Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Административное право".
Органы исполнительной власти – создаваемые в системе ИВ органы, имеющие определенные НПА компетенции (функции и полномочия), например, на реализацию законов, иных НПА в конкретных областях жизни.
Классификация:
По объему компетенций
-общая (управление по всем вопросам деятельности, совет инвесторов, администрация субъекта)
-отраслевая (управление отраслью – министерства)
-межотраслевая
-внутриотраслевая
По федеральному устройству
-федеральные органы
-органы субъектов
-территориальные органы
По порядку разрешения подведомственных вопросов
-коллегиальные – решение группами, решение большинства
-оперативные, единоначальные – решающая роль принадлежит одному лицу
По организационно-правовым формам
-министерства
-иные органы власти
-органы субъектов
Президент:
-назначает Председателя Правительства с согласия ГД
-назначает, освобождает
от должности заместителей
-назначает, освобождает полномочных представителей президента, высшее командование военных сил
-назначает, оказывает,
дипломирование представителей
РФ в международных
Правительство
Федеральные органы
-федеральные министерства
-федеральные службы (контроль, надзор)
-федеральные агентства
(оказание государственных
ИО РФ
Министерство – орган ИВ осуществляющий управление в определенной сфере, координирующий деятельность.
Министерства представляют интересы в своей области в органах ГВ.
Характерные черты исполнительной власти:
исполнительная власть самостоятельна и независима;
Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти, тесно взаимодействующая с ее законодательной и судебной ветвями.
Исполнительная власть
самостоятельна в функционально-
является правоприменительной (организует исполнение требований закона) по своей сути;
осуществляет управленческую и распорядительную деятельность; Распорядительная деятельность – это деятельность по изданию подзаконных нормативных актов и их реализации.
субъекты исполнительной власти – это органы власти, которые действуют от имени государства и от своего имени.
исполнительная власть
(т.е. возможность и способность оказ
Исполнительная власть реализуется в процессе государственно-управленческой деятельности, т.е. во внесудебном порядке.
В непосредственном ведении и распоряжении реализующих ее субъектов находятся наиболее существенные атрибуты государственной власти, как-то: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности и т.п.
Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.
Что касается Президента, то, согласно ст. 80 Конституции РФ, он является главой государства и не возглавляет, как это было ранее, систему органов исполнительной власти. Президент РФ согласует, координирует деятельность всех ветвей и структур государственной власти; в то же время он обладает широкими полномочиями и может активно влиять на формирование и деятельность органов исполнительной власти.
См. вопрос 16, 17.
Полномочия Президента в сфере исполнительной власти огромны.
В соответствии со ст. 83 Конституции он, в частности:
назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ;
имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;
принимает решения об отставке Правительства;
представляет ГД кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБРФ и ставит перед ГД вопрос об освобождении его от должности;
по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;
формирует и возглавляет Совет Безопасности;
утверждает военную доктрину;
формирует Администрацию Президента;
назначает и освобождает полномочных представителей Президента;
назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;
назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях;
подписывает и обнародует ФЗ (в том числе по вопросам исполнительной власти);
обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
осуществляет руководство внешней политикой страны; ведет переговоры, подписывает международные договоры и ратификационные грамоты;
принимает верительные
и отзывные грамоты аккредитуемых
при нем дипломатических
Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России; в соответствующих случаях вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное, а также чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания.
Президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории страны. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.
Президент вправе отменять постановления и распоряжения Правительства, а также приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Субъектом административного права Президент становится на 4 года в результате всенародных выборов, приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Конституция (ст. 92 и 93) предусматривает основания и порядок досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий.
Постоянно действующим органом, обеспечивающим деятельность Президента, является его Администрация. Администрация создает условия для реализации Президентом функций гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина; принятия мер по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, определения основных направлений внутренней и внешней политики, решения кадровых вопросов и обеспечения реализации Президентом иных возложенных на него полномочий.
В целях обеспечения
реализации Президентом своих
Правительство РФ – высший исполнительный орган гос. власти в масштабах всей страны. Его правовое положение определяется гл. 6 КРФ и ФКЗ от 17 декабря 1997 «О Правительстве РФ».
Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров (ст. 110 Конституции).
Председатель Правительства
назначается Президентом в
Правительство, согласно ст. 114 Конституции:
разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и отчитывается об этом перед ГД;
обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики;
обеспечивает проведение единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
осуществляет управление федеральной собственностью;
осуществляет меры по обеспечению обороны, гос. безопасности и реализации внешней политики страны;
осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
осуществляет иные полномочия, возложенные на него КРФ, ФЗ, указами Президента РФ.
Согласно ФКЗ от 17 декабря 1997, Правительство в пределах своих полномочий:
организует реализацию внутренней и внешней политики;
осуществляет регулирование
в социально-экономической
обеспечивает единство системы исполнительной власти РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;
формирует федеральные
целевые программы и
реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. По соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации Правительство может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и ФЗ;
оно осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Федерации на основании соответствующих соглашений.
Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Эти акты имеют большое значение для формирования общей правовой базы в сфере управления, что объясняется высоким положением Правительства в государстве и в системе исполнительной власти.
В ФКЗ «О Правительстве РФ» закреплены конкретные полномочия Правительства раздельно по сферам (экономика, социальная сфера и т.д.), а также полномочия Председателя Правительства по организации работы Правительства, полномочия заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, Президиума Правительства. Кроме того, предусмотрены положения, обеспечивающие согласованное функционирование и взаимодействие Правительства с другими ОГВ – Президентом, Федеральным Собранием, органами судебной власти и ОГВ субъектов Федерации. Так, в целях повышения эффективности участия Правительства в законодательном процессе, а также обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти постановлением Правительства от 1 февраля 2000г. Утверждено Положение о его полномочных представителях в палатах Федерального Собрания.
Постановлением Правительства от 9 ноября 1998 г. установлено, что полномочный представитель Правительства в Конституционном Суде РФ осуществляет координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти по представлению ими интересов Правительства в Конституционном Суде РФ.
Согласно Указу Президента от 2 апреля 1992г. администрации краев и областей по согласованию с Правительством вправе учреждать представительства администраций при Правительстве. Республики имеют свои представительства при Президенте страны. Эти представительства – важные механизмы прямых и обратных связей центра и субъектов Федерации, обеспечивающие целостность государственного организма России.