Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Административное право".
-муниципальный уровень
Уставы МО, нормативные акты представительного органа, главы МО
Правовые отношения – связь между субъектами, которые имеют юридические обязанности, субъектные права.
АПО:
–общественные отношения, регулируемые нормой АП
-регулируемые нормами АП, общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, стороны которых выступают в качестве набора взаимных прав, характерных АПН.
Структура АПО – способ связи элементов в рамках системы.
Элементы АПО:
-стороны (субъекты, участники)
-объект
-содержание (права, обязанности сторон)
Субъект правоотношения – лицо, организация, которым предоставлена возможность, способность быть носителем прав, обязанностей.
Объект - то, на что направлены действия субъектные права, обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников.
Субъективные права и обязанности – конкретизация АПН применительно к данным участникам в данных отношениях.
Субъективное право – закрепленная за управляемым лицом мера возможного поведения в данном ПО.
Субъективная обязанность – обязанная законом мера должного поведения.
Классификация АПО
1. По содержанию:
-материальные
(общественные отношения,
-административно-
2. По характеру юридических фактов
- правомерны
- неправомерные
3. По способу защиты
- защищенные в административном порядке
- защищенные в судебном порядке
- самозащита
4. По соотношению прав и обязанностей участников
- вертикальные (один подчинен другому)
- горизонтальные (без подчинения)
Первоначально можно выделить следующие две группы административно-правовых отношений:
а) отношения, непосредственно
выражающие основную формулу управляющего
воздействия ("субъект - объект"),
в которой отчетливо
б) отношения, складывающиеся за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением.
Можно выделить также
внешние и
В соответствии с данной классификацией правоотношения подразделяются на:
а) возникающие в рамках
внутренней деятельности органов управления
(решение структурных и
б) возникающие в рамках внешней сферы управления, т.е. непосредственно в процессе реализации функций управления применительно к управляемым объектам.
Различают субординационные
и координационные
Для первых характерна авторитарность (властность) юридических волеизъявлений субъекта управления. Они как раз являются собственно административными. Вторые - это, как правило, такие управленческие связи, в которых авторитарность отсутствует (например, отношения между несоподчиненными исполнительными органами).
Юридические факты –
это фактические
В правовых нормах субъектом
административного права
Субъект же правоотношения всегда конкретен. Это конкретное лицо или организация, сторона правоотношения (субъект или объект управления), наделенная правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и способная осуществлять их.
Субъекты административного права могут стать субъектами (участниками, сторонами) административных правоотношений при наличии трех условий:
административно-правовой нормы, определяющей субъекта, его права и (или) обязанности, юридическую ответственность;
административной
юридического факта (фактов),
т.е. основания возникновения, изменения
или прекращения
В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия или события.
Действия являются результатом активного волеизъявления (т. е. результатом сознательной деятельности) субъекта.
Они могут быть правомерными,
что означает их полное соответствие
требованиям административно-
Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и адресатом (как правило, исполнительным органом, должностным лицом).
Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный характер, т. е. относящиеся (адресованные) к конкретному лицу и делу. Их прямое юридическое последствие – возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Например, приказ о назначении на должность ведет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.
Неправомерные действия
не соответствуют требованиям
События – это явления, не зависящие от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и проч.).
Юридический факт – определенные жизненные обстоятельства (ситуации, условия), с которым нормы права связывают возникновение, изменение, прекращение ПО: действия, условия.
ЮФ:
-события (независимые от воли)
Абсолютные (не зависят от воли людей полностью)
Относительные (не зависят от воли участников)
-действия (результат
активного волеизъявления
Правомерные
Неправомерные
Признаки АПО:
-нессмеитричность
-одна из сторон
– субъект власти, наделенный
государственно-властными
-возникают по инициативе одной из сторон
-нарушения АПН – нарушитель несет ответственность перед государством
-разрешение споров
между сторонами, как правило
осуществляется в
Субъектом АП признается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых АП управленческих отношений. Круг их многообразен и объединяет их обладание особым юридическим качеством (админ. правоспособностью).
Субъекты АП могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:
административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта;
административная
основание возникновения,
изменения и прекращения
Административная правоспособность – это проявление общей правоспособности, то есть установленной и охраняемой государством правовыми нормами возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т.п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это способность приобретать соответствующий комплекс обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию.
Административная
Часто административные правоспособность и дееспособность неразделимы, так как являются по существу двумя элементами административно-правового статуса. Это относится к органам исполнительной власти, для которых они наступают одновременно, то есть с момента образования и юридического закрепления их компетенции.
В качестве субъектов
АП можно рассматривать Российское
государство, субъекты федерации, государственные
и негосударственные организаци
Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.
К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Также специфическими индивидуальными субъектами являются государственные служащие. Особенностью их является то, что они фактически являются официальными представителями того или иного органа исполнительной власти. В этом и состоит их отличие от иных индивидуальных субъектов административного права.
К коллективным субъектам относятся различного рода объединения граждан. В их числе государственные и негосударственные организации.
Государственные организации как субъекты административного права:
органы исполнительной власти (государственного управления);
государственные предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т.п.);
структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.
Негосударственные организации как субъекты административного права:
общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.);
трудовые коллективы;
органы местного самоуправления;
коммерческие структуры;
частные предприятия и учреждения.
Лица и организации, которые являются субъектами административного права, могут быть, при соблюдении определенных условий, субъектами административно-правовых отношений.
Субъект административно-правовых
отношений – это предприятие
или организация, которые в соответствии
с действующим
Физические лица участвуют в политической, государственной деятельности после приобретения статуса личности, а затем гражданства.
Для того, чтобы заняться
трудовой, профессиональной деятельностью,
учиться в образовательном
Особый правовой статус – это полномочия граждан, которые они приобретают по доброй воле, в своих интересах, в целях достижения своих потребностей (любители-охотники, любители-рыбаки, спортсмены-непрофессионалы, туристы и др.).
В правотворческой, в
правоприменительной
Административная