельностью государственных органов (например, судебных органов, прокуратуры), а также с внешневластной управленческой деятельностью некоторых общественных организаций (например, профсоюзов) [6, с.39-40].
Итак, административное право представляет собой отрасль права (система юридических норм), призванную регулировать общественные отношения в сфере государственного управления и отношения управленческого характера, возникающие во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями внешневластных управленческих функций.
Нормы административного права, будучи регуляторами управленческих отношений: определяют правовые положения граждан в сфере государственного управления; регулируют порядок образования, организации, ликвидации органов государственного управления, их компетенцию, основы взаимоотношений с другими государственными органами, общественными объединениями и другими негосударственными организациями, гражданами; регулируют порядок прохождения государственной службы, закрепляют правовой статус государственных служащих; устанавливают формы и методы государственного управления и процессуальный порядок его осуществления; определяют способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении; регулируют административно-юрисдикционную деятельность уполномоченных органов (должностных лиц) и порядок ее осуществления; регламентируют управление в отраслях и сферах (отраслевое и межотраслевое управление). Нередко одни и те же общественные отношения развиваются под воздействием нескольких отраслей права (особенно в хозяйственной сфере). В связи с этим важное значение имеет метод правового регулирования, представляющий собой юридическое средство воздействия, применяемое государством при правовом регулировании общественных отношений. Следовательно, если предмет позволяет обнаружить сферу правового регулирования, то метод — средства этого регулирования.
Административно-правовому регулированию свойственен в основном метод юридического властвования, или властных требований, исходящих от правомочного субъекта управления. Эти предписания носят односторонний характер, в них выражается воля субъекта управления. Если, например, для гражданского права характерно равенство сторон имущественных отношений, то в отношениях, регулируемых административным правом, налицо неравенство сторон. На этой основе отношения управленческого характера, испытывающие на себе воздействие административно-правового метода регулирования, часто называют властеотношениями, или отношениями власти и подчинения. Следует отметить, что власть и односторонность как наиболее существенные признаки административно-правового регулирования не исключают использование в необходимых случаях дозволительных средств. В условиях рыночных отношений (особенно в экономике) все больше дорогу пробивают себе методы рекомендаций, согласования, взаимной ответственности.
Таким образом, административно-правовой метод регулирования общественных отношений находит свое выражение: в установлении определенного порядка действий, несоблюдение которого не влечет за собой юридических последствий; в запрещении определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности); в предоставлении возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой; в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать, либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Однако во всех вариантах регулирующего воздействия административное право проявляет себя властно, независимо от конкретной формы выражения властности (предписание, запрет, дозволение или разрешение) [6, с.41-43].
Административное право входит в единую систему права Республики Беларусь. Оно тесно связано и взаимодействует с другими отраслями права, так как, несмотря на специфические особенности каждой из них. Все они призваны решать единые задачи, стоящие перед государством, с помощью правовых средств. Наиболее тесная связь административного права с конституционным правом. Вместе с тем они разграничиваются по предмету правового регулирования. Будучи ведущей отраслью права, конституционное право закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования, взаимоотношения с субъектами других ветвей власти, наиболее общие контуры компетенции органов исполнительной власти, основные права и обязанности граждан, которые практически реализуются, чаще всего, именно в сфере государственного управления. Следовательно, свои исходные начала административное право берет в нормах конституционного права, содержащихся в актах высшей юридической силы - Конституции, законах, детализирует и конкретизирует их, определяя при этом правовой механизм реализации компетенции различных звеньев системы исполнительной власти, прав и обязанностей граждан; административно-правовой статус конкретных участников управленческих общественных отношений и т.д. Разные стороны имущественных отношений регулируются гражданским и административным правом, но разными методами. Гражданское право регулирует отношения, характеризующиеся равенством сторон, а административное - их неравенством, т.к. одной из сторон всегда выступает государственный орган в качестве носителя государственно-властных полномочий. Наиболее сложно проведение граней между административным правом и такими отраслями, как финансовое, земельное право. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету названных отраслей, регулируется нормами административного права. Границы действия норм уголовного и административного права определяются характером и направленностью соответствующих запретов. Трудовое право регулирует трудовые отношения, а также некоторые другие, связанные с ними (но поводу заключения коллективных договоров, по рассмотрению трудовых споров, в области социального страхования и т.п.). Административное право воздействует на те стороны этих отношений, которые связаны с организацией трудовых процессов, а также с государственной службой.