Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 19:50, курсовая работа
Белорусское государство установило, что человек в цивилизованном
мире является высшей социальной ценностью. В соответствии с этим
концептуальным положением в Уголовном кодексе Республики Беларусь
(далее – УК) последовательно проведен принцип приоритета
общечеловеческих ценностей, провозглашена ориентация на
максимальное обеспечение безопасности личности, всемерную охрану
жизни, здоровья, чести, достоинства, прав и свобод граждан, их
неприкосновенности
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика хулиганства ………………………………..5
1.1. Понятие хулиганства ………………………………….............................5
1.2. Объект и объективная сторона хулиганства ……………………………7
1.3. Субъект и субъективная сторона хулиганства…………………………11
2. Квалифицирующие признаки хулиганства и
уголовная ответственность за совершение данного преступления ………18
Заключение……………………………………………………………………..28
Список использованных источников…
СОДЕРЖАНИЕ
Белорусское государство установило, что человек в цивилизованном мире является высшей социальной ценностью. В соответствии с этим концептуальным положением в Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее – УК) последовательно проведен принцип приоритета общечеловеческих ценностей, провозглашена ориентация на максимальное обеспечение безопасности личности, всемерную охрану жизни, здоровья, чести, достоинства, прав и свобод граждан, их неприкосновенности.
Говоря о приоритете интересов, защите прав и свобод личности, следует признать, что одним из важнейших разделов Особенной части УК является раздел «Преступления против общественного порядка и общественной нравственности».
В настоящее время хулиганство, являясь одним из наиболее распространенных преступлений, представляет значительную опасность для общественного порядка. Хулиганские проявления отравляют нормальные условия быта и отдыха граждан и нередко нарушают деятельность предприятий, учреждений, организаций.
Хулиганство принадлежит к числу преступлений, которые труднее всего поддаются точному определению. Вряд ли можно назвать какое-либо общественно опасное деяние, суть которого была бы так понятна каждому, и вместе с тем, нет другого такого преступления, которое бы вызвало большую сложность в установлении его юридических признаков.
Законодательство о хулиганстве должно отвечать как устоявшимся в законодательстве Республики Беларусь правовым традициям, так и изменяющимся по мере развития общества правоотношениям. В этой связи актуальным является исследование любых вопросов, касающихся состояния законодательства, регулирующего данное преступление, ибо такое исследование дает определенный материал для совершенствования уголовного законодательства в целом.
Изложенные обстоятельства, наряду с практической потребностью в выявлении особенностей хулиганства, изучении его субъектного и объектного состава и мотива, использовании этих данных для повышения качества расследования и рассмотрения в судах уголовных дел по хулиганству обусловили актуальность и выбор темы курсовой работы.
Целью данной курсовой работы является теоретическое исследование хулиганства и его квалифицирующих признаков.
Исходя из поставленной цели, в курсовой работе определены следующие задачи:
1) изучение научной и учебной литературы по теме исследования;
2) рассмотрение
общей характеристики
3) исследование квалифицирующих признаков хулиганства и уголовной ответственности за совершение данного преступления.
Объектом курсовой работы выступают правовые отношения, возникающие в связи с расследованием правоохранительными органами хулиганства, а также состояние правового регулирования хулиганства в Республике Беларусь.
В качестве предмета исследования выступают нормы уголовно-процессуального закона, а также других нормативных актов, регулирующие расследование уголовных дел, связанных с хулиганством.
При написании курсовой работы использованы общенаучные методы – диалектический, анализ и синтез, обобщение, сравнение, логический, и частнонаучные методы – системно-структурный, сравнительно-правовой, моделирования, конкретно-социологических исследований. Данные методы позволили последовательно и полно рассмотреть суть правовых норм, регулирующих в белорусском законодательстве и международно-правовых актах хулиганство, определить особенности данного вида преступления, его общественное значение.
Теоретическую основу курсовой работы составили научные достижения в области уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, криминологии и других отраслей права. В качестве научной базы использовались работы Б.В. Волженкина, Ю.В. Гаврилина, А.М. Акуленко и других авторов. Законодательную базу исследования составили положения Конституции Республики Беларусь, действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, разъяснения Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
Структура курсовой работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХУЛИГАНСТВА
1.1. Понятие хулиганства
Понятие любого преступления имеет нормативно-правовой характер, так как основано на уголовном законе и не должно ему противоречить, в том числе и в научных исследованиях. Однако многие из законодательных дефиниций содержат тот или иной оценочный признак (признаки) и являются настолько нечёткими, что требуется научное вмешательство, чтобы вскрыть их суть и выявить некоторые особенности. Понятие же хулиганства давно вызывает значительное число научных дискуссий и ошибок при квалификации в следственной и судебной практике [8, с. 12].
Современная криминальная ситуация в Республике Беларусь обусловила интерес законодателя к проблеме охраны порядка и нравственности белорусского общества, свидетельством чего выступает регламентация в статье 339 УК уголовной ответственности за хулиганство – одно из наиболее опасных и распространенных преступлений против общественного порядка и общественной нравственности, а также принятие Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь 24 марта 2005 г. Постановления № 1 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве» [5]. Данное Постановление наряду с разъяснением общих вопросов уголовной ответственности содержит ряд рекомендаций относительно квалификации хулиганства.
Хулиганство исторически понимается в нашем обществе и законодательстве как самые различные действия, отличающиеся внешней беспричинностью, а также дерзкими формами осуществления. Под хулиганством следует понимать преступление против общественного порядка и общественной нравственности, предусмотренное статьей 339 УК и заключающееся в совершении умышленных действий, которые не только грубо нарушают общественный порядок и выражают явное неуважение к обществу, но и сопровождаются применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества, либо отличаются по своему содержанию исключительным цинизмом [3, ст. 339].
Сложное понятие хулиганства основано на совокупности оценочных признаков. Некоторые авторы наоборот выступают против «чрезмерной» конкретизации признаков объективной стороны хулиганства, существовавшей, не позволяющей, по их мнению, обеспечивать охрану общественного порядка [12, с. 26].
Полагаем, что конкретизация уголовного закона является одним из способов обеспечения режима законности, в противном же случае правоприменителю представляется свобода усмотрения, граничащая с произволом.
В связи с наличием в диспозиции ч.1 ст. 339 УК таких оценочных признаков, как «грубое нарушение общественного порядка», «явное неуважение к обществу», В.Н. Кивель, считая дефиницию хулиганства расплывчатой и неопределённой, добавляет, что «избыточность оценочной лексики в законодательной формулировке хулиганства на практике приводит к частой переквалификации действий обвиняемых» [14, с. 86].
Б.В. Волженкин полагает, что оценочные признаки дают возможность лучше учитывать социальную обстановку, специфические обстоятельства дела, обладающие многообразным содержанием и различными формами проявления в каждом конкретном случае [9, с. 121].
По мнению автора, существование в уголовном законе оценочных признаков является неизбежным, однако число их необходимо сводить к минимуму. Имеющиеся же дефиниции нуждаются в законодательных разъяснениях. Если же вовсе отказаться от оценочных понятий, законодательное определение хулиганства и некоторых других преступлений невозможно будет сформулировать.
Общественная опасность хулиганства заключается в основном в том, что оно чаще всего совершается в общественных местах, может быть направлено против самых различных объектов (отношения собственности, безопасность жизни и здоровья граждан и др.), и сопряжено с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.
Хулиганство опасно также тем, что нередко лица, допускающие его, в случае безнаказанности могут придти к совершению таких тяжких преступлений, как убийства, изнасилования, грабежи и т.п. Связь хулиганства с указанными преступлениями не случайна, ибо все они имеют одинаковые причины и условия, способствовавшие их совершению [13, с. 64].
Кроме того, учитывая специфику хулиганских побуждений, опасность данного преступления состоит еще и в определенной непредсказуемости соответствующих действий, в отсутствии либо явной незначительности внешнего повода к их осуществлению, а также в пренебрежительном отношении виновного, как к отдельным гражданам, так и к обществу в целом.
Полагаем, что содержащиеся в диспозиции ч. 1 ст. 339 УК такие оценочные признаки, как «грубое нарушение общественного порядка» и «выражение явного неуважения к обществу», сами по себе не являются описанием общественно опасных действий либо последствий хулиганства. Данные признаки следует расценивать в качестве социальных свойств хулиганских действий, придающих им общественно опасный характер [8, с. 13].
Таким образом, в теории и практике утвердилась позиция, что под хулиганством следует понимать умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества, либо отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом.
1.2. Объект и объективная сторона хулиганства
Хулиганство — это преступление, посягающее на основы общественного быта, досуга, отдыха и общения людей, вследствие чего нарушаются общественные устои добропорядочности и внутреннего спокойствия людей. В нем демонстративно и угрожающе проявляется пренебрежительное отношение не к конкретной жертве хулиганских действий, а ко всему, что может быть связано с оценкой поведения хулигана вопреки его антиобщественным устремлениям и желаниям.
Социально-правовой диапазон хулиганства как правонарушения многообразен — от неуемного озорства, скандалов до дерзких насильственных и циничных поступков, причиняющих существенный вред спокойной обстановке труда, общественной деятельности, быту и досугу людей как участников социума. Установление уголовной ответственности за хулиганство имеет большое предупредительное значение и способствует нормальному нравственному и физическому развитию общества.
Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является система отношений между людьми как членами общества, основанных на объективной потребности поддержания таких общепринятых социальных форм и правил поведения, при соблюдении которых гарантируются интересы граждан в спокойной обстановке быта, досуга, труда, общественной деятельности и уважительное отношение к указанным общественным ценностям.
Хулиганские проявления сходны со многими преступлениями: против человека, собственности, порядка управления и др., вследствие чего, как правило, затушевывается истинное содержание содеянного. Указанным обстоятельством обусловлена исключительная сложность установления адекватного содержания признаков уголовно-наказуемого хулиганства как самостоятельного преступления. Не случайно для многих работников правоохранительных органов и судов хулиганство было и остается своеобразным «запасным» составом преступления: все, что не поддается профессионально-адекватной оценке (не установлен мотив и т.п.) получает уголовно-правовую оценку в качестве хулиганства [11, с. 69-70].
Хулиганство является формальным по составу преступлением, несмотря на то, что при его совершении может причиняться и причиняется определенный вред здоровью людей, имуществу, нормальной работе учреждений, организаций, предприятий, общественного транспорта и т.д. В рамках состава хулиганства указанные последствия приобретают свойство признака хулиганского действия как совокупно целостного преступного деяния.
Преступлением признаются только насильственные и исключительно циничные формы хулиганских проявлений. Понятие действий, грубо нарушающих общественный порядок, должно оцениваться совокупно с уголовно-наказуемыми формами нарушения общественного порядка и проявления явного неуважения к обществу, предусмотренными ч. 1 ст. 339 УК [7, с. 733-734].
Грубое нарушение общественного порядка может выражаться в совершении таких действий, которые повлекли срыв массового мероприятия, временное прекращение нормальной деятельности учреждения, предприятия, общественного транспорта и т.п., а также причинение вреда здоровью, законным правам и интересам человека. Эти деяния могут проявляться в длительном и упорно не прекращающемся нарушении общественного спокойствия, уничтожении или повреждении имущества, избиении потерпевших.
Явное неуважение к обществу характеризуется заведомым пренебрежением виновным общепринятыми нормами поведения в обществе, активным противопоставлением своей личности интересам общества или отдельных лиц, в том числе и в таких местах, которые не принято считать общественными, например лес, пустырь, поскольку соблюдение общественного порядка направлено на обеспечение спокойствия не только больших групп граждан, но и каждого члена общества в отдельности [5, п. 3].
Термин «грубое» относится к оценочной категории, и его предметное содержание определяется конкретными объективными признаками уголовно-наказуемого хулиганства, а не общими отвлеченными формулировками хулиганских действий типа «причиняющие существенный вред общественному порядку», или которые «повлекли срыв массового мероприятия либо прекращение нормальной деятельности учреждения, общественного транспорта» и т.п. Подобные формулировки нарушения общественного порядка в качестве «грубого его нарушения» в социально-оценочном отношении допустимы, но они находятся за рамками состава уголовно-наказуемого хулиганства. Более того, порождают весьма распространенное и ошибочное мнение, что для уголовно-наказуемого хулиганства необходимо установить факт грубого нарушения общественного порядка и к тому же сопряженность такого нарушения с насилием, угрозой применения насилия либо с уничтожением или повреждением имущества. Грубое нарушение общественного порядка как объективный признак уголовно-наказуемого хулиганства — это понятие хотя и совокупное, но единое, оцениваемое с учетом всех объективных признаков, указанных в ч. 1 ст. 339 УК [7, с. 734].